Газета
  1. Газета
 23 апреля 2012, 13:20  

Классная драма

Классная драма
Почему родители испытывают шок на детских спектаклях, и можно ли с маленькими детьми говорить о любви и смерти, рассказала Мария Кубланова, директор Международного фестиваля театра для детей «Большая перемена».
Фестиваль появился три года назад на волне «пермской культурной революции» и поначалу был встречен настороженно. Как, на ваш взгляд, сегодня пермяки относятся к «Большой перемене»?
— Пермяки нас приняли, до начала фестиваля еще больше недели, а две трети билетов уже раскуплены. А главное, в этот раз в «Большой перемене» активно принимают участие пермские театры.
Что вы нам покажете на этот раз?
— Принцип отбора спектаклей — самые лучшие на сегодняшний день спектакли детских театров. Это не обязательно премьеры этого года, но это постановки, которые надо видеть. Интрига фестиваля — в программе сразу два спектакля: «Алые паруса» — мюзикл, чья премьера только что состоялась в Пермском Театре-Театре, и драматический спектакль «Театра на Спасской» из Кирова.
Какой спектакль, на ваш взгляд, самый необычный?
— Спектакль «Японский сад», который поставили в Италии. В нем используется уникальный «сенсорный ковер», который реагирует на движения тел артистов и с помощью систем видеопроекции и звука создает фантастической красоты картины японского сада. При этом дети могут сами участвовать в этом процессе.
А вы видели, какой шок испытывают родители на фестивальных спектаклях, особенно зарубежных театров?
— Видела, при этом их дети бурно сопереживают всему, что происходит на сцене. Родителей можно понять, в их детстве такого не было. Наш российский театр для детей ставил спектакли поучительно-дидактические либо сугубо развлекательные, типа новогодних утренников. Чаще всего они были рассчитаны на огромные залы, и ребенок, сидя далеко, не идентифицировал себя с тем, что происходит на сцене. При этом детские спектакли не говорили о существующей реальности, и концовка пьес всегда строилась по принципу — «все счастливы». Сейчас все начинает меняться, и мы вслед за зарубежными театрами приходим к новому пониманию детского театра.
А как ставят спектакли для детей на Западе?
— Сегодня современные западные театры говорят с детьми о реальной жизни, о любви, о трагических вещах и переживаниях.
Я только что побывала на фестивале в Голландии, где видела спектакль для маленьких детей. Там рассказывается история о мальчике и девочке, которые живут в зоне военного конфликта, их родители погибли, дети вынуждены скитаться, и встретившись друг с другом, они решают стать братиком и сестричкой. Там есть их детские споры, ссоры и примирения, но в общем спектакль показывает детям, что реальный мир далеко не идеален и может быть несправедлив. Но любовь, дружба и взаимопонимание все равно остаются главными ценностями в этом мире. 
В фестивальной программе есть такие спектакли?
— Конечно, например мы представим постановку «Волк под кроватью» театра Sqaramusch из Швейцарии. Это — не о трагедиях, но о детских страхах. Спектакль яркий, остроумный, веселый, он не пугает, а разговаривает с ребенком, не унижая его человеческое достоинство и показывая, как жить со страхами и как с ними разбираться. Ведь если понять, почему и чего ты боишься, то чаще всего это оказывается совсем не страшным, и волк сидит не под кроватью или в шкафу, а у тебя в голове.
На «Большую перемену» вы привозите не только спектакли, но и новые для нас технологии работы с детьми. Они реально работают?
— Да, они давно и очень успешно используются за рубежом. Там часто вокруг спектакля создаются образовательные программы, которые заставляют ребенка задуматься на разные, в том числе и социальные темы. 
Даже для совсем маленьких после спектакля проводят мастер-классы. И все это делается без морализаторства, без нашего вечного — «что такое хорошо и что такое плохо», там театральные технологии учат ребенка размышлять и находить решения очень сложных вопросов.
Какие технологии мы сможем увидеть на «Большой перемене»?
— У нас будет много интересных мастер-классов, например известного российского театрального педагога Лоры Урванцевой — «Музыка тела» и «Режиссер собственного танца». К нам приезжает Александр Колмановский, психотерапевт и психолог, который представит очень интересную технологию — «Театр с колес». Она позволяет с любой неподготовленной аудиторией всего за полтора часа поставить и разыграть спектакль. При этом сюжетом может стать как всем известное классическое произведение, такое как «Три мушкетера» или «Евгений Онегин», так и импровизационный текст. 
Но самая, на мой взгляд, необычная технология — это «Классная драма» — драматургическая мастерская для подростков.
Это для детей, занимающихся в театральных студиях?
— Нет, дети у нас собраны из нескольких школ, лицеев и детских домов.
Суть проекта заключается в том, что участники-подростки получают возможность проследить весь путь рождения спектакля: от замысла до воплощения. Они сами пишут короткую пьесу (или несколько пьес), которую затем ставят профессиональные режиссеры с профессиональными актерами. При этом авторы сценария имеют право присутствовать на репетициях и давать свои указания режиссеру.
Такая технология помогает воспитывать креативных людей. Яркое эмоциональное переживание в процессе совместного творчества способно дать импульс для раскрытия способностей, таланта, желания изменить себя и весь мир. 
Будет ли в этом году благотворительная программа?

— Да, обязательно. Благотворительная программа на фестивалях — это большая редкость и «Большая перемена». Эту свою традицию намерена продолжить. Спектакли, мастер-классы, показы программ мультфильмов пройдут в четырех детских домах, социально-реабилитационном центре «Доверие», Доме ребенка, Институте сердца и онкологическом диспансере. 

Все новости компаний