Газета
 13 сентября 2010, 13:20   1011

Пермь приросла Европой

Пермь приросла Европой
В Перми завершился фестиваль «Европейские акценты».
Автор: Кирилл Перов

У нас давно прижилась провинциальная привычка давать любому мероприятию громкий титул «европейский», даже если в нем участвует всего один иностранец. Но это не тот случай, и фестиваль действительно сделал реальный шаг в Европу. Во-первых, тем, что входит в официальную программу «Культурные столицы Европы», во-вторых, тем, что после Перми все его участники покажут свои проекты в немецком Дуйсбурге и венгерском Пече. Эти два города в 2010 году носят титул «Культурная столица Европы», а участники фестиваля – это сборные интернациональные русско-немецко-венгерские команды.
Но важность фестиваля не только в том, что он вывел молодые творческие силы Перми на европейскую арену. Фестиваль совершенно по-другому расставил акценты в таком, казалось бы, обычном и привычном уже для нашего края (59 фестивалей!) фестивальном менеджменте.
Идея фестиваля появилась несколько лет назад, когда Зоя Лукьянова, генеральный директор АНО «Институт гражданской активности», проходила стажировку в немецком фонде Роберта Боша по программе «Менеджеры в сфере культуры Центральной и Восточной Европы». Как раз в это время Пермь стала «Культурной столицей Приволжского федерального округа», и этот опыт оказался очень благотворным для развития культуры города. Решив использовать эту идею для развития сотрудничества, Зоя Лукь-янова вместе со своим коллегой Дариусом Полоком, директором немецкого объединения MitOst, подала заявку в Европейскую комиссию, предварительно заручившись поддержкой Министерства культуры и образования Венгрии и поддержкой администрации Дуйсбурга. Проект выстраивания долгосрочных культурных отношений получил поддержку в Европейской комиссии и, соответственно, финансирование – 300 тыс. евро, партнером в проекте «Европейские акценты» выступила администрация Перми, добавив еще 40 тыс. евро.
Скажу сразу: деньги пошли на организационные расходы и материалы, все участники проекта работали бесплатно. Организаторы фестиваля и не ставили перед собой такой цели – освоить средства. По мнению Этьена Клайе, главы отдела Представительства Европейского Союза в России, пермские «Европейские акценты» – один из самых сложных проектов, реализуемых в России при поддержке Евросоюза. Организаторов фестиваля интересовал не сам фестивал как конечный продукт, а выстраивание живой творческой сети, котрая бы продолжила работу и после окончния проекта. Суть его заключалась в том, что в течение года творческие группы, состоящие из креативных представителей Перми, Дуйсбурга и Печа, готовили свои проекты в различных жанрах современного искусства. При этом изначально в эту систему приглашались все желающие, обладающие опытом и имеющие творческую идею. Впрочем, в проекте остались и те, чья идея не нашла единомышленников, они перешли в статус волонтеров и свои идеи могли реализовать в дополнитльной программе фестиваля.
Как вспоминает Зоя Лукьянова, координатор фестиваля, пермским участникам интернациональных творческих групп пришлось многому учиться, даже тому, как правильно составить письмо за границу. Достаточно сложен был и сам процесс работы, ведь совместно работали люди с соверешенно разным менталитетом, образованием и жизненным опытом, не говоря уже о национальности и различии культур. Объединяющим фактором выступило современное искусство.
Еще одно достоинство фестиваля в том, что он показал нам европейский подход к городскому или уличному искусству. Для европейских деятелей современного искусства проект всегда должен быть точно вписан в городскую среду, в реальную улицу и обязательно предполагает участие в нем окружающих людей. Исходя из этой концепции, иностранцы выбирали самые необычные места для проведения своих артистических акций.
«Мы очень долго убеждали их, что Центральный рынок в Перми – это одна из самых криминогенных точек нашего города, – рассказывает Зоя Лукьянова, координатор фестиваля, генеральный директор АНО «Институт гражданской активности». – Но они настояли на своем. Им было важно, что на рынке в выходной бывает максимальное количество народа».
На Центральном рыне участники фестиваля затеяли мероприятия в непривычном для нас формате арт-интервенции. Формат этот предполагает вовлечение в действие людей путем создания непривычной обстановки или необычного действия. Представьте себе, что в эти выходные на рынке в овощных рядах можно было купить демократию, аккуратно расфасованную в баночки, с указанием вкуса на этикетке. Баночка демократии «Со вкусом «Россия» стоила 50 рублей, американская демократия шла подешевле, а самой дорогой была, разумеется, демократия «Со вкусом «Европа». В это же время в мясном павильоне участники фестиваля разместили аппаратуру и предлагали всем пришедшим за мясом спеть караоке. Как реагировали люди? Пели песни.
Помимо этого на рынке, прямо на площадке около входа, проходила выставка арт-объектов, созданных из металлического лома Рустамом Исмагиловым, здесь же работали кузнецы, украшая выкованными монетками денежное дерево, рядом в большущем котле готовился настоящий венгерский гуляш.
Еще одно зрелищное мероприятие прошло на площадке музея «Мотовилихинских заводов». Пушки и ракеты, выставленные там, стали естественной декорацией для театрального перформанса «Прощай, оружие». От известного романа Хемингуэя осталось только название и несколько реплик. Все остальное участники придумали сами. Необычайно интересно было наблюдать за репетицией перформанса: участники играли сцену, а потом собирались в круг и обсуждали, насколько эта сцена позволяет донести главную идею спектакля. Основная тема постановки была определена как «жизнь во время войны». Пушки времен Великой Отечественной наводили было на мысль: а что знают о войне эти молодые европейцы? Но все оказалось глобальнее: в мире все время где-то воюют, так что мы все время живем во время войны.
Не все изыски режиссуры были понятны, но азарт и искреннее желание артистов донести смысл своего послания до людей сделали свое дело. Зрители дружно перемещались за артистами по всей площадке, а для этого порой приходилось бежать, смеялись, аплодировали.
Особенностью «Европейских акцентов» стало и сотрудничество в проекте власти и гражданского общества в лице АНО «Институт гражданской активности», вся работа которого строится в основном на волонтерских началах. Особенно ярко это проявилось в создании MUFU-центра, ставшего первым в нашем городе художественным арт-сквотом (правда, пока всего на два месяца). Надо сказать, от городской власти потребовалась определенная решимость, чтобы взять и просто так передать два здания, ранее принадлежавшие трамвайному депо, не какому-то учреждению, а просто художникам и музыкантам. Начальник комитета по культуре Перми Любовь Федорова, занимавшаяся «пробиванием» зданий, при этом все-таки сомневалась – уж очень заброшенными и грязными они выглядели. Но международные команды участников фестиваля и волонтеры за две недели отмыли, отчистили и разрисовали здания, собрали и вывезли несколько грузовиков мусора со двора, а на месте ликвидированной помойки построили двухэтажную сцену. В арт-сквоте и проходила основная часть мероприятий фестиваля, в том числе подиумная дискуссия «Культура как фактор устойчивого развития». Ее участники, а среди них был и глава администрации Печа Янош Гиран, обсуждали тему, можно сказать on-line, на примере фестиваля «Европейски акценты», который в этот момент проходил и который они в этот момент сами проводили.
Фестиваль «Европейские акценты» продолжается, через неделю все участники будут представлять свои проекты в Дуйсбурге, а затем в Пече. А у Перми появился не только арт-сквот, но и совершенно новая технология работы с творческими силами, активно стремящимися средствами современного искусства украсить жизнь родного города и его жителей.

Мнение

Этьен Клайе, глава отдела Представительства Европейского Союза в Российской Федерации:
Господин Клайе, чем занимается Представительство Европейского Союза в России?
– Экономическое сотрудничество – это одно из основных направлений нашей работы. Очень важное значение имеет политическое сотрудничество. Мы очень активно обсуждаем с правительством разные политические вопросы, такие как защита прав человека и гражданское общество. Также у нас очень развиты образовательные программы, такие как «Эразмус мундус», по которой много российских студентов отправляется учиться в Европу. И у нас есть взаимное сотрудничество в сфере культуры.
Сколько проектов в области культуры поддерживает в России Евросоюз?
– Ежегодно к нам поступает на рассмотрение от 70 до 100 проектов из разных регионов России, из них мы выбираем 8. Например, в этом году у нас идут проекты в Перми, Санкт-Петербурге, Петрозаводске и других городах.
Чем отличается от других пермский проект?
– Это очень интересный опыт. Пермские «Европейские акценты» – один из немногих проектов, которые реализуются гражданским обществом в сотрудничестве с городской администрацией. Обычно власти не так активно сотрудничают с творческими людьми и представителями культуры. Я даже пригласил представителя администрации в Москву на конференцию поделиться опытом.
Что можно сказать об организаторах, как поработал Институт гражданской активности?
– Фестиваль проходит успешно, организаторы очень хорошо поработали. Они полностью соответствуют критериям, которые мы предъявляем к тем, с кем сотрудничаем в таких проектах. Команда проекта должна представлять некоммерческую структуру, это должны быть молодые люди, а сам проект должен быть инновационным и иметь долговременный эффект.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний