Газета
 11 июля 2011, 13:20   1678

Сезонные явления

Сезонные явления
В Перми закончился очередной театральный сезон.

Очередной театральный сезон получился насыщенным, интересным, волнующим и богатым на события, как на творческие, так и те, которые на языке менеджмента называются организационными.
Вокруг да около. Прежде чем начинать обзор, стоит отметить, что пермские театры последние три года работают в более сложной обстановке, чем за всю историю их прежнего существования. Культурные преобразования последних лет открыли город для театральных фестивалей, и пермские зрители получили возможность смотреть самые современные работы самых известных режиссеров, причем не только российских, но и зарубежных.
При этом театры, приезжающие к нам в рамках фестивалей, демонстрируют еще и современную подачу, когда свет, звук и видеоэффекты становятся не менее важной частью спектакля, чем работа актеров. И если поначалу все это разнообразие вызывало некоторое «несварение» восприятия, то сейчас пермский зритель становится все искушеннее, о чем свидетельствует и недавнее происшествие со спектаклем «Коляда-театра», привезшего к нам «Гамлета» и не нашедшего отклика у зрителей, массово покидавших зал. Эта на глазах появляющаяся пресыщенность пермского зрителя заставляет наши театры работать не только над творческой составляющей процесса, но и все больше времени и сил уделять маркетингу и рекламе.
Золоченые лбы. Мой знакомый, чей сын стал первоклассником, с удивлением поведал мне, что решил сводить сына в ТЮЗ, а билетов-то не оказалось, и, более того, их раскупили задолго до спектакля. Подобное открытие делают все родители, чьи дети перешагнули школьный порог и перешли в новый «театральный возраст» – школьники.
Секрет всегда полных залов ТЮЗа, наверное, покажется простым: сохранение традиций русского реалистического театра, очень внимательное, чуткое отношение к выбору репертуара и его постоянное обновление при сохранении спектаклей-долгожителей. Кстати, один из таких спектаклей – «Приключения Тома Сойера» в этом сезоне прошел в 100-й раз! Еще один спектакль – «Синий платочек», с которым в этом году торжественно попрощались, за 10 лет своего существования был сыгран 122 раза. Для ТЮЗа закончившийся сезон был одним из самых удачных и насыщенных: сыграно 350 спектаклей, на которых побывало 140 тысяч зрителей. В театре поставлено 5 премьер, среди которых выделяется самая яркая премь-
ера сезона – «Золоченые лбы» в постановке заслуженного артиста России Михаила Скоморохова. В июне эта постановка признана лучшим спектаклем сезона на фестивале «Коляда – PLAES» в Екатеринбурге. Интересно, что на торжествах по поводу закрытия сезона в театре были названы номинанты первой в нашем крае внутритеатральной премии «ЭКСклюзив», учрежденной ТЮЗом совместно со спонсорами театра.
Бремя перемен. Похоже, самый нелегкий свой сезон пережил Пермский театр оперы и балета. К творческой составляющей работы театра это не относится, гастроли, спектакли, симфонические концерты, премьеры балетных и оперных спектаклей сделали 139-й театральный сезон одним из самых интересных. В текущем сезоне прошла премьера комической камерной оперы: «Колокольчик, или как правильно выйти замуж» в постановке Евгения Кириллова, свою версию «Мадам Баттерфляй» представил молодой режиссер Денис Радченко, Ольга Эннс поставила детскую оперу «Призраки Рождества». В рамках международного фестиваля «Дягилевские сезоны» состоялась мировая премьера оперы Г. фон Альбрехта «Отче наш» в постановке Георгия Исаакяна. Главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко поставил премь-еру балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя». Самым впечатляющим событием сезона стала премьера балета трех западных хорео-графов. Две постановки – Дагласа Ли «Souvenir» и Луки Веджетти «Meditations on Violence» – были показаны впервые, работы Каетано Сото «Uneven и Quotidiano» стали российскими премьерами. Трое иностранцев представляют новое поколение постановщиков, которое пока неизвестно в России, но востребовано на Западе. Хореографы активно сотрудничают с New York City Ballet, Шведским королевским балетом, работают в лондонском Covent Garden. Прекрасно показали себя пермские артисты балета, отлично справившись с новым для них хореографическим языком современного танца.
Все эти постановки становились событиями, все они широко освещались в прессе, в том числе и в нашей газете, но едва ли не больше времени уделялось и другим событиям: появлению нового художественного руководителя театра Теодора Курентзиса вместе со своим оркестром MusicAeterna. И в коллективе, и в среде театральной общественности Перми сразу возникло множество вопросов: каким образом будут сосуществовать в рамках одного театра сразу два оркестра? Не меньше тревог принесло и решение нового художественного руководителя с сентября перевести театр на западную систему «стаджионе». До этого театр 139 лет работал в сложившейся русской системе репертуарного театра. По недоброй традиции на вопросы эти вовремя не отвечали ни руководство театра, ни Министерство культуры. Двойственной ситуация остается до сих пор, ведь на новый сезон заявлены большие планы по приглашению мировых оперных звезд и постановке новых дорогих спектаклей с участием Теодора Курентзиса, но, к облегчению многих, афиша нового сезона наполнена и репертуарными спектаклями. Таким образом, театр начнет новый сезон, работая одновременно в двух форматах.
Свой зритель. К понятию «свой зритель» все театры относятся трепетно. И так было всегда. Но если раньше эта категория зрителей образовывалась как бы сама собой из любителей театра, то сегодня за нее приходится бороться. Бороться с телевизором, с его все возрастающим качеством звука и изображения, а также количеством программ, с разнообразием развлечений большого города и с все большим погружением в Интернет, что характерно для молодежи. Именно молодежь и стала участником проекта «Оперный квест», который провел в этом сезоне Пермский оперный театр. Молодые люди от 17 до 27 лет приняли участие в театральном приключении, проявили смекалку и изобретательность и получили в награду возможность посещать все мероприятия «Дягилевских сезонов».
Директор ТЮЗа Марина Зорина сердится, когда ей говорят, что в ее театр и так билетов не достать. «Это результат работы наших предшественников, а вот кто придет к нам завтра, напрямую зависит от нас», – говорит она. И если в других театрах к работе со зрителями только примериваются, то в ТЮЗе уже выстроена система работы, причем рассчитанная на все возрасты. Здесь работают с театральными семьями, есть клуб для подростков, постоянно проходят специальные мероприятия, направленные на формирование увлеченности общим делом родителей и детей, например акция «В театр вместе в папой», посвященная Дню защитника Отечества. Этой весной впервые ТЮЗ провел театральную школу «Весенние каникулы в театре». За несколько дней ребята 8–11 лет познакомились с театральными профессиями, прошли актерский тренинг и узнали много интересного. На «Летние каникулы в театре» родители записывали детей за два месяца. Идею подхватил и Пермский кукольный театр, в июне там работал детский театральный лагерь.
Новые надежды. Два года назад вместе с другими журналистами мы сидели на спектакле Балета Женевы, который приехал в рамках фестиваля «Текстура». Показывали совсем новую балетную постановку в стиле модерн. Едва дождавшись перерыва, мы все бросились друг к другу поделиться открытием: а наш Пафилов-то, оказывается, был гений! Женевский балет показывал то, что пермяки видели в театре Панфилова еще 10 лет назад. Именно тогда Пермь называли неформальной столицей сontemporary dance. Судьба панфиловского театра после смерти его создателя складывалась нелегко: смена руководителей, раздиравшие коллектив внутренние противоречия, порой казалось, что театр кончился, но этой весной панфиловцы показали сразу две премьеры, которые дают надежду на возрождение былой славы. Под занавес сезона был показан балет «Non Finito», а в апреле прошла премьера балета «Путешествие против ветра». Это спектакль о том, как долго и томительно люди ждут любви, а она, наконец приходя, оказывается яростным чувством, приносящим мучения. Балет «Путешествие против ветра» подтвердил высокий уровень артистов и был включен в программу «Дягилевских сезонов», где вполне достойно смотрелся в одной программе с таким известным коллективом, как «Киев Модерн-балет», руководимым Раду Поклитару.
 Поставила оба премьерных одноактных балета московский хореограф Лариса Александрова. Она уже работала с панфиловцами, поставив два года назад балет «Casting off», который был номинирован на «Золотую маску». Два последних премьерных спектакля дают убедительную надежду на то, что у театра есть шанс выйти из застоя. Смогут ли артисты развить успех? Это уже вопрос будущего театрального сезона.

Поделиться:
Все новости компаний