Политика
  1. Политика
 14 мая 2012, 13:20  

Прошлись ревизией

Прошлись ревизией
Новый губернатор Прикамья Виктор Басаргин, не оценив стараний Олега Чиркунова в бытность его главой региона, получил за это поддержку почти всех депутатов, как креатур своего предшественника так и ярых оппозиционеров.

Краевые парламентарии на шестом внеочередном заседании Законодательного собрания, как и ожидалось, утвердили Виктора Басаргина на пост губернатора Пермского края. Виктор Басаргин в своем выступлении заявил, что является сторонником более консервативного пути, чем его предшественник, и подверг анализу самые громкие проекты экс-губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Апрельская отставка губернатора стала неожиданностью как для его команды, которая не исключала участие в прямых выборах, так и для самого Олега Чиркунова. «Решение уходить — мое, когда уходить решаю не я», — резюмировал в своем блоге Олег Чиркунов.

Согласие несогласных. Операция по утверждению Заксобранием г-на Басаргина на пост губернатора готовилась в столь же молниеносном режиме, что и отставка г-на Чиркунова. Вопрос утверждения нового губернатора был согласован с пермскими элитами за предельно короткий семидневный срок, после чего даже самые оппозиционные депутаты заявили о том, что перестают быть таковыми. Сам же рекордсмен по длительности пребывания на губернаторском посту Пермского края Олег Чиркунов ушел по-английски: его не было ни на заседании Законодательного собрания, ни на состоявшейся вслед за ним инаугурации.

Из 60 успевших разъехаться из-за начавшихся майских праздников по разным уголкам мира парламентариев за довольно короткий срок удалось собрать 54 (об отставке Олега Чиркунова стало известно перед майскими праздниками — 28 апреля), и вне­очередное заседание краевого парламента было назначено на 5 мая. Из запланированных отпусков вернулись спикер Законодательного собрания Валерий Сухих, Алексей Бурнашов и ряд других депутатов. За нового губернатора на открытом голосовании депутаты высказались практически единогласно (53 из 54). Единственным парламентарием, который выступил против кандидатуры Басаргина, стал зампред фракции КПРФ в Законодательном собрании Владимир Корсун, уже по традиции голосующий вразрез с позицией однопартийцев, заявивший о своем решении не поддерживать предложенную президентом кандидатуру во время своего выступления. Таким образом, о статусе либеральной столицы Перми стоит уже забыть: до Ярославской области, где против кандидатуры губернатора предложенной президентом, проголосовали 4, 3 воздержалось, а «за» проголосовало 34 депутата, далеко.

До заседания краевого парламента Виктор Басаргин, находясь в статусе временно исполняющего обязанности, встретился с каждой фракцией Законодательного собрания, получив такие оценки — как «ценное приобретение для Пермского края», человек, который «видит проблемы и знает пути их решения». Заручился новый губернатор и поддержкой со стороны оппозиционных депутатов и тех, кто сомневался. Со многими встречался лично, обещая поддержать проекты и решить проблемы с самом широком спектре больных вопросов.

Михаил Бабич, представляя нового губернатора, отметил, что жизненный путь Виктора Басаргина говорит сам за себя: нет ни одного участка, который можно было бы назвать простым и с которым он бы не справился с честью. «В период мощнейшего экономического кризиса он с нуля создал Министерство регионального развития. Мы знаем, каким трудом это далось, и что человек только такого масштаба мог такие работы выполнить», — отметил г-н Бабич. При этом, полпред подчеркнул, что ситуация в регионе не простая, но есть все возможности для поступательного развития.

Отошли от курса. Виктор Басаргин в своем выступлении перед депутатами краевого парламента решил сконцентрироваться на тех вопросах в развитии региона, которые «не всегда попадали в фокус внимания власти», тем самым подвергнув ревизии проекты своего предшественника на посту главы региона.

Среди приоритетных проектов Виктор Басаргин выделил улучшение уровня и качества жизни людей. Отметив, что в ряде территорий Пермского края продолжительность жизни весьма невелика, отстает регион и по уровню доходов на душу населения. Главный приоритет — здравоохранение. «Мы запускаем высокотехнологические медицинские центры, с другой стороны, наши роженицы лежат в коридорах», — заявил Виктор Басаргин. «Здравоохранение связано с демографией, а ее негативная динамика не преодолена», — продолжил губернатор критиковать ведомоство Дмитрия Тришкина. При этом в другой составляющей социального блока были отмечены успехи: Виктор Басаргин пообещал, что нововведения в сфере образования, такие как доплаты отличникам, проект «Мода на мозги», стимулирование профессорского состава, сохранятся. В своем докладе Виктор Басаргин отметил, что проблемами второго эшелона является поддержка системы начального и среднего специального образования, предотвращение закрытия среднеспециальных учреждений, которое сегодня происходит повсеместно. Следующий пункт, на котором остановился г-н Басаргин, это программа «Мамин выбор», широко пропагандируемая Олегом Чиркуновым: «Необходимо понять, какую конечную цель решает эта программа, стимулируем ли мы частный бизнес или купируем проблему мест в детских садах».

Остановился кандидат в губернаторы и на культурной политике региона. Эта тема, по словам Виктора Басаргина, вызывает самый большой резонанс, и мнения о ней диаметрально противоположные: «Работа в этом направлении не должна вестись в ущерб другим. Мы должны быть готовы рассматривать вопросы, связанные с софинансированием мероприятий, которые найдут поддержку среди населения, а не реализовывать проекты отдельных людей и отдельных групп».

Высказал Басаргин и свое недовольство относительно состояния строительной отрасли, отметив отставание Пермского края от многих субъектов Федерации и выразив желание внести изменения в реализацию мастер-плана Перми. По словам новоиспеченного главы Прикамья, прежние власти сказали застройщикам: «Вы постройте, а все убытки возьмите на себя», а это неправильно. В качестве пилотных проектов у Виктора Басаргина — возведение социального жилья. Планы на краевую столицу — дороги, фасады, и сохранение исторической застройки. Коснулся г-н Басаргин и темы строительства нового аэропорта, который он уже называл в числе приоритетных вопросов: «Я попросил обсудить проект совместно с Минтрансом, Росавицией».

После выступления на Виктора Басаргина не посыпался шквал вопросов, ему их было задано лишь порядка 10. Депутатов интересовало, что в первую очередь изменится в социальной сфере, будет ли поддержан проект создания инновационного кластера, инвестиционные программы крупных промышленных предприятий. Давний оппонент Олега Чиркунова депутат Бурнашов отметил, что Пермский край не только готов, но и хочет перемен.

«Стратегия, о которой вы заявили, совпадает не только с моей, но и со стратегией моих коллег. Она, к сожалению, не была услышана тем правительством и тем губернатором. Сегодня я впервые за 8 лет перестаю быть оппозиционером губернатору и становлюсь союзником», — заявил депутат.

В итоге, заручившись поддержкой краевого парламента, Виктор Басаргин поблагодарил депутатов, отметив, что каждый берет на себя величайшую ответственность, потому что он сам для многих является «Terra Incognita».

Кадровый расклад. Первым кадровым решением Виктора Басаргина стало переназначение на посту главы администрации губернатора Фирдуса Алиева. 9 мая прошла встреча губернатора с Юрием Трутневым. От министра природных ресурсов глава региона получил рекомендации по кадровой политике и системе управления регионом, а также и всю полноту ответственности за ситуацию с провалом грунтов в Березниках. Теперь комиссия по ликвидации последствий аварии поменяет федеральный статус на региональный, и возглавит ее вместо Юрия Трутнева сам Виктор Басаргин. 5 мая правительство Пермского края ушло в отставку, а новую управленческую команду губернатор пообещал сформировать до конца июня. Более всего из министров правительства не повезло возглавляющему Минторг Константину Пьянкову и Минкульт Александру Протасевичу. Оба чиновника, долгое время работавшие с приставкой и.о. и избавившиеся от нее буквально только что, вновь оказались в статусе врио.

О своем нежелании работать в новом правительстве уже сообщил глава проектного офиса «Пермь — культурная столица» Борис Мильграм. Критика ситуации в здравоохранении ставит под большое сомнение Дмитрия Тришкина. В ряде СМИ прошла информация о том, что на встрече Трутнева и Басаргина по работе в Правительстве РФ в качестве кандидатов на посты в новом правительстве края прозвучали имена Григория Куранова, возглавляющего приемную Путина в Пермском крае. К числу возможных претендентов относят Геннадия Тушнолобова. Кроме того, в крае возможен десант из окружения Виктора Басаргина, людей, ранее занимавших места в руководстве Свердловской и Челябинской областей и впоследствии переехавших в Москву на работу в Министерстве регионального развития. К ним относят занимающего должность заместителя министра регразвития Юрия Осинцева, второго зама экс-вице-губернатора Челябинской области Романа Попова, Евгения Рогоза и Дмитрия Шаповала, занимавшего должность председателя департамента архитектуры, строительства Минрега, а также работавшего в Перми Якова Силина. С учетом того, что Виктор Басаргин не раз говорил о том, что будет активно использовать федеральный ресурс для решения краевых проблем, привлечение персон из его команды этой логике явно соответствует.

Политологи и экономисты по просьбе «bc» подвели итоги губернаторства Олега Чиркунова

Людмила Ознобишина, директор ООО «Центр избирательных технологий»:

— При Олеге Чиркунове в регионе прошло несколько выборных циклов. Федеральный — Госдума РФ в 2007-м и 2011 годах, региональный — ЗС в 2006-м и 2011 годах, выборы главы Перми 2006 года и сотни других муниципальных выборных кампаний. Переломным периодом в развитии политической ситуации для команды Олега Чиркунова я считаю период 2005–2006 гг. Именно тогда административный ресурс столкнулся с сопротивлением в лице команды Владимира Плотникова и других кандидатов в главы Перми и Городской Думы. Этот протест обладал достаточным финансовым, организационным ресурсом, как результат, получил общественную поддержку и на какой-то период чуть не стал реальным противовесом действующей власти (не в пример нынешней оппозиции).

С тех пор вся политика в регионе свелась к двум процессам — согласованию нужных кандидатов и устранению лишних.

Получение необходимого результата в ходе федеральных выборов, проходящих на территории края, было организовано за счет контроля региональных отделений политических партий. Исключение — крайком КПРФ, рейдерские атаки на который осуществлялись на протяжении всего времени и в значительной степени увенчались успехом во время кампании в Госдуму и Заксобрание 2011 года.

Тактика работы краевых властей на муниципальных кампаниях (согласование кандидатов, применение административного ресурса) показывала необходимые результаты и считалась эффективной, но в отдельных случаях шла по нежелательному сценарию и в результате приводила к неожиданному результату. Например, в 2009 году произошел массовый проигрыш согласованных глав муниципальных образований. А самым ярким примером автономности от краевой вертикали является Чайковский.

Так выглядят составляющие политической вертикали «эпохи Чиркунова», которые привели к следующим результатам:

1. Падение интереса к выборам у населения и рост протестных настроений. Федеральная протестная волна очень хорошо наложилась на пермскую региональную специфику. Это сыграло большую роль на выборах в декабре 2011 года, когда согласованные кандидаты и партия «Единая Россия» показали невысокие результаты.

2. Падение интереса к политике у молодых и перспективных для региона кадров. Политика стала ассоциироваться с грязным и циничным делом, коррупциогенной материей. Произошло вымывание из политики «свежей крови», снижение конкурентности. Политика — это такой испорченный, плохой социальный лифт. Результат налицо: наблюдать, как на заседаниях ЗС депутаты зачитывают чужие заранее подготовленные вопросы с листа, — зрелище не для слабонервных.

Олег Чиркунов породил конкуренцию в политике и сам же ее уничтожил. Отчасти это связано с федеральными трендами, отчасти — с желанием минимизировать затраты времени на политические процессы.

Давайте посмотрим, кто называет Олега Чиркунова либералом. Это либо члены его команды, которые преподносят либерализм губернатора как конкурентное преимущество отдельного региона, либо гости Пермского края. После прихода нового губернатора элитам придется вырабатывать новую линию поведения. По ходу заседания Заксобрания края, на котором утверждали Виктора Басаргина, поразило, что депутаты — ярые адепты политической линии Чиркунова, выслушав горькое и очень нелицеприятное выступление Виктора Федоровича, не задали ни одного острого вопроса, не выступили с защитой, не попытались разъяснить прогрессивную до некоторых пор идеологию. Вот цена так называемому либерализму.

Сергей Седов, директор ООО «Пермский аналитический центр»:

— Главный позитивный момент — низкая закредитованность региона, Пермский край жил по своим доходам. Чиркунов оставляет регион без долгов.

Главный минус за время работы — это отсутствие единого понимания, что такое Пермский край через 20–30 лет, какое место с учетом нарастающей конкуренции за население (рабочие ресурсы) он будет занимать как в своем регионе, так и в России, какие отрасли экономики являются приоритетными. Отсутствие вот этой единой понятной и чиновничеству, и населению, и местной бизнес-элите стратегии на протяжении многих лет привело к тому, что принимались бессистемные, хаотичные решения.

Вектор последней пары лет — превратить явно не туристический край в некую туристическую Мекку за счет проведения культурных мероприятий — ошибочен.

Да хотя бы в том (помимо остальных факторов), что для обслуживания культурных мероприятий и больших потоков туристов не нужна такая высокая численность местного населения — это подтверждает весь мировой опыт, который почему-то не принимался во внимание.

В итоге получили в регионе ориентацию на крупный сырьевой и обрабатывающий бизнес, являющийся значительным донором бюджета, отсутствующую как факт работающую стратегию и программу (с четкими и понятными пунктами) по промышленной политике, отсутствие РЕАЛЬНОЙ, а не декларируемой работы с малыми и средним бизнесом.

Совершенно провалена работа с внешними инвестициями, их очень мало. Я достаточно много общался с потенциальными инвесторами в эти годы, по своему профилю — недвижимость. Если еще в 2006–2009 годах федералам была интересна мысль вкладывать сюда деньги, и они присматривались к региону, то после того, как начались все эти движения по градостроительному законодательству, интерес явно стал меньше. Деньги идут туда, где им не вставляют палки в колеса, здесь очевидно, что, даже купив земельный участок, инвестор не может быть уверен, что его не кинут, не сменят внезапно назначение земли («ипподром»), внезапно не ограничат этажность («Ива» и краснодарцы). Люди все это видят и знают и решения принимают не в пользу Пермского края. Невнятная градостроительная политика привела к тому, что в Перми очень мало строят, и очень высокая его стоимость. Касательно других отраслей инвестирования, примерно тоже самое.

Все, что выше сказал, влияет на бизнес-среду очень сильно, в Перми достаточно низкая бизнес-активность, видно это даже в том, что в Перми практически нет современных крупных офисных зданий. Местный бизнес в основном работает в своем регионе, весьма слаб, редко выходит на российский уровень, при этом Пермский край активно осваивают и крупные федеральные компании и организации из соседних даже более слабых регионов, рассматривая его как достаточно хороший рынок сбыта товаров и услуг.

Абсолютно не решены инфраструктурные проблемы — аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал морально и технически устарели. Только в последний год начались некие «шевеления» и «понимания», что надо что-то менять. С дорогами ситуация обстоит также достаточно непросто.

Что мне еще не нравится, регион все эти годы был донором денег и в то же самое время стеснялся активно просить деньги (фактически возвращать их) у федералов. Крупные инвестпрограммы — ту же инфраструктуру можно было бы финансировать за счет федерального бюджета, никаких особых движений в этом направлении сделано не было.

Юрий Белоусов, научный руководитель ООО «Центр прикладной экономики»:

— Я как экономист ориентируюсь исключительно на цифры. Ситуация в Пермском крае по сравнению с другими регионами выглядит средне. Регион как регион. Однако, если оценивать ситуацию в динамике, то с 2000-го по 2010 год экономические показатели региона несколько ухудшились. В первую очередь это касается объема инвестиций. По показателю объем инвестиций на душу населения с 2000-го по 2010 год Пермский край с 13-го места переместился на 34-е среди Российских регионов. Вдобавок еще и в ближайшем будущем показатели будут ухудшаться. Есть несколько регионов-лидеров, есть несколько откровенных аутсайдеров. Но мы не принадлежим ни к тем, ни к другим. С точки зрения потенциала, у Пермского края он есть. Но мы его не очень хорошо используем. Да и к оценке потенциала можно подходить по-разному: с точки зрения экономики он есть, а вот кадры у нас ничем не выдающиеся.

Если оценивать Олега Чиркунова на посту губернатора, отмечу, что ему была присуща страсть к нововведениям. Есть губернаторы-консерваторы, которым ничего нового не надо. Чиркунов стремился привнести что-то новое в систему, но если оценивать результаты и в тех и других регионах, то отмечу, что отличий между ситуацией в регионах нет. Сегодня главное, чтобы регион был встроен в вертикаль власти. Эпоха сильных и харизматичных губернаторов прошла еще в 90-е, и Олег Чиркунов находился в той среде, которая требовала исполнительности. Культурные проекты, на которые губернатор делал ставку, были занимательны, но не могли дать экономический эффект ни при каких условиях. В заслугу Олегу Чиркунова можно поставить то, что при нем у нас понизился уровень преступности, и Пермский край перестал лидировать по этому показателю среди других регионов.

Константин Киселев, политолог (Екатеринбург):

— По моему мнению, Олег Чиркунов был очень приличным губернатором. Во время его правления Пермь попала в федеральную повестку и зазвучала по-новому. В первую очередь благодаря проекту «Пермь — культурная столица Европы». Этот проект способствовал позитивному позиционированию Перми.

Одна из ключевых проблем Пермского края — это ротация элиты. Ротация необходима с точки зрения прихода к власти новых людей и новых идей. При Олеге Чиркунове серьезного обновления элиты не произошло. Но это не его вина, это беда всей политической системы. Сможет ли он взять лучшее, что сделал Чиркунов, и исправить худшее, покажет время. В этой связи у Виктора Басаргина на руках карт-бланш с точки зрения возможности привлечь федеральный ресурс.

Чиркунов более последовательный либерал, чем Правительство Российской Федерации, однако это либерализм в сфере экономической, а не политической. Политического либерализма я в Перми не наблюдал.

Все новости компаний