Бизнес
  1. Бизнес
 21 апреля 2023, 14:00  

Другие реальности. Самые яркие креативные ИТ-проекты, созданные в Перми

Другие реальности. Самые яркие креативные ИТ-проекты, созданные в Перми
21 апреля отмечается Всемирный день творчества и инновационной деятельности. Этот праздник посвящен инноваторам, работающим в сфере креативных технологий. Business Class рассказывает о наиболее успешных креативных ИТ-проектах с пермскими корнями.
Автор:

Некоторые из них уже стали финансовыми гигантами, сменив пермскую прописку на офисы в других странах. Другие находятся только в начале развития бизнеса. Но все представленные в обзоре проекты объединяет одно: пермяки создают уникальные высокотехнологичные продукты, реализовывая идеи так, как никто еще не делал раньше.

Одним из самых известных пермских ИТ-проектов не только в России, но и в мире стала интерактивная доска для совместной работы над проектами Miro, которая по своей сути является цифровым аналогом маркерной доски.

Miro

  • До 2019 года – RealtimeBoard
  • Основатели проекта: Андрей Хусид и Олег Шардин
  • Год основания: 2011

Miro – это визуальная платформа для совместной работы распределенных команд, в том числе при дистанционной работе отдельных сотрудников, разработанная в Перми и вышедшая на международный рынок. Проект развился из рекламного агентства «Витамин», которое Андрей Хусид с партнерами открыл в 2005 году. До старта продаж виртуальной доски ее использовали в агентстве для собственных нужд.

На сегодняшний день платформу Miro используют как крупнейшие в мире компании, такие как Twitter, Netflix, Dell, HP, Skyscanner, так и школы, университеты, рекламные агентства и любые другие организации, которые предполагают работу в команде. Функционал виртуальной доски включает в себя возможность писать, рисовать, прикреплять документы, оставлять комментарии, использовать шаблоны, размещать заметки, добавлять готовые фигуры. В прошлом году сервис Miro занял четвертое место в рейтинге 100 лучших облачных компаний 2022 года, составленном американским Forbes.

Ключевыми инвесторами Miro являются компании Accel, Atlassian, Dragoneer Investment Group, Iconiq Capital, Salesforce Ventures, TCV, а также частные инвесторы Дэн Спрингер, Фрэнк Слутмен, Хауи Лю, Эндрю Ольфстад. В прошлом году Miro привлекла 400 млн долларов инвестиций и получила оценку 17,5 млрд долларов.

На старте в проект вложила 1 млн долларов другая пермская компания – AlternativaGames, что помогало перспективному стартапу держаться на плаву первые годы.

Пермяки активно развивают индустрию компьютерных игр, реализовывая уникальные проекты, которые стремительно завоевывают популярность среди пользователей.

AlternativaGames

  • До 2018 года – AlternativaPlatform
  • Основатели проекта: Александр Карпович, Антон Волков, Иван Зыков
  • Год основания: 2006-й – веб-студия «Группа товарищей» начала работу над игрой «Альтернатива», 2009-й – запуск проекта «Танки Онлайн»
  • Ключевой проект: Игра «Танки Онлайн»

История проекта AlternativaGames началась в 2006 году, когда разработчики веб-студии «Группа товарищей» занялись созданием онлайн-симулятора реальной жизни «Альтернатива». Для этого проекта потребовалась разработка принципиально новой технологии, и команда начала работу над серверным движком Alternativa3D. Технология была восторженно принята профессиональным сообществом, так как на тот момент не имела аналогов. Тогда «Группа товарищей» приняла решение сосредоточиться на развитии и продвижении этого продукта.

Серверный движок Alternativa3D позволяет одновременно «удерживать» на платформе большое количество пользователей, он в том числе использовался и Miro.

Сейчас основным проектом компании является бесплатная многопользовательская онлайн-игра в жанре аркадного танкового симулятора «Танки Онлайн», запущенная в 2009 году. Это первая в мире трехмерная браузерная игра, созданная на Flash.

Изначально «Танки» были подготовлены веб-студией в качестве прототипа онлайн-экшена в 3D для участия в конференции Adobe Max 2008. Однако на этот раз помимо профессионального сообщества проект привлек внимание и интернет-пользователей.

Несмотря на то, что игра бесплатная, многие игроки вкладывают реальные деньги в оснащение своих виртуальных танков. Игра объединяет реальных игроков по всему миру, которые могут играть в виртуальном мире, управляя боевыми танками разных типов.

Стартап AlternativaGames давно вырос до крупной международной компании – сейчас его прибыль составляет 7 млн долларов в год. Ежемесячно в «Танки Онлайн» играют более 3,5 млн человек из 50 стран мира.

Morteshka (Мортёшка)

  • Основатели проекта: Владимир Белецкий с партнерами
  • Год основания: 2017
  • Ключевой проект: Black Book («Черная книга»)

Инди-студия Morteshka занимается разработкой компьютерных игр. Ранее разработчик Владимир Белецкий работал в AlternativaGames, где получил необходимые компетенции для запуска своего проекта Morteshka. Команда студии объясняет происхождение необычного названия игрой слов: в переводе с французского слово «mort» означает «смерть», а на языке коми – «человек», также оно созвучно с русской Матрешкой.

Первым проектом студии стала приключенческая компьютерная игра The Mooseman («Человеколось»), выпущенная в Steam в 2017 году. Разработка игры началась в 2015 году, и параллельно Владимир Белецкий работал над проектом компании AlternativaGames «TankiX». Игра The Mooseman стала первой попыткой Владимира Белецкого интегрировать мифологические сюжеты в компьютерную игру.

В августе 2021 года увидела свет славянская ролевая игра Black Book, которая сделала студию знаменитой – у нее больше 100 тыс. скачиваний в Steam. Средства на разработку игры «Чёрная книга» студия Morteshka собирала с помощью сервиса краудфандинга Kickstarter. Необходимую сумму 35 тыс. долларов игре удалось собрать за четыре дня. После завершения кампании собранная сумма оказалась почти в три раза больше планируемой – 103 тыс. долларов. По данным на сайте сервиса Kickstarter, к сегодняшнему дню на развитие игры усилиями 4,9 тыс. спонсоров собрано уже 163,5 тыс. долларов. На запрос Business Class о доходах представители студии Morteshka не ответили, в открытых источниках этих данных также найти не удалось.

Проекты студии высоко оценили российские и англоговорящие геймеры, а также игровая пресса. В прошлом году в «Канобу» (медиа про игры, сериалы, аниме, кино, музыку и технологии) и «Игромании» (мультиплатформенное издание о видеоиграх, существующее с 1997 года) прошло голосование за лучшие игры и самые яркие события 2021 года на LUDI Awards, где Black Book заняла первое место в номинации «Лучший визуал» и второе место в номинации «Наша игра года».

В основе игры лежат сюжеты славянской и коми-пермяцкой мифологии. Действие «Чёрной книги» происходит в Чердынском уезде Пермской губернии Российской империи в 1879 году. Пользователю предстоит играть за молодую ведьму Василису, которая стремится вернуть своего погибшего жениха из ада, постигая секреты колдовства и борясь с нечистью. Для достижения максимальной достоверности при отображении реальных мест и локальных легенд разработчики консультировались с этнографами.

Не пропустите:​Битва со старостью и тьмой. Самые яркие проекты Startup Tour в Перми13 апреля 2023, 07:00

Playkey

  • Год основания: 2011
  • Основатель проекта: Егор Гурьев

Сервис Playkey родился из проекта компании «ЭР-Телеком» Enaza – онлайн-сервиса по продаже игр, музыки и антивирусов. В 2006 году основатель компании Playkey Егор Гурьев устроился в цифровое подразделение компании «ЭР-Телеком», а через четыре года покинул компанию, чтобы самостоятельно развивать проект Enaza. Тогда он начал разработку технологии облачного гейминга Enaza Cloud Games. В 2013 году проект переименовали в Playkey и выделили в компанию ООО «Игровые решения».

В 2015 году Егор Гурьев совместно с коллегами по «ЭР-Телеком» Алексеем Лыковым и Вадимом Андреевым запустил облачную игровую платформу Playkey, которая позволяет с любого, даже слабого устройства с выходом в интернет запускать современные мощные видеоигры.

Идея Playkey состоит в том, чтобы дать геймерам возможность играть в любые игры с любого устройства, подключенного к Интернет. Для этого не нужно прокачивать свой компьютер и устанавливать на него игру: она запускается в облаке – сети удаленных серверов Playkey.

По информации Forbes, летом 2017 года компания привлекла 2,8 млн долларов инвестиций от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), а в конце года вышла на форму привлечения инвестиций Initial coin offering (ICO) – «первичное размещение токенов», в ходе которого собрала около 10 млн долларов.

В 2021 году основатель Playkey Егор Гурьев продал свой стартап компании Mail.ru Group. В течение нескольких лет он будет интегрировать технологии платформы Playkey в облако MY.GAMES – игровое направление компании Mail.ru Group.

В начале апреля в Перми прошел этап конкурса Startup Tour 2023 от Фонда «Сколково». В этом году к традиционным конкурсным трекам добавился новый, посвященный технологиям в креативной экономике – CreativeTECH. На это направление заявились два стартапа из Перми – Letary и RevGames.

Среди пяти проектов из Перми, Москвы и Ижевска экспертное жюри выделило облачный сервис для создания браузерной дополненной реальности, представленный пермскими разработчиками из компании Letary. Они заняли первое место в треке CreativeTECH как наиболее перспективный проект в этой сфере.

Letary

  • Год основания: 2018
  • Основатели компании: Михаил Ситников с партнерами
  • Ключевой проект: Letary – облачный сервис для создания браузерной дополненной реальности, WebAr – технология запуска дополненной реальности без скачивания приложений

Letary – это SaaS-платформа для создания контента браузерной дополненной реальности без навыков программирования. Она состоит из сложных алгоритмов компьютерного зрения, управляемых пользователем через удобные микроинструменты, которые позволяют создавать проекты без лишних кнопок. Целевая аудитория компании – маркетологи, иллюстраторы, 3D-художники, фотографы и digital-студии.

История Letary началась в 2017 году, когда основатель компании Михаил Ситников с другом купил магазин мармелада «Вкусная помощь» и решил создать что-то технологичное и привлекающее внимание для увеличения продаж – выбор пал на дополненную реальность. Договориться с брендом о размещении QR-кода на этикетках не получилось, поэтому они создали свою компанию. Проект Letary находится на начальной стадии развития бизнеса. Первое время у компании практически не было выручки, так как не была разработана технология. В 2021 году разработчикам удалось создать собственный движок WebAr. На тот момент в мире было около 10 компаний, которые реализовали методы компьютерного зрения и машинного обучения в браузере. Тогда Letary оформили ИП, а весной 2023 года открыли ООО для работы с онлайн-эквайрингом и получения инвестиций из-за рубежа. За этот отчетный год выручка компании Letary составила 1,8 млн рублей, и на 2023 год подписано договоров на 2 млн рублей.

«В России у нас все получается. С началом специальной военной операции большое количество крупных креативных агентств начали переходить на нашу платформу и изучать ее для будущих проектов. Впереди много работы над повышением доверия креаторов, которые еще не пробовали перейти на новую грань реальности», – поделился CEO компании Letary Михаил Ситников.

По словам г-на Ситникова, спрос на креатив в Пермском крае стремительно растет, в особенности в преддверии 300-летия Перми. Скоро на улицах города можно будет увидеть интерактивы с использованием креативных технологий.

Не пропустите:Наследуя традиции. До 30 апреля продолжается прием заявок на получение Строгановской премии20 апреля 2023, 15:30
Все новости компаний