Бизнес
  1. Бизнес
 12 декабря 2023, 17:40  

​Заварили дел. История создания и развития пермской чайной компании Samovartime

​Заварили дел. История создания и развития пермской чайной компании Samovartime
Основатели пермской чайной компании Samovartime Илья и Валентин Пономаревы рассказали, как вложили 60 тыс. рублей в первый магазин, о трудностях в работе с поставщиками и тоннах чая.
Автор:

С 2016 года Илья Пономарев вместе с братом Валентином развивают чайную компанию Samovartime. Сейчас предприятие увеличивает производственную площадку по фасовке и купажированию чая, оптимизирует процессы и активно наращивает обороты оптовых поставок по всему Пермскому краю и России. Business Class узнал, с чего начиналась история предприятия и как за восемь лет торговля чаем стала делом жизни.

С 18 лет Илья Пономарев работал поваром в заведениях общественного питания. Среди его мест работы – рестораны «Иль Патио» и «Живаго Group» в Перми. Именно там он серьезно увлекся и начал изучать разные сорта заварочного чая.

Илья: Когда я учился на повара, то не думал, что открыть свое дело реально. Первые продажи начались спонтанно. Сначала пробовал продавать чай друзьям, потом открыл первый магазин в районе цирка. Он занял помещение порядка четырех квадратных метров на цокольном этаже. Все это я совмещал с основной работой.

В первый магазин в 2013 году Илья Пономарев вложил около 60 тыс. рублей. Средства пришлось брать в кредит. Но магазин с маленьким ассортиментом в выбранной локации не приносил большую прибыль, говорит он.

Валентин: Тогда начали предлагать чай на реализацию в другие магазины, не специализировавшиеся на чае. Изначально предлагали магазинам разместить чай на своих полках без доплаты и договаривались, что они вернут деньги, только если получится реализовать товар. Были разные истории – кто-то пропадал с чаем, другие отдавали выручку консервами и тушенкой. Когда наш продукт разобрали с полок, поняли: это выгодно как торговым точкам, которые закрывали спрос на товар, так и нам.

Постепенно обороты компании начали расти, и в 2016 году появился бренд Samovartime.

​Заварили дел. История создания и развития пермской чайной компании Samovartime

Илья: Торговая марка позволила нам выделиться на рынке. Название мы придумали вместе с другом. Использовали идею самовара – как отсылку к русской чайной традиции. Постарались объединить любовь к чаю, травам и ягодам, которые славились с древности, и семье. Для нас самовар – это в первую очередь символ семейного круга за столом.

Валентин: Менялась и упаковка. Мы прошли долгий путь в этом направлении и остановились на крафтовых пакетах с фольгированной прослойкой – они дольше сохраняют свойства чая при хранении.

С 2016 года компания в разы нарастила обороты, увеличила число поставщиков, расширила производственную площадку и ассортимент.

Валентин: Сейчас мы в день продаем в пять раз больше чая, чем восемь лет назад за месяц. Объем реализованного товара теперь достигает 6-10 тонн чая в месяц, это порядка 12 тыс. оптовых упаковок. Увеличивали обороты примерно в два раза год к году. К концу 2019 года и в период пандемии темпы роста незначительно замедлились.

После введения санкций начали перестраиваться и логистические цепочки, изменились маршруты поставки чая. Samovartime тоже пришлось менять логистику, чтобы цена осталась приемлемой для конечного потребителя.

Валентин: Мы начинали с одного поставщика, теперь их больше ста – из России, Индии, Китая, Вьетнама и т. д. Особенность рынка в том, что меняться они могут часто. Отдельная история с производством трав – в России есть трудности с этим продуктом: сегодня он может быть у поставщика, а завтра нет. В целом на рынок оказывают влияние сезонность, урожай, бывают случаи и с исчезновением какого-либо товара на фоне аномального спроса. Сейчас мы в основном занимаемся купажированием – делаем чай с добавками. Главная задача – сделать чай одинаковым от партии к партии, но, к сожалению, сырье не всегда идентично первой поставке.

Илья: Сначала мы фасовали чай дома, но с ростом оборота стали расширять производственную площадку. По этой причине уже четыре раза меняли локацию. Сейчас непосредственно на производстве заняты около 20 человек.

Кратно увеличился и ассортимент. Если раньше список чая умещался на одну печатную страницу, то теперь компания предлагает около 400 позиций.

Валентин: Мы практически сразу добавили в ассортимент кофе, потому что такой запрос получили от заказчиков. На этом товаре мы не зарабатываем, но он необходим для удовлетворения существующего спроса. Что касается чая, то приоритетом сделали чай для заваривания из разных стран мира – от России и Индии, до Китая и Кении.

Сейчас пермская компания сосредоточена на работе с заведениями индустрии гостеприимства (HoReCa) и розничными магазинами, специализирующимися на чайной и сопутствующей, а также дополнительной продукции (например, чаи и эко-продукты). На них приходится по 40 % продаж. Еще примерно 20 % составляют продавцы на маркетплейсах. Среди них создатели разных подарочных и чайных наборов. В последнее время их доля выросла из-за активного перехода бизнеса в онлайн-торговлю.

У Samovartime два собственных магазина – в торговых центрах «Горный хрусталь» и «Радуга». На сегодняшний день розничная торговля – не основное направление развития компании. Хотя собственники и не исключают, что могут сосредоточиться на нем в будущем.

Илья: Оба магазина прибыльные. Но все-таки если смотреть на финансовые показатели, то основную выручку обеспечивает оптовая торговля. Сейчас мы сосредоточились на работе с кафе и ресторанами, а развитие розницы и выход в торговые сети поставили на паузу. Скорее всего, вернемся к этому вопросу позже. Главный приоритет для нас сейчас – наш внутренний продукт.

Для оптимизации производства компания внедряет программное обеспечение. Цифровой инструмент позволит регулировать процессы фасовки чая – сотрудники будут в формате онлайн видеть заявки и дальнейшую маршрутизацию.

Илья: Планируем, что это позволит ускорить сборку заказов, сократить физические затраты сотрудников и минимизировать ошибки. В результате, по нашим расчетам, улучшения дадут нам преимущество – сможем выдавать больше продукта, не снижая его качество и не повышая цену.

Кроме того, компания разработала брендбук и планирует создать единый стиль. Он будет использован для упаковки, наклеек на товаре и т.д. Еще одно нововведение – обновленный сайт, запуском которого сейчас занимаются владельцы Samovartime.

​Заварили дел. История создания и развития пермской чайной компании Samovartime

Основатели Samovartime отмечает популярность чая в Перми и в других городах России, куда они поставляют заказы. В Перми чай любят и чтят еще с прошлых веков. Купцы Грибушины возили его из Китая на Урал и первыми осваивали этот торговый путь. В Кунгуре работала чаеразвесочная фабрика, где сырье расфасовывали, купажировали и упаковывали. Начав с малого, именно на чае Грибушины сделали себе имя.

Илья: В Перми хорошо пьют чай. Не скажу, что больше, чем кофе. Но именно с чаем связана особая атмосфера семейности и встреч. Самые продаваемые позиции – это классические: черный ассам из Индии, молочный улун из Китая и другие моночаи. Популярны и чаи с добавками. Тренд на травяные чаи пока не выражен ярко.

Валентин: Кроме того, некоторые виды входят в моду, например, пару лет назад популярность получил чай на основе риса. Мы отмечаем сезонность продаж – зимой они увеличиваются. Если сравнивать с летом, то минимум в два раза.

Илья: Цели заставлять людей пить чай силой у нас нет (смеется). Но мы надеемся развивать его как атрибут для общения, а не просто напиток. Хороший чай – это отличный фон для любой беседы.


Реклама. ООО «Ориент».

Все новости компаний