Газета
 20 июля 2009, 13:20   2532

Три причины

Три причины
Продуктовые сети вынуждены сужать ассортимент продукции. Ритейлеры уверены, что это единственно возможная сегодня стратегия.
Автор: Кирилл Перов

Экономический кризис привел продуктовые сети к необходимости сокращения ассортимента. Представители большинства сетей, работающих в Перми, подтверждают существование этой тенденции и считают ее единственно правильной стратегией в условиях снижения спроса. Однако, по словам коммерческой службы ТС «Виват», правильнее говорить не об однонаправленном изменении ассортимента в сторону его уменьшения, а скорее о его оптимизации, что подразумевает двусторонний процесс – вывод продуктов, утративших популярность, и выставление на полки наиболее востребованных позиций.
Эксперты «bc» отмечают, что наибольшей корректировке подвергся ассортимент непродуктовых товаров, ряд которых был и вовсе исключен из продаваемой линейки. Также, по словам Елены Ждановой, директора УК «ЭКС», в сегменте непродуктовых товаров произошел ряд замен поставщиков. По словам Алексея Красникова, директора Уральского филиала Х5 Retail Group, в сети «Пятерочка» сужение ассортимента коснулось всех товарных групп без исключения, по расчетам X5, ассортимент сократится с 3,5 тысячи до 3 тысяч позиций.
Пересмотр продуктовыми сетями ассортимента произошел под влиянием нескольких факторов, первый из которых состоит в нехватке собственных финансовых ресурсов при дороговизне заемных. По мнению Андрея Уточкина, генерального директора ООО «Линия 7», кризис подтолкнул сети к тому, чтобы более рационально оценить ассортимент. «До кризиса преобладала тенденция экстенсивного роста, теперь же, когда сети ощущают дефицит денежных ресурсов, фактор эффективности для них вышел на первое место, заставив пересмотреть продуктовую матрицу и привести ее в соответствие с потребностями покупателей», – отмечает эксперт «bc».
Еще одна причина корректировки ассортимента сетей – изменения в режиме поставок. С началом мирового финансово-экономического кризиса произошло существенное уменьшение ввоза импортной продукции и были некоторые перебои в поставках продукции местных производителей, что привело ТС «Виват» к необходимости поиска новых поставщиков, в том числе и из соседних регионов, рассказали «bc» в коммерческом отделе сети.

При снижении общего объема розничного товарооборота в Прикамье на 3 % оборот рынков увеличился более чем в полтора раза.


Основной целью сокращения продуктовой матрицы представители сетей называют снижение объема средств, замороженных в товарах. При этом отбор товаров, по мнению Андрея Уточкина, основывался на нескольких критериях. «В свете экономических трудностей сетям следует иметь дело с продуктами, спрос на которые максимален, то есть имеющими высокую оборачиваемость, а также с товарами с максимальной рентабельностью», – считает г-н Уточкин. Представители «Семьи» уточняют, что в сети был сокращен ассортимент избыточных, дополнительных и не очень выгодных с точки зрения доходности товаров, а в «Пятерочке» говорят, что факторами, определившими ассортимент, стали рейтинг продаж и существующие квоты, выделенные на данную товарную категорию.
Характерно, что в целом в сетях превалирует тенденция смещения ассортимента в более низкий ценовой сегмент. «Если раньше сеть «Семья» относилась в основном к высокому сегменту, то теперь наш ассортимент захватывает и средний. В свою очередь сеть «Пятерочка» полностью перешла в формат дискаунтера», – отмечает Елена Жданова. Эти слова подтверждает и Андрей Уточкин: «В ассортименте высокого ценового сегмента происходит более динамичное сужение ассортимента, тогда как в низком скорее, напротив, расширение». В качестве причины именно такого изменения ассортимента эксперты «bc» называют снижение платежеспособности населения – и это вторая причина пересмотра ассортимента сетями.
Алексей Красников:
– Под влиянием кризиса покупательский спрос сместился в сторону более дешевых товаров от товаров класса «премиум».
Впрочем, несмотря на усилия сетей, официальная статистика по итогам января – мая 2009 года зафиксировала существенный отток покупателей на продуктовые рынки. При снижении общего объема розничного товарооборота в Прикамье на 3 % оборот рынков увеличился более чем в полтора раза. Впрочем, отток покупателей ощутили не все сети. По словам Андрея Красникова, статистика показывает увеличение количества покупателей и рост товарооборота в ТС «Пятерочка» по сравнению с прошлым годом. Данные о количестве чеков в ТС «Виват» также говорят об отсутствии данной тенденции.
Следует отметить, что вслед за изменением ассортимента продуктовых сетей свою ценовую политику приходится пересматривать и производителям.
Андрей Уточкин:
– В более сложную ситуацию попали производители, работавшие преимущество в сегменте «премиум». Всем известный пример – компания Ferrero.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний