Газета
 14 декабря 2009, 13:20   2119

Дико-калории

Дико-калории
Ежегодный рост тарифов на энергоресурсы и коммунальные услуги опережает среднестатистическую инфляцию. Эксперты считают: предел росту может положить платежеспособность потребителей.
Автор: Кирилл Перов

По данным Пермьстата, в январе – сентябре 2009 года населению Пермского края было начислено жилищно-коммунальных платежей на сумму 14,5 млрд рублей. Фактически население оплатило 13,2 млрд рублей (91,2 %). Год от года тарифы на энергоресурсы и коммунальные услуги увеличиваются – вместе с ними растут и взаимные неплатежи в коммунальной сфере. В разгар весенней «тепловой войны» в 2009 году энергетики заявляли, что сумма задолженности потребителей перед ними достигла более 2 млрд рублей – около 10 % от стоимости всех ЖКУ за год. Эксперты рынка предупреждают – подобная ситуация может повториться и в следующем году.
Все выше и выше. Федеральная служба по тарифам установила предельный индекс увеличения цен на услуги теплоснабжения для Пермского края в 2010 году на уровне 17,6 % к показателю 2009 года. Это самый большой показатель по всему ПФО и второй по величине в России – более высокую динамику тарифы на тепло могут показать только в Алтайском крае (+17,9 %).
По словам энергетиков, цены на тепло устанавливают своеобразную «систему координат» для увеличения прочих энерготарифов и стоимости коммунальных услуг, ведь для его производства используется вода и сжигается топливо, а производится оно в крупных городах, в основном на ТЭЦ, в комплексе с электричеством. Цена на газ для потребителей на внутреннем рынке в будущем году должна увеличиться примерно на 15 % (это обсуждалось на заседании Правительства РФ летом). Стоимость электроэнергии, производимой территориальными генерирующими компаниями, по решению ФСТ, возрастет не более чем на 9,2 %. Региональная энергетическая комиссия установила предельный индекс увеличения тарифов ЖКХ для муниципалитетов Пермского края на уровне 19 %.
Для Перми этот показатель еще не определен. Тому есть ряд причин: например, уровень повышения стоимости коммунальных услуг в Перми будет зависеть от конфигурации новой схемы теплоснабжения, параметры которой также окончательно не утверждены. Впрочем, по заявлению генерального директора ООО «Пермгазэнергосервис» Дениса Ушакова, даже при реализации варианта с прямыми поставками тепла потребителям рост стоимости услуг впишется в установленный ФСТ максимум. При этом, по словам депутата Пермской городской думы Алексея Грибанова, уже сейчас можно говорить, что повышение тарифов на тепло компенсирует снижение норм потребления тепла, принятое думцами в ноябре, так что счета за тепло меньше для горожан также не станут.
Не решенным пока остается вопрос о тарифах на водоснабжение и водоотведение в Перми – Пермская городская дума собирается рассмотреть предложение ООО «НОВОГОР-Прикамье» об увеличении норм потребления до 300 л на человека в сутки. Кроме того, оператор водоканала все же подал заявку в Региональную энергетическую комиссию Пермского края об установлении предельного индекса роста цен для своих услуг.
Почему они растут. Являются энерготарифы причиной или следствием общей инфляции – вопрос обсуждаемый. Факт в том, что их квинтэссенция – стоимость коммунальных услуг – растет значительно быстрее, чем прочие товары и услуги в стране. По данным Росстата, в России в январе – июле 2009 года стоимость услуг ЖКХ увеличилась на 18,3 %, что в 2,3 раза превышает показатель инфляции, составившей за тот же период 8,1 %. В январе – июле 2008 года тарифы на услуги ЖКХ повысились на 14,9 % при инфляции в 9,3 %.
Рост цен на газ отчасти объясняется политикой либерализации газового сектора страны, то есть реализации принципа равной доходности поставок топлива на внешний и внутренний рынок. По словам президента Российского газового общества, доктора экономических наук, вице-спикера Госдумы РФ Валерия Язева, это должно повысить доходность и, соответственно, привлекательность инвестиций в газовый сектор на территории России, приблизить ценнобразование к реальным условиям рынка. Согласно планам, озвученным Правительством РФ, после 20 % роста в 2009 году газовые тарифы в 2010 году должны были вырасти еще на 30 %. Полностью уравнять внешние и внутренние цены на газ планировалось к 2011 году. «Очевидно, эти планы оказались несколько опрометчивыми – они не соответствуют состоянию и динамике развития экономики», – констатирует советник генерального директора ООО «Пермрегионгаз» Андрей Скороходов.
Либерализацию электроэнергетики в начале реформирования отрасли планировалось закончить уже 2009 году. При этом за счет создания конкуренции между производителями предполагалось, что цены на электричество даже снизятся – очевидно, пока этого не произошло. Впрочем, и самой либерализации пока тоже не состоялось – государство по-прежнему регулирует цены на половину производимой в стране электроэнергии, хотя этот показатель год от года снижается.
«Тарифы постоянно растут, так как стимулов для снижения собственных издержек и, следовательно, цен у ресурсоснабжающих компаний на сегодняшний день нет», – отмечает председатель общественного совета НП «Гильдия добросовестных управляющих компаний» Александр Фенев. Одной из причин этого эксперты называют применяемую ФСТ схему ценообразования «затраты плюс»: регулятор оценивает заявленные производственные затраты компании и на основании этого утверждает тариф. Поскольку точно спрогнозировать их невозможно, экономическая логика требует заложить их чуть выше реального расчетного уровня. Кроме того, по замечанию заместителя руководителя краевого УФАС Антона Удальева, тариф устанавливается исходя из предполагаемого объема производства энергии, который тоже, как правило, превосходит тот, что потребляется и вырабатывается в действительности. По его словам, дело даже не в размере тарифов, а в том, как они применяются. Выставленные счета за ЖКУ порой имеют отдаленное отношение к действительности: УФАС разбирало случай с одной управляющей компанией Перми, которая получала тепло от генерирующей компании по приборам учета, а счета населению выставляла более высокие – исходя из нормативов потребления. «В результате такой нехитрой операции «доход» этой УК составил 27 млн рублей за 2 месяца», – констатирует специалист.
Есть ли предел? Рост энерготарифов в 2010 году будет проходить вместе с валоризацией льгот на оплату коммунальных услуг. Участники рынка по-разному оценивают связанные с этим перспективы. «Монетизация решает проблему задержек выплат управляющим компаниям компенсаций предоставления льгот, – надеется президент НП «Ассоциация управляющих компаний» Елена Котова. – Сегодня они идут через Министерство социального развития Пермского края. После монетизации исчезнет посредник из цепочки платежей».
«По опыту, федеральные средства в начале года поступают с некоторой задержкой, поэтому компенсации льготники могут реально получить в феврале-марте. Кроме того, увеличится число получателей субсидий – их оформление тоже займет некоторое время», – предполагает депутат Пермской городской думы Алексей Грибанов. «Зная особенности нашего населения, оплачивать счета за услуги ЖКХ оно не станет, пока во всем не разберется. Поэтому к началу весны у компаний жилищно-коммунального сектора может возникнуть кассовый разрыв и, как следствие, новые конфликты с ресурсоснабжающими организациями, причем более масштабные, чем весной 2009 года», – констатирует Александр Фенев.

Ресурсоснабжающие организации порой демонстрируют впечатляющие способности по включению своих расходов в тариф. Например, добрянское ООО «Уралводоканал» причислило к затратам лизинговые платежи по договору покупки водоканала, так что теперь добрянцы, по сути, оплачивают приобретение этого объекта инфраструктуры названной компанией.

При этом опрошенные «bc» эксперты не видят зависимости между размером тарифов на коммунальные услуги и суммой долгов населения за потребленные ресурсы – по общему мнению, это лишь вопрос платежной дисциплины и дееспособности сборщиков платежей.
Между тем исследователи Международного социально-экологического союза еще в 2004 году пришли к иному выводу. По их данным, собираемость платежей за коммунальные услуги на уровне 95 % наблюдается в том случае, если счета за них составляют не более 6–7 % от месячного семейного дохода или 15 % от прожиточного минимума в стране. При превышении данного значения платежная дисциплина начинает снижаться, причем большую часть долгов стараться вернуть экономически бессмысленно – затраты на эту процедуру превысят сумму долга. Интересно, что эта зависимость наблюдается и в США, и в Европе (подробнее см. http://energy.seu.ru/jkh.html?cmd[133]=i-133-4009). Напомним, по заявлению замминистра экономического развития РФ Андрея Клепача, расходы среднестатистической семьи в России на оплату услуг ЖКХ должны вырасти с 10,6 до 11 % от доходов к 2011 году, а официально установленный уровень, при котором семья может рассичтывать на получение субсидии, – 22 %.
«Игнорирование порогов платежеспособности приводит только к бесконтрольной эскалации долгов», – заключает директор Центра по эффективному использованию энергии МСЭС Игорь Башмаков. «Население должно оплачивать коммунальные услуги в соответствии с муниципальными стандартами эффективности, а не с фактическими уровнями бесхозяйственности. Нельзя перекладывать на потребителя оплату сверхнормативных потерь топлива, энергии и воды при их производстве, транспортировке и распределении. Потребитель, даже организованный, не может воздействовать на повышение эффективности использования ресурсов в системах производства и транспортировки. Это зона ответственности муниципалитета», заключает эксперт
Дико-калории

Дико-калории

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний