Город
  1. Город
 20 сентября 2010, 13:20  

Оценка общественности

Оценка общественности
В Перми публично обсудили стратегию социально-экономического развития до 2030 года. Резюме собравшихся: «Это работоспособный документ, который нужно претворять в жизнь».

В городской администрации прошли публичные слушания по проекту решения Пермской думы «Об утверждении стратегии социально-экономического развития до 2030 года». Эксперты, присутствовавшие на мероприятии, сходятся во мнении, что такой документ городу необходим.
Как отметила Надежда Косарева, президент фонда «Институт экономики города», знакомя собравшихся с основными положениями стратегии, документ позволяет определить долгосрочные приоритеты развития и механизм мобилизации всех ресурсов на улучшение жизни в городе. «Ключевые принципы, которые использовались при разработке стратегии, – это приоритет будущего над настоящим и принятие текущих решений в соответствии с долгосрочными целями», – подчеркнула г-жа Косарева.
В городской думе и администрации Перми полагают, что публичные слушания являются важным инструментом, который позволяет объективно оценить сильные и слабые стороны документа, услышать мнение как экспертного сообщества, так и простых жителей города.
Стоит отметить, что так называемые города-конкуренты Перми, у которых примерно одинаковый научно-производственный, образовательный и культурный потенциал, подобные документы на своем вооружении имеют. Так, Екатеринбург позиционирует себя как столица Урала, и основная цель стратегического развития – это постоянное увеличение благосостояния граждан и улучшение окружающей их городской среды. Подобными установками руководствуются в своей деятельности Казань, Томск, Иркутск, Челябинск и другие города.
В свою очередь стратегия социально-экономического развития Перми до 2030 года выделяет ряд проблем, с которыми сталкивается краевая столица. В частности, это снижение численности населения, неоднородность городского сообщества, высокий уровень преступности, неустойчивость экономического развития, невысокий уровень развития малого бизнеса (предпринимательства), дисбаланс системы образования и экономики, недостаточная обеспеченность жильем, износ инженерно-технической инфраструктуры, низкий уровень благоустройства города.
В стратегии предлагается решать их комплексом мер, направленных, во-первых, на обеспечение базовых потребностей человека (сферы: жилье, здоровье, городская среда) и, во-вторых, на предоставление возможностей для самореализации (сферы: образование, бизнес, культура, наука, гражданское общество). При этом основным ресурсом для решения поставленных задач должен стать человеческий потенциал. «Стратегической целью развития города к 2030 году является достижение конкурентоспособности в развитии, привлечении и удержании человеческого потенциала. Результатом достижения стратегической цели будет повышение индекса развития человеческого потенциала с 0,453 в 2009 году до 0,8 к 2030 году», – сказано в документе.
Эксперты, знакомые с текстом стратегии и выступившие на публичных слушаниях, не сговариваясь, отмечают, что документ получился очень высокого качества. По словам ректора Пермского государственного педагогического университета Андрея Колесникова, эволюция от первого до второго варианта была весьма ощутимой. «Первая редакция была очень толстой и подробной, а вторая, без сомнения, гораздо больше походила на стратегию. Как только в подобного рода документах появляется в частностях прописанное сегодняшнее видение основных проблем, велика вероятность, что стратегия начнет фальшивить и через несколько лет настолько разойдется с жизнью, что потеряет всякий смысл. Представленный сейчас вариант ставит в центр изменений человека и оставляет максимальное пространство для маневра. Думается, что он вполне работоспособен и его надо двигать в жизнь».
Ректор Пермского государственного университета Игорь Макарихин в качестве безусловного плюса документа назвал четко прописанный механизм обратной связи, которая позволит отследить, какие изменения происходят в городе, и применить верные тактические решения.
Однако, как известно, нет предела совершенству. Так, председатель комитета по государственной политике и местному самоуправлению Законодательного собрания Пермского края Юрий Елохов отметил необходимость внесения в документ изменений, которые позволят осуществлять четкий контроль над осуществлением стратегии в виде отчетов руководства Перми перед городской думой каждые два года. Кроме того, по мнению г-на Елохова, не стоит искать новаций в подобного рода документах: «Процентов на 70 во всех стратегиях развития городов пишут одно и то же. Исключением является только Казань, где большое внимание уделено межнациональным отношениям».
По словам ведущего слушаний Игоря Сапко, до заседания городской думы 28 сентября, на котором состоится рассмотрение этого знакового для города документа, все замечания и предложения будут обобщены и учтены.

Все новости компаний