Газета
 07 июня 2010, 13:20   1600

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим
Общность культуры и истории делают выставку современного украинского искусства особенно любопытной.
Автор: Кирилл Перов

Современное украинское искусство Марат Гельман обещал привезти в Пермь давно, и вот событие свершилось: в Речном вокзале работает выставка «ЯКЩО/ЕСЛИ/IF». На ней представлены самые интересные художники Украины: Александр Гнилицкий, Арсен Савадов, Василий Цаголов, уже выставлявшаяся в Перми Жанна Кадырова, Стас Волязловский, группы «Р.Э.П.» и Soska, а также много художников, пока неизвестных российской публике.
В числе участников выставки и известный российский художник, уроженец Украины Сергей Братков. Пермяки могут увидеть его проект «Балаклавский кураж», который назван лучшим проектом года на конкурсе «Инновация-2010».
Директор музея PERMM Марат Гельман рассказывает: «До 1993 года современного украинского искусства на мировой сцене как феномена не существовало, оно было частью русского искусства. Недаром первая выставка украинских художников в Москве, которую я курировал, называлась «Южнорусская волна». За полтора десятка лет, прошедших с того
времени, многое изменилось, появилось понятие «украинское искусство», и Украина теперь имеет свой национальный павильон на Венецианской биеннале. Для российских зрителей украинская выставка интресна еще и потому, что нас объединяет общее прошлое».
Выставка очень большая и представляет работы художников двух поколений: старшего, чья молодость и художественное становление пришлось на 80-90-е годы, на поздний советский период, и кому сейчас 45-50 лет. И совсем молодые художники от 25 до 30 лет, это поколение Оранжевой революции, и в их творчестве политические контексты занимают очень большое место.
Политическую ситуацию на Украине не назовешь стабильной, общество ждет, какие приоритеты будут у нового руководства страны. И выставка (а на ней собраны работы, созданные в основном в последнее десятилетие) также проникнута ощущением грядущих перемен и, как оборотная сторона этого, чувством нестабильности. Зыбкость и отсутствие точек опоры замечательно передает работа Анатолия Белова «Баланс»: несколько обнаженных человеческих фигур с трудом удерживают равновесие на обыденных бытовых предметах, поставленных друг на друга. Эта большое полотно, выполненное средствами черно-белой графики, встречает посетителей и задает тон дальнейшему движению по залам. Куратор Екатерина Деготь разделила выставку, а это около ста работ тридцати авторов, на разделы: «Майдан» (политическое искусство и искусство в общественном пространстве), «Дивокрай» (критическая рефлексия официальной идеи национальной идентичности), «Фантомы» (визионерская живопись) и «Мечтатели» (искусство о социально-эмоциональном фоне сегодняшней Украины).
В разделе «Фантомы» привлекают внимание знаменитые работы из цикла «Донбасс-Шоколад» Арсена Савадова, известные во всем мире. На больших -180 на 120 - черно-белых фотографиях запечатлен постановочный перформанс, снятый в настоящем угольном забое под землей с участием реальных шахтеров, которых художник нарядил в белые пачки балерин. Работа относится к 1990-м годам, когда шахтерский труд обесценился, и рабочие были поставлены на грань выживания (в съемках они принимали участие за деньги). Художник намеренно и провокативно столкнул в своих работах несколько устоявших смыслов и понятий: стахановский труд, мужская дружба с тонким гомоэротическим подтекстом.
Художники, участвующие в выставке, относятся к разным политическим направлениям и не скрывают этого, а напротив - подчеркивают, дополняя свои картины надписями и лозунгами. Картина художника Игоря Переклита «Я бандеровка! Я украинка!» с изображением юной девушки в гуцульском национальном костюме с автоматом и гранатой в руках снабжена надписью «Смерть московским оккупантам». Впрочем, и без этого текста у зрителя не остается сомнений в том, с какой идеологической проблематикой имеет дело автор. Эта картина художника Игоря Переклита из его проекта «Коммуно-фашизм», в котором он приравнивает преступления нацистов к преступлениям советской («московской») власти.
Включать такие работы в выставку - значит, идти на определенный риск.
Но куратор Екатерина Деготь картины эти добавила, при этом соблюдая такой тонкий баланс, что они не выглядят эпатажно-провокативными (по сути являясь такими), а делают образ современного художественного процесса Украины еще более выпуклым и точным.
Несколько в стороне от современного процесса находится вторая часть выставки, на которой представлены работы украинских художников 1980-1990-х годов. В трех небольших залах представлены: украинская живопись из коллекции Марата Гельмана, которого считают первооткрывателем современных украинских художников. Зальчик этот специально оформлен старыми советскими обоями и ретромебелью, что создает настроение того времени. Отдельно представлена экспозиция работ знаменитой харьковской школы андеграундной фотографии, из которой выросло творчество Бориса Михайлова и Сергея Браткова. Третий раздел посвящен концептуальному и наивному искусству из коллекции художника и куратора Александра Ройтбурда. Эти три коллекции дают возможность понимания того, как развивалось, менялось искусство Украины на протяжении последних двадцати лет.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний