Политика
  1. Политика
 14 мая 2012, 13:20  

С правом на надежду

С правом на надежду
Николай Иванов, политконсультант и бывший пресс-секретарь экс-губернатора Пермского края, — о том, почему столь внезапно закончилась «эра Чиркунова», на сколько пришел его сменщик Басаргин и можно ли возлагать на него надежды.

Мы ведем разговор по свежим следам утверждения Басаргина в должности краевым ЗС и его инаугурации. Несмотря на расхожее мнение о силе и вездесущности кремлевской руки, это в порядке вещей, что депутаты почти единогласно проголосовали за нового губернатора?

— Такое голосование, когда из 54 присутствовавших на заседании ЗС депутатов 53 проголосовали за наделение Басаргина полномочиями губернатора, говорит лишь об одном. У нас просто нет элиты, она вывелась. И повинен в этом во многом сам Олег Анатольевич Чиркунов. Это ведь он сделал все, чтобы этой элиты не осталось, кого-то подмял под себя, кого-то вытолкнул в маргинальное поле. Это и аукнулось теперь против него самого. Те же депутаты, которые избрались в ЗС по «списку Чиркунова», дружно поддержали Басаргина. Единственный, кто себя повел в этой ситуации достойно в отношении своего прежнего покровителя, — Дмитрий Скриванов, не явившийся на заседание ЗС и показавший тем самым, что он во многом остается предан Олегу Чиркунову. Все остальные соратники, не дрогнув, заслушали нового губернатора, по сути, разгромную критику всей политики Чиркунова, которой столько лет эти же депутаты аплодировали. И проголосовали так, как им продиктовали. Ни один ведь из людей бывшего губернатора за него даже заступиться не попытался.

На этом фоне логично поступили только те из них, кто все последнее время открыто называл себя оппонентом экс-губернатора. Например, Алексей Бурнашов, Геннадий Тушнолобов, Геннадий Кузьмицкий, публично поддержавшие Виктора Басаргина. А вот с эсерами ситуация выглядит иначе — им федеральное руководство партии дало установку выступить против Басаргина, а они решили сделать как все, голосовать «за». И тот же эсер Алексей Луканин, который всегда был особой, приближенной к Олегу Чиркунову, получается, был тоже «за».

И все-таки, по вашим ощущениям, Чиркунов каким-то образом пытался противодействовать прохождению кандидатуры Басаргина через ЗС?

— Думаю, он точно не прилагал усилий для того, чтобы этот вопрос был решен положительно. Скорее не противодействовал, а самоустранился.

Судя по недавним вашим интервью о Чиркунове, которого вы явно не жалуете, на Басаргина все-таки возлагаете определенные надежды. Чем они вызваны?

— Я, естественно, как и, наверное, 99,9 % жителей Пермского края в отличие от ситуации с Чиркуновым, с которым проработал чуть меньше года в 2005–2006 годах, лично с Басаргиным не знаком и совсем немного о нем знаю. Сужу только на основе его биографии, визуального впечатления, когда Виктор Федорович приезжал в Пермь еще в ранге федерального министра. Мое мнение таково: по стилю он может быть похож на губернаторов еще «ельцинского» призыва — Игумнова и Росселя. И это мне импонирует. Почему именно на Игумнова? У него биография во многом напоминает путь Геннадия Вячеславовича. По сути, он партийно-советский деятель. Пусть и моложе, чем Игумнов. Успел поработать только в комсомоле. Но в целом он так же, как и Игумнов, очень медленно шел по карьерной лестнице. Зампредседателя госимущества, потом первый зам, затем председатель, впоследствии переходит в полпредство, где работает начальником управления, чуть позже замполпреда, и в конце концов получает портфель федерального министра. С Игумновым была ведь та же история. Это такая школа, когда нужно было прошагать все этапы, для того чтобы занять первую позицию. Игумнов тоже только в 60 лет стал губернатором. И пройденный им путь позволяет говорить о том, что человек знает все аппаратные нюансы. Тот же, который приходит буквально только что, как Чиркунов, будучи выходцем из бизнеса, успевшим лишь некоторое время поработать в Сов­феде, не знает, как эта машина работает. Если у Олега Анатольевича, как мне кажется, принцип, если не знаешь, что делать, делай хоть что-нибудь, то есть все что угодно. То у Басаргина, по моим ощущениям, принцип другой: если не знаешь, что делать, то лучше ничего не делать, чтобы не было хуже. Принцип: не навреди! Управление — это тоже искусство, и оно постигается прежде всего за счет опыта. Что касается Росселя. Басаргин начинал свою карьеру именно в его команде и прошел с ней немалый путь, вплоть до начала 2000-х годов. И это тоже позитивный сигнал. С моей точки зрения, именно в 90-е годы Пермский край и Свердловская область примерно одинаково развивались. В 1992–96 гг. я постоянно ездил между Пермью и Екатеринбургом, и тогда такого отличия разительного, как сейчас, все-таки не было в пользу последнего. Считаю, что в тот период Пермская область совершила колоссальный рывок вперед, просто это не все сейчас помнят и не все понимают. Именно тогда из дотационного региона стали донором, пережили кризис, и Пермь стала преображаться. Свердловской области, конечно, повезло во многом, что Россель там работал дольше, чем у нас Игумнов, до 2009 года. 2000-е, когда возник пик цен на нефть, он использовал с максимальной выгодой для региона. В итоге Свердловская область ушла далеко вперед.

Ваше мнение, если бы выборы губернатора все же состоялись, какие группы влияния стали бы их участниками?

— Полагаю, участвовали бы три основные группы. Естественно, группа Чиркунова, либо сам Олег Анатольевич, либо его выдвиженец. К примеру, Валерий Сухих или Дмитрий Скриванов. Вторая группа — это команда Трутнева. К примеру, тот же Борисовец. И третья — это федеральная власть. Та, которая не дала провести выборы, в лице всей федеральной вертикали, начиная от администрации президента, заканчивая Бабичем и Антоновым. Есть, конечно, еще и наша оппозиция. Если брать в расчет Окунева и Агишева, то с учетом введения муниципального фильтра ни тому ни другому, скорее всего, не светила бы регистрация. Хотя, если чисто теоретически допустить, что например, Окунева зарегистрировали, то в ситуации, когда не на жизнь, а на смерть схлестнулись бы люди Чиркунова и Трутнева, Константин Николаевич мог бы хорошо выступить. Даже прийти к власти. Может, это был бы и не Окунев, а например Митволь. Речь о некоем популисте, не связанном ни с одной группой, которого бы вдруг зарегистрировали. Но в реальности у Чиркунова или у его ставленника были бы в этой ситуации наиболее предпочтительные шансы, поскольку вероятность допуска оппозиции к выборам ничтожна. А федералам было бы сложно вытянуть своих кандидатов. Выдвинули бы они Антонова или того же Басаргина — попробуй провести на выборах чужого для региона человека. А «трутневской» команде в силу отсутствия административного ресурса тоже было бы совсем непросто. Федеральные выборы в Госдуму, в общем-то, показали, что даже Юрию Петровичу тяжело обеспечить нужный процент голосов только за счет своего личного ресурса. Все-таки уже 8 лет прошло с тех пор как он ушел с поста губернатора.

То есть Чиркунов, которого сняли практически в режиме спецоперации и заменили Басаргиным, не допустив прямых выборов, поплатился из-за высоких шансов на продолжение собственного проекта в Пермском крае?

— Олег Анатольевич, мастер хитроумных комбинаций, решил в сложившейся ситуации, когда его покровители в федеральных структурах утратили прежнее влияние и на смену пришла группа, не благоволящая к Чиркунову, сыграть на опережение. Заявил, что уходит в отставку, сделал ставку на выборы губернатора, в которых явно собирался принять участие либо сам, либо обозначив преемника. В выборах за счет административного ресурса команда Чиркунова имела очень высокие шансы одержать победу. Получилось так, что Чиркунов как бы ставил Кремль перед фактом, говоря, что досиживает свой срок до принятия закона о выборах, и заявляя, что собирается уходить, выводя себя из-под удара ожидавшейся отставки инициируемой из Кремля. Видимо, в Москве решили подыграть, чтобы уже потом и переиграть Олега Анатольевича. Они не стали дожидаться, когда он проведет свою спецоперацию с выборами, и провернули свою по его замене. Логика Кремля, что поставили именно Басаргина, лично мне понятна. Очевидно, что федералы не хотели проводить выборы, не понимая до конца, чем они могут закончиться. Мне представляется, что их не устроил бы ни один из возможных результатов, кроме победы федерального представителя. А это в сложившихся условиях было очень маловероятно. По-видимому, из этого и исходили. И понятно, почему Басаргин. Он не связан с местной элитой.

Считаете, кандидат из команды Трутнева в качестве федерального проводника Москву бы не устроил?

— Не хотелось бы сейчас гадать, но по моей информации у федерального центра к местным элитам сложилось серьезное недоверие после всех прошлогодних конфликтов «трутневской» и «чиркуновской» команд.

Если бы все-таки назначили человека из команды Трутнева, вы бы приветствовали это? Или Басаргин лучше?

— Если бы это был, например, Семен Романович Леви, я бы приветствовал. Если бы кто-то другой, то еще вопрос. Леви знаю очень давно, и из всех тех, кого называли в качестве выдвиженца из команды Трутнева, мне он представлялся как наиболее оптимальный вариант для края. Хочу и по варягу вот что сказать. Если бы нам назначили губернатором какого-нибудь, условно говоря, питерского силовика, я бы, скорее всего, оказался не в восторге. Или как поставили в Смоленской области члена ЛДПР Островского. Шла бы речь о подобных вариантах, а практика показывает, что в ситуации назначения может быть все что угодно, то я бы еще задумался, стоит ли питать надежды на лучшее. Поэтому Басаргин в ситуации назначения априори вариант приемлемый.

Ваша версия: Басаргин — это надолго? До 2017 года планирует оставаться или нет?

— Если не произойдет каких-то потрясений в федеральном масштабе, безусловно, доработает до 2017 года. Мое мнение, пусть я и не знаю Басаргина, он будет гораздо более договороспособным губернатором, чем Чиркунов. У него нет сегодня другого выбора. Ему сейчас 54 года. Через 5 лет будет 59. Через эти 5 лет у нас в соответствии с новым законодательством в любом случае будут выборы. Предельный срок нахождения на госслужбе 65 лет. В принципе ничто не мешает Басаргину через 5 лет, например, а может, и раньше выдвинуть свою кандидатуру на выборах и победить. Думаю, что он тоже до конца не понимает дальнейшие свои перспективы. Поэтому, держа в уме такое развитие событий, думаю, будет понимать, что необходимо все равно выстраивать отношения со всеми группами влияния. В этой связи полагаю, что он и с оппозицией будет общаться и с правозащитниками… Той стены, которая была раньше при Чиркунове, по крайней мере до начала нынешнего года, когда он пребывал в глубокой уверенности, что выбираться ему никуда не надо будет, полагаю, уже не возникнет.

Вы как пиарщик, тем более бывший пресс-секретарь губернатора, какие риски видите для Басаргина в плане пиара, и какие шаги вы порекомендовали бы ему предпринять?

— Главный и первый риск — подтвердить или опровергнуть сложившийся стереотип, что вслед за одним варягом тянется целый легион. Басаргину не стоит пачками вести назначенцев из Москвы либо из Екатеринбурга. В этом случае может возникнуть серьезный негатив практически на пустом месте. Менталитет Перми таков, что у нас не очень любят в принципе варягов, особенно варягов из Екатеринбурга, в силу традиционного соперничества. Наверное, 2–4 человека самых близких доверенных людей есть у него, их, условно говоря, можно привести за собой, но, наверное, не больше. Второе — ему первое время надо, чтобы его узнали как можно более широкие массы. На мой взгляд, он правильно сказал, что прежде всего ему необходима какая-то передача на ТВ. Блога у него нет, и это, прямо скажем, не трагедия. У нас же народ губернатора, который бы общался с людьми «вживую», не видел давно. Нужно, чтобы более сбалансированно распределялось освещение деятельности губернатора между традиционными СМИ и новыми медиа. Чиркунов полностью ушел в интернет, в wordpress, «ЖЖ». Это в принципе нормально, лет через 10 это будет основным, на мой взгляд, источником информации, но сегодня надо понимать, что это аудитория, составляющая не больше 20 % населения. Сейчас надо, наверное, активнее использовать районные газеты и телевидение, элементарно просто для знакомства, чтобы люди узнали, что за человек, какая у него программа, необходимо успокоить их и показать, что пришел нормальный хозяйственник, который не собирается присоединять Пермь к Екатеринбургу, чего некоторые всерьез опасаются. Ну, объехать все муниципалитеты не мешало бы. Это в плане пиара очень важно, тем более для того, чтобы сразу же начать себя позиционировать как другого человека, который реальными делами занимается. Полагаю, что ему стоит в качестве приоритетных проектов обозначить как можно больше болевых точек, которые необходимо устранять. Это и вопросы транспортной инфраструктуры, тот же аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал. Та же дорога Пермь — Екатеринбург, тем более он сам заинтересован в ней, поскольку у него дети и внуки, насколько я знаю, живут в Екатеринбурге. Речной вокзал — там сейчас музей. У нас есть Кама — и отсюда недоумение: почему река никак не используется, что у нас с речным флотом? Если он по водоснабжению Краснокамска буквально в течение двух ближайших месяцев примет конкретные решения и будет результат и финансирование, то это будет важный сигнал людям. Сколько еще можно терпеть, уже пять лет там каждый год аварии и каждый год продолжается возня, то ли от ЧОС запитывать город, то ли от Нытвенских источников, то ли от чего-то еще, а люди сидят без воды. Ну и скажу о своей излюбленной идее. Само по себе сочетание «Пермь — столица» воспринимается уже негативно после эксперимента со столицей культурной. Но есть на поверхности идея «Пермь — спортивная столица». У нас единственная на Урале футбольная команда премьер-лиги «Амкар». Был еще и «Урал-Грейт», который, к сожалению, мы потеряли. И почему-то мы в отличие от Екатеринбурга, где есть только команда первого дивизиона, не оказываемся в числе площадок, где будет чемпионат мира по футболу. Не знаю, есть еще возможность, используя какие-то связи на федеральном уровне, или уже нет, но если Басаргин возьмется за этот вопрос и чемпионат пройдет и в Екатеринбурге и в Перми — ему памятник пермяки поставят.

Вы бы могли выделить каких-то топовых чиновников и депутатов ЗС, которые в группе риска в связи с приходом Басаргина?

— Судя по тем направлениям, которые Басаргин обозначил, думаю, что в группе риска, прежде всего, министр здравоохранения Дмитрий Тришкин. Так же, как и министр промышленности Ксения Новикова-Пьянкова. По депутатам не знаю, насколько будет возможно какую-то переконфигурацию провести, но есть нюанс. Два ключевых комитета в ЗС по бюджету и по экономической политике возглавляют Елена Зырянова и Елена Гилязова, стопроцентные креатуры Олега Чиркунова. И вот по этим двум дамам, мне кажется, могут быть подвижки в дальнейшем. Но это зависит от того, как будет в целом себя вести ЗС. Аркадий Кац ведь прозрачно намекнул, что основные проблемы у губернатора еще впереди. При рассмотрении бюджета, например. Был с его стороны и еще один намек. Что-то вроде мессиджа, что не надо ничего менять, лучше сохранить статус-кво. Но судя по выступлению Басаргина перед депутатами в ходе голосования по его кандидатуре в ЗС, он все-таки не будет изо всех сил стремиться к каким-то договоренностям с командой Чиркунова. Думаю, если будут какие-то принципиальные позиции, которые ему надо будет отстаивать, он пойдет на это. А если для этого потребуются какие-то кадровые решения… Он ведь тоже сказал, что к ним готов.

Поговорим о перспективах самого Олега Чиркунова. Ваше мнение, есть у него какие-то ресурсы, чтобы остаться в большой политике. На региональном или даже федеральном уровне?

— Думаю, что есть. На мой взгляд, Чиркунов был губернатором 10 %, ну, может, 20 % населения. Условно говоря, продвинутого. Остальные 80 % он игнорировал. У него был такой подход, что основную массу населения никогда не приучить к европейской цивилизации, главное завоевать 10–15 % и с ними идти дальше. Я тоже себя отношу к тем, кому многое нравилось из того, что подавалось как часть культурного проекта. И Курентзис тот же, и Бояков, и многие из тех, кто приезжали на форумы, были интересны. Но с другой стороны, то вторсырье, особенно то, что Гельман показывал на многих выставках, которое просто перестало быть интересно в Москве, не стоило потраченных на них бюджетных денег. В итоге у нас получилось, что Олег Анатольевич стал губернатором для москвичей и московской тусовки, которая его и жалеет до сих пор. Для него лично это, наверное, хорошо. Думаю, он все равно где-то всплывет, попадет в правительство или нет, но все-таки имеет шансы использовать этот ресурс. Всерьез считаю, что он может создать некое общественное движение или партию с той самой московской тусовкой с Болотной площади, и может его возглавить. Ведь к нему там относятся как к продвинутому губернатору, который каких-то темных пермских жителей пытался научить уму-разуму. Но они его не поняли и потому его не достойны.

А на местном пермском уровне есть у Олега Чиркунова какие-то шансы напомнить о себе?

— Если будет принята схема, согласно которой вместо тандема мэр города — сити-менеджер появится один выборный глава Перми, то у Чиркунова есть шансы выдвинуться на мэра. Может, это и парадоксально прозвучит, но например в ситуации, если он нигде не находит себе применения на федеральном уровне, для него самый лучший вариант выдвинуться в мэры Перми на всенародных выборах. Чиркунов же вел все вопросы в городе. Его даже сам Путин назвал однажды губернатором Перми, и неслучайно. У меня ощущение, что он кроме Перми ничем не занимался больше, особенно в последнее время, так что и ассоциация «Чиркунов — мэр Перми» у широких слоев населения пока еще живет.

Вы сами какое будущее считаете предпочтительным для Олега Чиркунова?

— Буду очень за него рад, если он где-то на федеральном уровне трудоустроится либо же, как некоторые пишут, станет представителем России, например, при ВТО. Так будет лучше и для него и для нашего региона.

Персоны:
Все новости компаний