Политика
  1. Политика
 05 апреля 2010, 13:20  

«Рус малай»

«Рус малай»
Сергей Ибраев, только что избранный глава Бардымского района, – о секретах победы на муниципальных выборах, намерениях борьбы с клановой системой и связанных с этим опасениях.

Сергей Минниханович, в связи с чем было принято решение о выдвижении на выборах главы Бардымского района?
– Первое мое образование – строительное, поработав в этой сфере, я занимал должность заместителя директора областного государственного унитарного предприятия. Второе образование получено в Высшей школе экономики. До последнего времени работал заместителем руководителя Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов. Немаловажно и то, что я был во многих регионах России, где в том числе общался с главами муниципалитетов. После этого общения понял, что я нисколько не уступаю им в профессиональных навыках и даже в некоторых аспектах могу дать фору. Вот и решил: почему бы и не попробовать избраться? Важнейшие составляющие в этом вопросе – опыт, образование и желание – у меня есть.
Почему Вы не обратились за поддержкой «Единой России», когда приняли решение об участии в выборах главы Бардымского района, будучи членом партии?
– Есть действующий глава Исхан Урстемиров, которого поддержали единороссы. Я принял решение баллотироваться в качестве самовыдвиженца, но являюсь членом партии в течение последних пяти лет, готов вступить в региональный политсовет, если поступит такое предложение.
Все-таки официально в «Единой России» выдвижение кандидатов проходит по итогам проведения праймериз. Почему Вы этим не воспользовались?
– Есть действующий глава, также являющийся членом «Единой России». Считаю, что по формальным признакам партия должна была поддержать именно его. Это правильнее. Иначе возникает вопрос: почему Исхан Урстемиров находился на должности главы в течение последних пяти лет?
Кроме того, шансы на то, что меня поддержит «Единая Россия», были незначительны. Я не жил в Бардымском районе, оттуда мои родители, а также моей жены. Здесь мало кто знает о Сергее Ибраеве, исключение – только родственники.
Если бы Вы хотели достичь главной цели, то есть победить на выборах, логично было бы заручиться поддержкой «Единой России», ее ресурсом...
– Я рассчитывал только на жителей района, своих сторонников. Таковых было много.
За счет чего удалось заручиться такой поддержкой. Вы говорите, что Ваши корни в Бардымском районе, и этого оказалось достаточно?
– Поначалу к избирательной кампании подключились мои родственники, затем – местная элита, интеллигенция, которые привлекли внимание к моей кандидатуре и жителей. Первые выступили основой для моей работы в предвыборное время, а жители поддержали, поскольку были недовольны политикой районного руководства за последние пять лет.
Ресурс родственных связей столь важен для Барды?
– Очень важен. Родственники выступили фундаментом моей предвыборной гонки. В итоге меня поддержали обычные люди в каждой деревне и селе. Главное, необходимо было убедить в том, что со мной можно связать надежды на изменение ситуации к лучшему.
В территории все связаны друг с другом родственными узами, поэтому сложилась ситуация, когда надежда на перемены была связана с новым человеком, ведь доверия местной власти уже не было. Меня даже за глаза звали «рус малай», то есть русский мальчик. Значительное количество времени мне пришлось потратить на то, чтобы доказать, что я татарин. В Бардымском районе русское имя Сергей режет слух. Я доказывал, что у половины населения территории ненациональные имена, и это ни о чем не говорит. Главное – корни и дела человека. В итоге я добился этого понимания, в том числе в деревнях.
Бардымский район является территорией, где ключевым фактором является поддержка кланов?
– Скорее не кланов, а семей. Для того чтобы выиграть, необходимо в деревне, селе найти несколько уважаемых семей, к чьему мнению остальное население прислушивается. Есть ключевые люди, которые «определяют погоду». В частности, бабушки спрашивают: «За кого следует проголосовать?», самые уважаемые люди, а это не один человек, а как минимум три-четыре говорят, что следует выбирать этого кандидата. Они детально объясняют преимущества и минусы каждого потенциального главы.
Всего в избирательной гонке в районе участвовало семь кандидатов, из которых шестеро – «свои да наши». Этот принцип я называю «куда кудащаляр», в переводе «свои да наши», «братья-сватья». Например, прием на работу, распределение ресурсов происходит по принципу родственной связи. Люди не могут обратиться со своими просьбами в администрацию, в итоге остаются со своими проблемами. Это всем в районе надоело.
Вы намерены отказаться от этого?
– Да, последовательно и поэтапно. Я хочу сломать эту систему. Для всех существует закон, и любая деятельность должна осуществляться в соответствии с ним. Сложная задача, но это принципиально важный вопрос.
Но Вам не кажется, что здесь есть противоречие? Вы говорите о том, что семьи решают все, и это плохо, но одновременно активно пользуетесь этим ресурсом...
– Пользуюсь. Со стороны супруги и меня примерно около тысячи человек могли мою кандидатуру поддержать, но для победы этого недостаточно. В таком случае в поселениях необходимо прибегать к родственникам, которые пользуются авторитетом. Надо признать, что от этого принципа работы все устали.
Результаты выборов главы в Бардымском районе впечатляют. В первом туре Вы получили в два раза больше голосов, чем действующий глава, во втором – вновь убедительная победа. В чем секрет успеха? Это только правильная ставка на авторитетных людей или что-то еще?
– Большую роль сыграли собрания, встречи. Люди могут лично задать интересующие вопросы. Значительную долю в отданных за меня голосах составляет протестное голосование. Отсутствие в районе газификации, строительных дорожных работ, развитого сельского хозяйства, рабочих мест. С этим надо что-то делать, а проблемы не решаются. Немаловажным моментом оказалось то, что в некоторых территориях района даже отсутствует сотовая связь. Все это бытовые вопросы, которые накопились за последнее время. Существующая социальная напряженность и сказалась на итогах выборов.
Население рассуждало таким образом: Ибраев из Перми, он работает федеральным чиновником, значит, имеет связи и необходимые знакомства, может сделать что-то полезное для района. Кроме того, вспомнили о том, что в советское время при русских назначенцах Ермакове, Ермалаеве, Радостеве район жил лучше. Избиратели в территории стали политологами, каждого кандидата они разобрали по косточкам. Это особенности местной ментальности.
Кто Вам выстроил стратегию избирательной кампании? Или Вы обошлись собственными силами?
– У меня была своя команда. В первую очередь это Чулпан и Марс Сафаровы, представляющие местные элиты. А также множество сторонников. Это люди, которые неоднократно участвовали в муниципальных выборах в Бардымском районе, они знают особенности менталитета и схемы. Этим не могут похвастаться приезжие специалисты. Например, Фаниль Сарманаев, действующий глава Барды, использовал лозунг «Наш глава – Салманаев Фаниль», это утверждение вызвало обратную реакцию. В Перми или где-то еще такие моменты остались бы незамеченными, но только не в Бардымском районе.
Сколько стоила для Вас избирательная кампания в районе?
– Порядка 300 тыс. рублей.
Правда?
– Хотя в листовках Урстемирова и было написано, что мною на выборы потрачено 14 млн рублей, никто этому не поверил. Это черный PR, который появился за 4 дня до второго тура.
У вас есть связи в администрации губернатора края?
– Знакомые есть, связей – нет.
Каковы подходы к формированию команды в администрации района?
– Поменяются три заместителя, остальные сотрудники администрации останутся на своих местах. По каждому заместителю – пять потенциальных кандидатур. Говорят о том, что я возьму в команду своих помощников по избирательной кампании, это неправда. Сейчас высматриваю себе заместителей в возрасте от 30 до 45 лет. Главный принцип – квалификационные требования в соответствии с законом, плюс – эффективная работа, отказ от «включения» собственных амбиций.
Остальным чиновникам, думаю, следует пересмотреть принципы своей работы. Необходимо понять, почему часть работников не раскрыла своих потенциальных возможностей.
В каких направлениях вы планируете работать?
– Первое – создание рабочих мест, второе – развитие сельского хозяйства в Бардымском районе. Важно решать вопросы газификации района, а также сохранения школ. Это ключевые моменты. Во многих поселениях хотят закрыть образовательные учреждения. Не сохранив их, мы потеряем село. Жители района болезненно относятся к этой проблеме.
Вы не боитесь не оправдать надежды избирателей?
– Боюсь. Но эти опасения станут двигателем в работе, напоминанием, что через год-два, пять лет с меня спросят об итогах деятельности. Мне 31 год, я не хочу портить карьеру. В главы иду не для того, чтобы просто занимать стул и надувать щеки. Есть основные направления развития Пермского края, они не мной придуманы. Разработаны федеральные, краевые программы. Главное – использовать этот инструмент по максимуму, плюс самостоятельно привлекать инвесторов. Если ты будешь сидеть у себя в кабинете и не общаться, то ничего не получится. Надо быть открытым внешнему миру, и тогда придет успех.

Все новости компаний