Газета
 22 июня 2009, 13:20   1462

Серьезный диагноз

Серьезный диагноз
Самая большая ошибка рассматривать конфликт Ильи Шулькина с милицией как не частную проблему. Она уже давно приобрела масштабный характер.

На минувшей неделе вновь напомнил о себе публичный конфликт между депутатом Ильей Шулькиным и руководством регионального ГУВД. Тот выброс эмоций депутата по поводу деятельности и бездеятельности милиции в Пермском крае и лично ее начальника сам по себе не особо интересен. Особенно если стремиться увидеть за ним только личные карьерные дела самого депутата. Более того, ясно, что это будет иметь и конкретные негативные последствия. Публичная атака на ГУВД приведет (приводит) к ответным – пропорциональным или не очень – действиям. Война между двумя властными институциями – ГУВД и губернатором – ничего хорошего всем остальным не несет. Нам с ними жить, а живем мы не на трибунах гладиаторской арены, чтобы со стороны и с удовольствием понаблюдать, кто кого завалит.

Впрочем, хорошо уже то, что проблема была вынесена в публичное пространство. Вот только как вынесена, какая проблема и что, собственно, дальше? Все уверены, что губернатор имеет отношение к делу, но его самого на публике по этому поводу нет. И понятно почему – проблема оказалась сведена к необходимости замены руководства ГУВД – вполне себе «рабочая», кадрово-административная проблема, которую вынесли на публику, потому что не смогли решить иначе. Пафос самого депутата Шулькина вылился в создание на базе своей общественной приемной центра по сбору заявлений о милицейском произволе и прочих безобразиях (о чем и было объявлено на прошлой неделе).

Если это поможет конкретным пострадавшим от произвола и безобразий, если поможет наказать конкретных виновных, то это хорошо, и ничего больше здесь сказать нельзя. Но нужно понимать одну важную вещь. Все меры – общественные приемные, кадровые перестановки – достаточны только в том случае, если правоохранительная система в целом работает нормально и нужно лишь поддерживать ее в тонусе, корректировать деятельность и смягчать издержки, которые случаются просто потому, что большое количество людей с оружием и властью применяют насилие, контактируют каждый день с еще большим количеством людей. Так вот, это не наш случай.

Мы находимся совсем в другой ситуации, суть которой не в том, что милиция недостаточно эффективна в борьбе с угрозами личной безопасности людей, а в том, что милиция и, шире, правоохранительная система сами стали угрозой, причем не только личной безопасности и человеческому достоинству, но самому социальному порядку. Коррупция, произвол, пытки, крышевание, просто убийства людей – это только внешние проявления принципиального диагноза: правоохранительная система в нынешнем виде есть угроза не только безопасности, но экономическому и социальному развитию, угроза модернизации страны (и края); и необычайно низкий и качественно неприемлемый уровень социального доверия тоже связан с качеством нашей правоохранительной системы.

В общем, нужны перемены, и серьезные. Изнутри системы, по разным причинам, они почти невозможны. Поэтому смена первых лиц сама по себе ничего не решает. Ожидать от федералов, что они начнут эту реформу, тем более в период кризиса, почти нереально. Да и не решается это верхушечной реформой.

В любом случае важно определиться с принципами. Например, такими: никакое серьезное действие в этой сфере не может быть частным делом кого бы то ни было: губернатора, депутата, милицейского начальства, обиженных и пострадавших. Пока же так оно и есть. И второе: может быть, имеет смысл поднять голову и посмотреть шире; нам ведь нужна не милиция как таковая (на ней свет клином не сошелся), нужна институция, поддерживающая (в том числе и силой) социальный порядок. И может быть, имеет смысл думать о чем-то новом, а старое оставить прошлому, если оно само не меняется к лучшему и другим не дает.

Поделиться:
Все новости компаний