Газета
  1. Газета
 20 февраля 2012, 13:20   4072

Красавчик против Pepsi

Красавчик против Pepsi
Игорь Колпаков, генеральный директор компании «САНФРУТ-Трейд» — о том, как бороться с Coca Cola и Pepsi Cola, о строительстве нового завода и планах компании по завоеванию национального рынка.

 Игорь Александрович, head-офис компании «Санфрут» находится в Перми, но вы работаете далеко за пределами региона. Как сегодня компания позиционирует себя на рынке, как региональный или уже все-таки как федеральный игрок? 

— Скорее второе, чем первое. В ноябре «Санфрут» исполнилось 10 лет. Мы стали большими, мы играем в одни игры с крупными корпорациями, такими как Coca Cola и Pepsi Cola, которые купили четырех основных производителей соков в России. Кроме того, наши марки представлены в 60 регионах страны, а аудитория компании составляет более 70 млн человек. Поэтому я могу с уверенностью говорить, что мы являемся федеральным игроком. По нашим оценкам, доля «Санфрут» на национальном рынке производства и продажи соков в 2010 году составила 4,6 % (отношение объемов наших продаж к объему рынка в целом). 2011 год мы отработали не менее успешно, по нашим расчетам, доля компании составила порядка 5,2 % национального рынка. На фоне общего падения рынка на 1,5 % объемы нашего производства выросли на 11 %. Наша цель — увеличить свою долю, наращивать капитализацию и стать более серьезным игроком на рынке. 
До какого уровня планируется наращивать долю компании? 
— Как раз сейчас мы детально анализируем возможности компании и составляем стратегию ее развития до 2020 года. Мы претендуем на долю национального рынка от 7 до 10 %. Рынок высоко конкурентный, так что даже достижение 7–8 % — это очень амбициозная задача.
Насколько сложно конкурировать с такими корпорациями, как Coca Cola и Pepsi Cola?
— Очень сложно, поскольку международные компании обладают серьезными финансовыми ресурсами. Борьба между производителями соков и минеральной воды проходит всеми возможными способами, в том числе и ценовыми войнами, в которых мы тоже вынуждены участвовать. Мы это делаем более мягко и, на мой взгляд, более управляемо, нежели они. Принимаем решения быстрее, более мобильны и на текущий момент уверены в том, что делаем правильные шаги. За последние 3–4 года мы сильно повысили управляемость компании. Мы не можем сравниться с корпорациями величиной карманов, но при всех их финансовых возможностях последние 5–7 лет они теряют, а «Санфрут» приобретает. Исследования потребительского поведения показывают положительную динамику знания наших брендов, повышение лояльности и частоты покупок в городах нашего присутствия и по «Дарио», и по «Красавчику», и по «Фруктовому острову».
В чем заключаются главные проблемы, мешающие развиваться более интенсивно? 
— Одна из основных проблем — это отсутствие квалифицированного персонала. Поэтому в январе мы подписали стратегию развития персонала внутри компании. Мы поставили цель воспитать специалистов собственными силами, не переманивая сотрудников у той же Coca Cola и Pepsi Cola. 
Для этого сейчас анализируется возможность взаимодействия с высшими учебными заведениями Перми по организации обучения новым специальностям. К сожалению, Пермский край никогда не был заточен под пищевую промышленность. Если строительных и инженерных факультетов у нас много, то пищевых — в вузах нет вообще, а средних учебных заведений, где обучают специалистов нашей отрасли, всего два. Так что выбирать пока особо не из чего. 
Поскольку вы ощущаете себя федеральным игроком, есть ли планы перенести head-офис из Перми? 
— Компания исконно пермская и остается таковой на сегодняшний день, поэтому планов изменять местоположение пока нет. Нам здесь комфортно, понятны все процедуры во взаимо­отношениях с партнерами и властью. Это домашний рынок. Мы здесь 10 лет, наша доля на рынке Перми достигает 40 %.
Но не могу сказать, что мы совершенно не рассматриваем вопрос о переводе head-офиса в другой регион. Хотя еще раз подчеркиваю,что на текущий момент остро он не стоит. 
Какие регионы могут быть потенциально интересными в таком случае? 
— На текущий момент офисы продаж есть не только в Перми. У нас зарегистрированы собственные филиалы более чем в 30 регионах России. В Москве управляемых продаж у нас нет. Но в прошлом году мы приняли решение активно развиваться на территории Санкт-Петербурга и северо-западе страны. И здесь у компании уже появилась собственная история продаж. 
В каких еще регионах доля продаж если не столь высока, как в Перми, то сопоставима с нею?
— Выше, чем в Перми, нет нигде, есть регионы, где она незначительно ниже. Это Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Удмуртия, Башкирия, Кировская область, т. е. те регионы, которые входили в зону интересов компании первые 3–4 года после старта проекта и до сих пор являются приоритетными.
За счет чего возможно увеличение доли компании до 10 %?
— Стратегия развития предусматривает два пути — экстенсивный и интенсивный. Это расширение доли компании на тех территориях, где мы уже присутствуем, и выход в новые регионы. 
Какие новые территории рассматриваются для развития?
— Есть 25 оставшихся регионов, в которых еще не ведем самостоятельные продажи. Периодически рассматриваем возможности выхода в Москву и Московскую область, но пока не приходим к выводу о том, что это будет для нас экономически эффективно. 
Сейчас компания оценивает макроэкономическую эффективность выхода в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. 
У компании были планы по строительству нового производства. В какой стадии сейчас находится проект?
— Проект находится на стадии развития, мы занимаемся уточнением техусловий. Ведутся переговоры с потенциальными партнерами, проектными и строительными компаниями. 
За время кризиса объем инвестиций в проект не изменился?
— Нет, он по-прежнему составляет 100 млн евро.
Завод будет строиться на заемные средства?
— Мы рассматриваем разные пути и не исключаем, что это будут как заемные, так и собственные средства. 
Какой будет мощность нового производства?
— Порядка 400–450 млн литров в год. После выхода завода на проектную мощность через 5–7 лет после старта штат компании увеличится более чем в два раза. На текущий момент в бизнесе задействовано порядка 800 сотрудников, на новом производстве только производственного персонала будет работать более тысячи человек, не говоря о команде продаж и обеспечивающих подразделениях. 
Сейчас компания «Санфрут» представлена на рынке тремя торговыми марками, есть планы по выведению новых торговых марок или разработке новых продуктов?
— На текущий момент у нас ведется серьезная работа по выводу на рынок нового продукта на основе суперфруктов. Это природные источники витаминов, микроэлементов, антиоксидантов и прочих полезных натуральных веществ. Пока не готов рассказать об этом подробно. Скажу, что на территории России аналогов нет. Мы практически отладили вкусы продукта и сейчас формируем общую концепцию его выведения на рынок. Новинка интересна для тех, кто заботится о здоровье и избегает потребления химических препаратов, консервантов, отдает предпочтение натуральности и пользе потребляемой пищи. Ведь мы — это то, что мы едим, потребляем… Уже сформирована его идеология, готова упаковка. Этот продукт будет создан в рамках одной из существующих марок. Пока не скажу, какой. 
 
Справка «bc»
ООО «САНФРУТ-Трейд»
Производитель соков под торговыми марками «Дарио», «Красавчик» и «Фруктовый остров». Компания была создана в 2001 году. На сегодняшний день ее продукция представлена на территории 50 субъектов РФ с общей численностью населения более 65 млн человек. 
Поделиться: