Бизнес
  1. Бизнес
 13 июля 2009, 13:20  

Найти нишу

Найти нишу
Московским и международным медицинским центрам пермский рынок показался привлекательным: одна за другой в городе открылись сразу три клиники.

На минувшей неделе в Перми начал работу Международный институт современной медицины «ОН Клиник Пермь». Это уже третий частный медицинский центр, открывшийся в городе за последний месяц, ранее работу начали «Альфа – Центр Здоровья» (входит в группу «Альфа») и «Мед Си» (базируется в Москве). Все три клиники декларируют свою принадлежность к средней ценовой категории, однако если последние две являются медицинскими учреждениями широкого профиля, то «ОН Клиник Пермь» имеет достаточно узкую специализацию.

Несмотря на столь массовый выход на рынок новых игроков, представители клиник уверены, что потенциала сегмента хватит всем, поскольку 4–5 крупных медицинских центров, безусловно, недостаточно, чтобы покрыть потребности города-миллионника. По словам Виталия Бобрикова, генерального директора «ОН Клиник Пермь», не все ниши рынка освоены в равной степени. «Существуют слабо представленные на рынке направления, как правило, узкоспециализированные», – считает он.

Илья Тупицын, генеральный директор «Медицина АльфаСтрахование», отмечает, что пермский рынок является более развитым, чем в других городах сравнимого масштаба и уровня экономического развития. Тем не менее в целом на рынке конкуренция пока не столь высока, и он не является насыщенным, в том числе, по мнению эксперта, и в сегменте клиник широкого профиля.

На более низкий уровень конкуренции в сфере узких специалистов рассчитывает «ОН Клиник Пермь». «Альфа – Центр Здоровья», напротив, делает ставку на максимально широкий спектр оказываемых услуг. Обе клиники на начальном этапе планируют перетянуть часть клиентов уже действующих в Перми медицинских центров, однако основную часть пациентов предполагается сформировать за счет людей, пока не пользующихся платной медициной.

Пермские участники рынка платной медицины не опасаются конкуренции со стороны новых игроков. Так, Ирина Кожевникова, главврач Пермской клиники красоты и здоровья, считает, что места на рынке при его сегодняшнем уровне развития хватит всем: «Состояние государственной медицины таково, что новым медцентрам найти себе клиентов не составит труда. Каждый из них работает по своим методикам и имеет специфическое оборудование, поэтому все клиники смогут найти свою нишу. Другое дело, что уровень цен у них будет выше, чем у пермских клиник, но и оборудование более высокого класса».

При формировании кадрового состава «ОН Клиник Пермь» опирался в основном на медиков, до сих пор работавших в бесплатной медицине Перми, прошедших стажировку в центрах сети «ОН Клиник». В частности, его генеральным директором стал бывший главврач детской городской клинической больницы № 3. В свою очередь Илья Тупицын отмечает, что «Альфа – Центр Здоровья» привлек к работе врачей как из бесплатной, так и платной медицины.

Собеседники «bc» разошлись в оценке степени влияния кризиса на рынок платной медицины. По мнению Ильи Тупицына, выручка отрасли по сравнению с предыдущим годом не выросла, но и не снизилась. В целом с ним согласен и г-н Бобриков. «Спрос на медицинские услуги сохранился на прежнем уровне. При этом крупные медицинские центры с именем пострадали в меньшей степени, мелкие ощутили более серьезный отток клиентов. По нашим оценкам, максимальное снижение выручки по сравнению с докризисным периодом составило 10 %», – отмечает собеседник «bc». Также, по оценкам Виталия Бобрикова, в меньшей степени пострадали узкоспециализированные направления, поскольку в сфере государственной медицины ощущается дефицит соответствующих специалистов.

Иное мнение высказала Ирина Кожевникова. «Отток клиентов в платной медицине в период кризиса, безусловно, ощущается. Особенно это касается отдельных направлений, и прежде всего педиатрии», – рассказала собеседница «bc». В то же время по отдельным направлениям медицины спрос, наоборот, вырос, констатирует собеседник «bc» из числа частнопрактикующих врачей.

Все эксперты отмечают, что независимо от динамики спроса в каждой клинике кризис стимулирует к созданию специальных медицинских продуктов. «Сейчас люди нуждаются в эффективном и быстром лечении, у них нет возможности проходить длительные курсы, поскольку они более затратны», – объясняет собеседник «bc», работающий в частной медицине.

Что касается прогнозов дальнейшего развития рынка платной медицины в Перми, то, по словам Ильи Тупицына, они серьезно скорректированы кризисом. «Если еще осенью я сказал бы, что рынок будет расти на 15–20 % в год, то сейчас по итогам 2009 года мы ожидаем в лучшем случае сохранения выручки на стабильном уровне, а в 2010-м надеемся на небольшой прирост», – считает эксперт.

Все новости компаний