Газета
  1. Газета
 23 апреля 2012, 13:20   1304

В созвездии Быка

В созвездии Быка
В Перми показали бой быков. В красках.

 19 апреля в Пермской арт-резиденции открылась выставка фотографа Джеймса Хилла «Дни Сан-Исидро». Среди прочих «репортажников» Хилл выделяется своей насыщенной творческой биографией — объездив полмира, побывав в нескольких горячих точках и получив ряд престижных наград (в том числе Пулитцеровскую премию), ныне американец является одним из самых востребованных фоторепортеров, на контрактной основе сотрудничает с The New York Times и другими всемирно известными новостными изданиями.

Ранее в России Хилл был известен как автор проекта «День Победы», посвященного российским ветеранам Второй мировой войны и представленного в 2010 году в Московском музее современного искусства. После распада СССР фотограф путешествовал по бывшим союзным республикам, запечатлевая конфликты в новообразованных независимых государствах. С 2003 года Джеймс Хилл живет с семьей в Москве и продолжает осваивать окружающий мир.
В Перми американец представил серию фотографий, сделанных в Мадриде на фестивале боя быков Сан-Исидро, который проводится ежегодно с 1947 года на арене Лас-Вентас. Хилл, не являющийся поклонником корриды, рассказывает о ней с позиции наблюдателя — для таких же, как он, сторонников менее кровавых видов спорта. «Бой быков — знаковое культурное свидетельство об Испании. Делая фотоснимки, важно сохранять уважение к этому, но в то же время стремиться вскрыть различные его аспекты», — комментирует выбор художественной натуры Джеймс Хилл, вполне сносно изъясняющийся по-русски.
В Мадриде Хилл увидел корриду впервые. По фотографиям невозможно разобрать, как репортер относится к кровавым игрищам, — то он с большой любовью снимает натюрморты, изображающие религиозные атрибуты и талисманы, принадлежащие одному из матадоров, то фиксирует смертельную рану зазевавшегося тореро, вздетого быком на рога, то заглядывает в довольные глаза зрителей, покидающих арену после вечернего представления.
Разнообразие можно отметить и в приемах, которыми оперирует Хилл: классическая «спортивная» съемка с использованием короткой выдержки сменяется более художественной манерой, акцентированием на колорите и лицах отдельных участников.
«Дни Сан-Исидро», пожалуй, не имеют отношения к фотожурналистике, но и не дотягивают до произведений искусства, они замерли где-то в золотой середине, позволяя зрителю самостоятельно определиться, что перед ним. Сухая фиксация увечий людей и животных, возбужденная жестикуляция толпы, изнывающий от боли и ранений бык, — отчего-то во всем этом нет трагедийности и предполагаемого надрыва, скорее, фотографии напоминают цитаты из новостных лент: «Хулио Апарисио был застигнут врасплох и получил серьезную травму горла», «Себастьян Кастелла сражен быком в конце фаены», «Пако Чавес чудом уклонился от нападения быка» и так далее. 
Между тем фото ни на секунду не дают забыть, каким делом занимаются затянутые в пышные костюмы участники корриды. В каталоге выставки приведены броские слова Хэмингуэя, которые могли бы послужить эпиграфом не только к пермскому вернисажу, но и ко всему творчеству Хилла: «Бой быков — единственный вид искусства, в котором художник рискует жизнью». 
Поделиться:
Все новости компаний