Газета
  1. Газета
 19 марта 2012, 13:20   1384

Нота «Ассоль»

Нота «Ассоль»
Борис Мильграм говорит «девочка Ассоль», а подразумевает Олега Чиркунова. Театр-Театр собирается научить пермяков верить в чудеса преображений.
8 марта состоялась одна из самых дорогих и громких премьер текущего сезона — «Алые паруса» Бориса Мильграма. Спектакль суммировал в себе достижения «Бременских музыкантов» и «Горе от ума» — двух предыдущих премьер на сцене Театра-Театра. От первой он взял драйв и постановочный размах, у второй заимствовал особенности личностного прогресса главного героя. Как отдельно взятое произведение искусства спектакль «Алые паруса» — это гимн редкой для нашего времени романтике и безотчетной, бессознательной и почти потусторонней вере в чудеса.
Содержательную основу мюзикла составили либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачева и музыка Максима Дунаевского. Бартенев, кстати, также занимался созданием литературного базиса для «Доктора Живаго», что еще раз говорит о преемственности в развитии жанра музыкальной драмы в Театре-Театре. Другим элементом, обеспечившим зрелищность «Алых парусов», была хореография: массовые танцевальные сцены носили то вулканически-взрывной, то плавно-переливчатый характер — они и задавали темпоритм постановки и порой даже чересчур усердствовали в перетягивании одеяла зрительского интереса на свою сторону, за их размахом несколько тускнели главные действующие лица. Конкуренцию с танцовщиками выдерживали разве что декорации, больше того, они были обречены на победу в этом невольном соревновании.
Декорации и сценография «Алых парусов» — это, можно сказать, отдельный спектакль. Живущие собственной жизнью, динамично меняющие облик сцены и выгодно подчеркивающие самые значимые моменты повествования, декорации не просто служат обрамлением, но превращают действо в феерию, коей является и первоисточник спектакля — повесть Александра Грина.
Что касается связи «Алых парусов» и недавнего «Горя от ума», то она читается прежде всего на уровне главных героев. Если «сумасшедший» Чацкий верил в непоколебимое преимущество честности и положительного максимализма перед мещанством и лицемерием, то не менее «сумасшедшая» Ассоль превыше людской мелочности и зависти ставит противоречащую расчетливой материальности окружающего мира мечту. Мечта Ассоль пишется заглавными буквами и чем-то (если здесь позволительны такие сравнения) напоминает мечту Олега Чиркунова о Перми, городе будущего, поглощенного непрестанной культурной модернизацией. К этим обоим «клиническим» случаям идеально подходит цитата из wordpress-дневника Бориса Мильграма. Г-н Мильграм высказался многозначительно: «Я хорошо знаю, как трудно сохранить мечту. Трудно верить, когда тебя окружают разуверившиеся во всем люди, для которых другое качество жизни ирреально. Чаще всего такие люди всем недовольны: они ворчат, осуждают, злобствуют, скептически воспринимая все начинания, и презирают других, не похожих на них людей. Все им не так, все плохо, все не стоит и гроша… Мечта в такой ситуации требует стойкости».

Благодаря подобным аллюзиям, сделаем вывод: запуск «Алых парусов», приуроченный к Международному женскому дню, посвящен не одной прекрасной половине человечества, ждущей своего принца на белом коне (или на корабле с парусами манящего цвета), но и всем тем, кто способен и смел в своих мечтах.  

Поделиться:
Все новости компаний