Газета
  1. Газета
 23 ноября 2009, 13:20  

Стимул качества

Стимул качества
Новая система оплаты труда работников социальной сферы Перми призвана стимулировать повышение качества предоставляемых услуг.

С 1 января 2010 года для всех работников бюджетных учреждений социальной сферы Перми начинает действовать новая система оплаты труда (НСОТ). Эта мера принята в соответствии с требованиями федерального и краевого законодательства. Наиболее ощутимыми изменения станут для работников школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений. В системе здравоохранения схожая методика начисления заработной платы действует уже более двух лет, так что для медиков нововведения будут менее заметны.
Отход от прежнего принципа начисления зарплаты на основании единой тарифной сетки (ЕТС) обусловлен рядом причин. Прежде всего, разработчики новой системы отмечают, что ЕТС морально устарела и не соответствует современным экономическим реалиям. В системе, доставшейся социальной сфере с советских времен всеобщей «уравниловки», невозможно проводить эффективное стимулирование работников и тем самым добиваться повышения качества предоставляемых населению услуг. Второй причиной стала диспропорция между фондом оплаты труда административного блока социальных учреждений и тех работников, которые непосредственно оказывают социальную услугу. «Например, зарплаты директоров школ порой на порядок превышали среднюю зарплату учителей, а число вспомогательного персонала превышало все разумные пределы», – отмечает и. о. начальника департамента образования администрации Перми Ирина Петроградских.
Чтобы уйти от подобной практики, НСОТ устанавливает четкие пропорции распределения фонда оплаты труда соцучреждений. Например, в школах на зарплату учителям должно отводиться не менее 65 % от ФОТ, на воспитателей и их помощников в детских садах должно быть зарезервировано не менее 60 %, в учреждениях дополнительного образования – не менее 55 %. «Установить такие пропорции руководителям учреждений образования мы рекомендовали в течение последних двух лет, так что неожиданностью для них это быть не должно», – замечает Ирина Петроградских.
Кроме того, с 1 января 2010 года зарплата всех сотрудников социальных учреждений будет состоять из двух частей – базовой и стимулирующей. Базовая часть отражает все предусмотренные законом гарантии работнику и формируется на основании утвержденных нормативов, отражающих его нагрузку. В школах, к примеру, в основе расчета базовой части лежит количество ученико-часов каждого преподавателя. Стимулирующая часть (своеобразный премиальный фонд) ориентируется на результат деятельности педагога и формируется на основании критериев, которые разрабатываются каждым учреждением самостоятельно при участии управляющих советов и профсоюзов. С помощью этого инструмента в каждом образовательном учреждении будет создана своя система оценки деятельности педагогов, вспомогательного персонала, обозначены приоритеты и задачи в работе. «Конечно, эта система будет также находиться под контролем департамента образования», – утверждает Ирина Петроградских.
Как и все новое, НСОТ встречает осторожное отношение со стороны сотрудников и руководителей социальной сферы города. По замыслу разработчиков, при переходе на новую систему положение работников как минимум не должно было ухудшиться, а в обычных условиях – улучшиться. Так, средняя зарплата учителей должна увеличиться на 30–40 %. Согласно последним данным, в школах уже начало сокращаться количество «совместителей» – по новой системе, учителям более выгодно полноценно работать в течение рабочего дня на основном месте работы. «Однако для того, чтобы система продемонстрировала все свои преимущества, от руководителей образовательных учреждений требуется принятие грамотных управленческих решений», – отмечает Ирина Петроградских. По ее признанию, трудностей с внедрением системы пока достаточно: уточняется перечень категорий сотрудников, отнесенных к основному персоналу. «Наиболее непростая ситуация сложилась сейчас в детских садах, ведь к вспомогательным сотрудникам здесь отнесены логопеды, психологи, музыкальные работники, инструкторы по физкультуре, повара и т. д. Заведующим детсадов ставится задача сохранить этих работников, чтобы не пострадало и качество предоставляемой услуги», – утверждает она.
В настоящее время идет «наладка» НСОТ: профильные департаменты принимают предложения от учреждений, профсоюзов, управляющих советов. В ходе процедуры размещения муниципального задания все руководители образовательных учреждений представят свои решения по штатному расписанию сотрудников. Эта работа должна завершиться до 1 января. По словам Ирины Петроградских, полная картина результатов внедрения НСОТ в образовательных учреждениях станет ясна к весне 2010 года.
 

Все новости компаний