Газета
  1. Газета
 24 августа 2009, 13:20  

Диван в TV

Рынок мебели в Пермском крае представлен иногородними и иностранными производителями. Эксперты оценивают долю местных производств лишь в 30 %.

Маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group провело исследование рынка мебели в России. Согласно полученным данным, объем сегмента в прошлом году составил 10 млрд долларов, а с учетом теневого сегмента – на 4,5 млрд долларов больше. Рынок мебели в 2008 году по сравнению с 2007-м увеличился, по официальным данным, на 37 %, и более чем на 40 %, учитывая нелегальное производство. Офисная мебель, по оценкам DISCOVERY Research Group, занимает 20–25 % мебельного рынка.
Разошлись во мнениях. Пермские участники рынка затруднились назвать объем пермского мебельного сегмента. Данное обстоятельство, по их словам, в первую очередь связано с большим числом игроков. По словам Виталия Цаплина, генерального директора ООО «Пермэкспосервис» (официальный дистрибьютор компании «Найди»), до начала кризиса на прикамском рынке насчитывалось до тысячи предпринимателей, занимающихся производством мебели. По оценкам эксперта, треть рынка занимают так называемые гаражные мастера.
Объемы продаж мебели в 2009 году, по прогнозам аналитиков Discovery Research Group, снизятся на 30 % по сравнению с прошлым годом. Однако мнения опрошенных «bc» экспертов относительно пермского рынка несколько расходятся. Сергей Хорьков, коммерческий директор «Урал-Komandor», рассказывает, что организации, занимающиеся продажей комплектующих мебели в Перми, оценивают падение спроса на свою продукцию в размере 30–35 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что характерно для рынка в целом. Виталий Цаплин говорит о 40-процентном уменьшении сегмента индивидуальной бытовой мебели за время кризиса с лета 2008 года по сравнению с предыдущим периодом, в то время как до этого рынок ежегодно прирастал в среднем на 15 %.
Алла Светлакова, руководитель салона «Ирэн», говорит о падении продаж товара в три раза. В сегменте офисной мебели, по словам Геннадия Горшенина, заместителя генерального директора компании «Сатурн», заказчики на время переносят время закупок либо вовсе отказываются от реализации подобных проектов. На его взгляд, падение спроса в этом сегменте находится на уровне 20 %.
В череде весьма скептических оценок экспертов нашлись более оптимистические позиции. «Отмечается увеличение спроса на домашнюю мебель. Это весьма закономерно, так как население стремится таким образом сохранить свои финансовые средства», – говорит коммерческий директор ЗАО «Феликс-Пермь» Мария Афонина. В третьем квартале 2009 года, по сравнению с первым полугодием, по ее словам, также наблюдается некоторое оживление.
Мария Афонина:
– В первых двух кварталах года спрос на офисную мебель временно снизился. Это произошло прежде всего из-за сокращения бюджетов на приобретение мебели в крупных компаниях. Но ситуация меняется на глазах, третий квартал еще только начался, а рост продаж, на наш взгляд, очевиден. Данное обстоятельство связано с тем, что многие компании «разморозили» свои бюджеты, кроме того, население привыкло к кризису и начало жить в привычном, а не в стрессовом ритме.
Мнение Сергея Хорькова отчасти объясняет различные оценки экспертов. «Ранее можно было говорить о сезонном спросе, в частности, осенью наблюдался рост продаж мебели. В сегодняшних условиях положение на рынке достаточно непредсказуемое: общий спад и лишь небольшие всплески интереса клиентов. Развитие рынка можно охарактеризовать как хаотическое. Думаю, до конца года ситуация будет оставаться такой же», – полагает эксперт.
Без пермяков. В Министерстве промышленности, инноваций и науки Пермского края говорят о том, что мебельный рынок региона представлен в основном продукцией предприятий из других субъектов и стран. По данным властей, в Прикамье работают 166 производителей мебели, а местные компании занимают около трети рынка региона.
Дмитрий Теплов:
– Уровень мебельного производства в крае считаем явно недостаточным, поэтому совместно с бизнесом мы намерены реализовать проект по развитию мебельной промышленности. В его рамках предполагается позиционирование предприятий на рынке, увеличение объемов производства и сбыта продукции. С этими целями планируется объединение производителей мебели в единую ассоциацию.
Представители салонов по-разному высказываются относительно развития пермского мебельного производства.
Алла Светлакова:
– Мы не сотрудничаем с пермскими производителями корпусной мебели. У нас имеется большой опыт работы с фабриками из Костромы, Уфы, Екатеринбурга. Предпочтение отдается компаниям, мебель которых пользуется большим спросом у пермяков. Эти компании могут похвастаться постоянным обновлением мебельного ряда. Но главное условие – качество.
Однако Александр Соснин, генеральный директор ЗАО «Оптимус», говорит о том, что качественная мебель, производимая пермскими компаниями, давно уже не новость. А основное конкурентное преимущество перед иногородними мебельщиками – стоимость, которая на 7–10 % ниже цен конкурентов из других городов, что в основном связано с отсутствием затрат на транспортировку. Лилия Митина также соглашается с этим мнением, приводя в пример продукцию нескольких пермских фабрик, производящих как мягкую, так и корпусную мебель.
Тем не менее г-н Хорьков соглашается с Дмитрием Тепловым в оценке доли пермских фабрик на местном рынке, которая, по его мнению, не превышает 30 %. Открытие производства в регионе, по мнению экспертов, затруднено существенными затратами на организацию, приобретение оборудования и большим сроком окупаемости, в это время острая конкуренция на мебельном рынке не дает такой возможности.
Мебельщики говорят о необходимости более кардинальных мер со стороны власти. В частности, Виталий Цаплин рассказывает о том, как несколько лет назад губернатор пытался реализовать проект в регионе по производству мебельных плит совместно с заводом «Кроношпан» в районе Добрянки. «Проекты такого плана сейчас нужны, и если власть могла бы их организовывать, то развитие мебельного рынка пошло другими темпами», – объясняет г-н Цаплин. Это связано с тем, что, по его утверждениям, ранее наблюдался серьезный дефицит ЛДСП, МДФ, который только в кризисное время несколько уменьшился.
Кроме того, Виталий Цаплин говорит о необходимости цивилизации рынка.
Виталий Цаплин:
– Производство мебели требует наличия соответствующего сертификата и контроля. У нас присутствуют вложения в безопасность, экологичность материалов, в итоге мы заведомо оказываемся в худших условиях по сравнению с нашими мелкими конкурентами, безнаказанно не соблюдающими существующие требования. Необходимо добиться того, чтобы все игроки рынка находились в одинаковых условиях.
Эконом-класс. Лилия Митина, директор розничной сети «Терра Интерьера», говорит о смещении покупательских предпочтений. «Наблюдается снижение среднего чека покупки. Интерес сместился в сторону менее дорогой мебели. Тем не менее требование качества продукции сохраняется. Покупатель стал более осторожным в выборе мебели», – рассказывает г-жа Митина. Это мнение разделяет Алла Светлакова, которая утверждает, что, открыв очередной салон, их компании удалось привлечь состоятельных покупателей, однако с изменением экономической конъюнктуры спрос вновь переместился в среднеценовой сегмент.
По оценкам Виталия Цаплина, существенную долю рынка домашней мебели составляют шкафы купе. «Их средняя стоимость зависит от комплектации и находится в интервале от 20 тыс. до 40 тыс. рублей», – утверждает специалист. Сергей Хорьков, представляющий на рынке систему Komandor, также говорит о снижении покупательной способности населения и, как следствие, смещении спроса в сторону более дешевых моделей. Нынешние запросы клиентов на шкафы-купе оцениваются в 20–25 тыс. рублей, в то время как в докризисное время пермяки могли позволить себе более дорогие комплектации стоимостью 30–35 тыс. рублей.
Лилия Митина продолжает, что «в связи с индивидуальным подходом к обстановке собственных домов у жителей города большим спросом пользуются модульные композиции корпусной мебели». При этом, по ее словам, покупатели отдают предпочтение мебели производителей из Брянской области, Калининграда, Волгодонска. В данном случае их основным преимуществом является верное соотношение цены и качества, заключила г-жа Митина.
Позитив во всем. Несмотря на сложные времена, эксперты «bc» не теряют оптимизма. «Как производители, так и продавцы вынуждены оптимизировать свои бизнес-процессы, искать ресурс снижения себестоимости и конечной цены на свой товар. Идет жесткая борьба за каждого покупателя. В конечном итоге улучшается качество товара, обслуживание покупателя», – полагает Лилия Митина. Алла Светлакова также рассказывает, что салоны мебели идут на снижение стоимости мебели и активно вкладываются в проведение рекламных акций. На рынке встречаются предложения о скидке в размере от 15 до 50 % и более. «За время кризиса мы открыли три салона, так как понимаем, что период падения спроса когда-то закончится. Приходится напрягаться, развивая собственную сеть, но полагаем, что после серьезно выстрелим», – заключает Виталий Цаплин.
Объем продаж на рынке мебели существенно будет зависеть от объема ввода в действие жилых домов. До 20 % мебели покупается в новые дома и квартиры, что, по словам экспертов, дает основания считать, что на дальнейшее развитие рынка напрямую будет влиять состояние строительной отрасли.
Диван в TV

Диван в TV

Все новости компаний