Газета
 09 ноября 2009, 13:20   3666

От общего к частному

От общего к частному
Рынок платной медицины в Перми активно развивается. Увеличение клиентов обеспечивается невысоким качеством услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями.
Автор: Кирилл Перов

Есть потенциал. По данным справочных систем, в Перми работает порядка 40 многопрофильных медицинских центров, предоставляющих платные услуги. Однако, по мнению экспертов «bc», эти цифры не свидетельствуют о насыщенности рынка. Показателем того, что пермский рынок медицинских услуг имеет свободные ниши, является то, что в середине текущего года на него зашли сразу несколько крупных иногородних игроков: международный институт современной медицины «ОН Клиник», центр здоровья «Альфа» и клиника «Медси», базирующиеся в Москве.
Генеральный директор «Медицина АльфаСтрахования» (г. Москва) Илья Тупицын утверждает, что пермский рынок для новых игроков привлекателен своим большим потенциалом для роста. Хотя эксперт «bc» и признает, что рынок в Перми является более развитым, чем в других городах сравнимого масштаба и уровня экономического развития, в настоящее время в Перми работает менее десяти крупных многопрофильных медицинских центров. По мнению г-на Тупицына, этого недостаточно для того, чтобы покрыть потребности города-миллионника. Виталий Бобриков, генеральный директор «ОН Клиник» в Перми, также полагает, что, несмотря на столь массовый выход на рынок новых игроков, места хватит всем.
По мнению Ильи Тупицына, пермский рынок наименее развит в сегменте клиник широкого профиля. В Перми действительно большинство медучреждений специализируется на отдельных направлениях. Однако главный врач медицинского центра «Практик» София Фридман не считает это недостатком и полагает, что узкоспециализированные клиники, как показывает зарубежная практика, будут востребованы всегда.
Окупится в срок. По данным исследования, проведенного агентством DISCOVERY Research Group в конце 2008 года, острой проблемой развития отрасли платных медицинских услуг является высокий уровень первоначальных инвестиций в открытие медицинского центра и большой срок их окупаемости.
Ольга Пастухова, исполнительный директор центра медицинских услуг «Профессорская клиника»:
– Если клиника современное медицинское оборудованиезакупает , то период окупаемости довольно большой и для центра широкого профиля, и для узкоспециализированного. Но у последнего все же больше рисков, ведь многопрофильные клиники могут более гибко реагировать на изменение спроса.
Эксперты отмечают, что и у клиники широкого профиля, и у узкоспециализированных центров есть своя аудитория, на которую они нацелены. «А окупаемость клиники зависит только от того, насколько быстро и максимально точно менеджеры клиник эту целевую аудиторию смогут найти. Поэтому все зависит от грамотного позиционирования на рынке, от четкой постановки целей и задач перед менеджментом. Средняя доходность универсального медучреждения – например, поликлиники – сегодня составляет порядка 15 % в год, при условии удачного 3-летнего старт-апа», – резюмирует Илья Тупицын. Исходя из этого, средний срок окупаемости составляет 6–7 лет.
От муниципалов к частникам. Если «варяги» считают, что рынок в Перми насыщенным не является, то местные игроки склонны полагать, что рынок платных медицинских услуг близок к тому, чтобы им стать.
По словам Ольги Пастуховой, интерес к Перми со стороны иногородних игроков помимо насыщенности столичного рынка вызван еще рядом факторов. «Наш регион привлекателен наличием платежеспособного населения. Кроме того, Перми свойственны трудности в получении медицинской помощи в муниципальных учреждениях, в которых сворачиваются платные услуги. Следовательно, население подготовлено к обращению в частные медицинские центры», – поясняет г-жа Пастухова.
Собеседники «bc» рассказывает, что потребность в медицинской помощи в рамках ОМС остается неудовлетворенной, поэтому при ухудшении ситуации спрос на платные услуги может возрасти. Агентство DISCOVERY Research Group в своем исследовании также пришло к выводу, что именно ненадлежащее качество бесплатной медицины является главной причиной роста частных медицинских центров.
Ни иногородние, ни местные медицинские центры конкуренции со стороны друг друга не опасаются. По мнению Ильи Тупицына, сейчас конкуренция невысока, поскольку каждый участник рынка платных медицинских услуг имеет своего клиента, но что со временем она будет нарастать, он не отрицает. Ирина Гневашева, генеральный директор клиники «Философия красоты и здоровья», полагает, что уровень конкуренции зависит от вида медицинских услуг. По ее словам, основная конкуренция разворачивается в области диагностики, которую предлагают почти все частные клиники. «Исходя из этого, мы, кроме традиционно развитых лечебно-диагностических направлений, планируем инвестировать значительные средства в создание новых специализированных отделений, которые на сегодняшний день очень востребованы населением, но предложения у клиник по ним пока нет», – поясняет г-жа Гневашева. В целом же, по оценкам экспертов «bc», к наиболее востребованным клиентами направлениям можно отнести стоматологию и гинекологию.

В Пермском крае по инициативе губернатора Олега Чиркунова реализуется размещение государственных и муниципальных заказов в сфере медицины, участие в которых могут принимать и представители частных медучреждений. Однако собеседники «bc» отмечают, что полное участие в системе ОМС для них не очень интересно. По словам Ильи Тупицына, интерес представляет избирательное участие в системе госзаказов, например заказ на отдельные диагностические исследования: «Полное участие может привести к тому, что частная клиника начнет работать себе в убыток, поскольку тарифы ОМС ниже реальной себестоимости медицинских услуг». Ольга Пастухова солидарна с коллегой и считает, что сегодняшний тариф ОМС не может компенсировать затраты на лабораторные и функциональные исследования, не говоря уже о прибыли.

Ориентация на средний класс. Только зашедшие на пермский рынок игроки на начальном этапе планируют перетянуть часть клиентов уже действующих клиник, но основную часть пациентов предполагается сформировать за счет людей, пока не пользующихся платной медициной. При этом большинство работающих в Перми медицинских центров своей целевой аудиторией считают потребителей со средним уровнем доходов. По мнению Ильи Тупицына, это активные работающие люди, которые дорожат своим здоровьем и временем и привыкли получать качественные услуги. Ольга Пастухова говорит о демократичной ценовой политике, позволяющей оказать помощь всем слоям населения.
Что касается изменения цен в текущем году, то эксперты отмечают разнонаправленные тенденции. С одной стороны, Илья Тупицын рассказывает об успешных результатах оптимизации, позволившей снизить себестоимость услуг, а с другой – Ольга Пастухова говорит об увеличении стоимости лабораторных исследований в связи с удорожанием реактивов.
Не обходит стороной рынок платной медицины и проблема демпинга. По словам Ольги Пастуховой, она особенно распространена в сфере услуг для корпоративных клиентов при медицинских осмотрах, лабораторных исследований. Противоположную точку зрения высказывает Илья Тупицын, по мнению которого частные клиники просто не могут позволить себе такую роскошь, как демпинг.
Илья Тупицын:
– В стоимость медицинской услуги заложена и аренда помещения, и стоимость оборудования, и маркетинг, и работа врача. Продавая услугу дешевле ее реальной стоимости, организация рубит сук, на котором сидит.
При оценке влияния кризиса на рынок платной медицины эксперты «bc» в своих суждениях оказались единодушны. «Спрос на медицинские услуги сохранился на прежнем уровне. При этом крупные медицинские центры с именем пострадали в меньшей степени, мелкие ощутили более серьезный отток клиентов. По нашим оценкам, максимальное снижение выручки по сравнению с докризисным периодом составило 10 %», – утверждает Илья Тупицын. Ольга Пастухова также говорит о том, что в большей степени пострадали небольшие центры, однако это не относится к так называемым «клиникам одного врача», имеющим стабильную клиентскую базу. По словам Софии Фридман, серьезных изменений в клиентопотоке замечено не было. «Как всегда, было традиционное снижение в июле-августе, которое выровнялось уже к середине сентября», – резюмирует собеседница «bc».

Справка «bc»
Социологические опросы, проведенные в разные годы и разными организациями, фиксируют недовольство россиян качеством медицинских услуг. В 2008 году опрос, проведенный «Левада-центром», показал, что 58 % не удовлетворены системой российского здравоохранения, а 66 % уверены, что при необходимости не смогут получить качественную медицинскую помощь. По данным исследования, проведенного Фондом общественного мнения в 2008 году, 53 % полагают, что уровень развития медицины в России ниже, чем в передовых странах мира, и лишь 12 % считают, что он выше.

От общего к частному

От общего к частному

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний