Политика
  1. Политика
 25 октября 2022, 11:30  

Спрос на креатив. Большое интервью с членом Общественной палаты РФ Ямуром Гильмутдиновым

Спрос на креатив. Большое интервью с членом Общественной палаты РФ Ямуром Гильмутдиновым
Ямур Гильмутдинов, Председатель совета Ассоциации развития КВН в Прикамье, член Общественной палаты РФ, – о цене хорошей идеи, утечке мозгов и эффекте без фейерверка

В федеральных медиа появились новости, где Вас называют автором идеи сериала «Домашний арест», который стал одним из лучшим отечественных телепродуктов этого жанра. В титрах сериала «Исправление и наказание» вы значитесь как сценарист, креативный продюсер и автор идеи. Несколько месяцев назад в интервью Business Class вы рассказывали о структуре движения КВН в Пермском крае, и о креативном кластере, который сформировался вокруг этого движения. Давайте, поговорим о креативе. Как измеряется ценность «авторской идеи»?

– Про автора идеи отвечу следующим образом: до того, как сценарист садится писать подробный сценарий, до того, как литератор садится писать рассказ, повесть, роман, у них в головах должны быть ответы на несколько самых ключевых вопросов. Сами вопросы давно изучены драматургами и сформулированы довольно просто, но очень сложно найти на них необычные ответы. Надо найти такие решения, которые не повторяли бы другие произведения или пересекались с ними в минимальной степени (Действие нашего «Исправления и наказания» и довлатовской «Комедии строгого режима» происходит в тюрьме, но на этом совпадения заканчиваются). А, например, все мы знаем, что на одном из главных федеральных каналов регулярно идут фильмы и сериалы, которые смотрит огромное количество женщин старше сорока, про такие сериалы еще говорят «сделано, как под копирку». Но, ведь, и у каждого такого сериала есть свои авторы идеи, которые предлагают сделать главную героиню то домработницей, то водителем такси, то уборщицей, то медсестрой. Просто чуть более искушенный зритель прекрасно понимает, что от изменения профессии героини не меняется самое главное – все эти сериалы абсолютно про одно и то же: про слабую женщину, которая любила, а он ее бросил, а она оказалась сильной и взяла судьбу в свои руки, но новым мужикам уже не верит, однако, находится один очень хороший мужик, и в конце все будет здорово. Зритель все это уже сто раз видел. Поэтому каждую такую идею очень сложно назвать оригинальной. Еще очень часто осуществляется либо прямая адаптация зарубежных сериалов, либо из них берутся какие-то ключевые элементы. В этом случае идея может звучать таким образом: «Давайте снимем «Игру престолов» в России!». И таких заимствованных фильмов и сериалов очень много. Но бывают и счастливые исключения, когда российский контент можно назвать оригинальным во всех смыслах этого слова. Очень хочется, чтобы таких сериалов становилось больше.

А что мешает?

– Оригинальная идея сталкивается с огромными трудностями, потому что ее не очень-то ценят на нашем рынке. Если можно повторять зарубежные идеи, если можно бесконечно копировать то, что с успехом идет на том же канале, но зарабатывать при этом столько же, как авторы оригинальных сюжетов, то зачем напрягаться. Зачастую тот, кто пошел таким путем, зарабатывает даже больше – как за счет количества выпущенного продукта, так и за счет экономии времени и денег на придумывание чего-то новенького.

А это проблема только в кино или она шире? Как вообще существует «оригинальная идея» на рынке?

– Безусловно, эта проблема охватывает все отрасли нашей жизни. Начать можно с того, что российским законодательством «идея» вообще не рассматривается как объект права. Наши зарубежные конкуренты продвинулись в этом гораздо дальше, они знают цену идее, они понимают: нет идеи – нет вообще ничего. Но нефть, газ и другие природные ископаемые пока позволяют стране обходиться без других составляющих прогресса и благополучия. Но это только с одной стороны. А с другой – наш потребитель, наш зритель, наш рынок тоже не требуют ничего оригинального. Например, хорошим корпоративным праздником считается богатый стол, эстрадная звезда и фейерверк в финале. Если народ, заказчик, покупатель довольствуются этим, то нет и спроса. Если всегда можно продать немного нефти и газа и купить иностранный креатив, вложенный немцами в автомобили и самолеты, австрийцами в промышленное оборудование, китайцами в видео-мессенджер, итальянцами в одежду, шведами в мебель, американцами в кино, лекарства, компьютеры и телефоны, то зачем тратить деньги на своих-то креативщиков? Такой подход даже можно назвать, в чем то, довольно рациональным, или как у нас говорят - эффективным. Хорошо, что в оборонном комплексе у нас еще ценят конструкторов и изобретателей. К чести Перми, наши ученые тоже вносят значительный вклад в развитие этой отрасли. В сферах где осуществляется иной подход «мозги» и перетекают из России за рубеж, а из провинции в Москву.

То есть в Москве спрос на креатив все-таки есть?

– Конечно, выше, чем в провинции.

Получается, что в Перми, как и в абсолютном большинстве других городов страны, уделяют недостаточное внимание своим светлым головам?

– Да речь, конечно, идет не только о Перми, но о каждом провинциальном городе. Но, разумеется, в моей жизни Пермь занимает особое место. И поэтому такое положение дел, именно на моей малой Родине, беспокоит и волнует меня гораздо больше, чем в Твери или Пензе, с которыми наш город россияне до сих пор путают. Я постоянно привожу пример с Алексеем Ивановым. Он создал множество историй и фильмов, которые знает и любит вся страна, а Пермь его выгнала. А вот и другой пример - Георгий Исаакян придумал Дягилевский фестиваль, а Пермь его уже забыла. Хорошо, хоть их идеи живут. А сколько идей, украшающих нашу провинциальную жизнь, делающих людей чуть добрее и благороднее, чуть лучше, кануло в Лету.

Какой выход?

По русской традиции – надеяться и верить в лучшее. Ну, и все-таки стараться предлагать подобные идеи. Сергей Кущенко придумал «Урал-Грейт» – баскетбол живет. Мы придумали Чемпионат КВН – получаем прекрасные сериалы от наших выпускников, целую россыпь федеральных звезд, шикарную рекламу на федеральных каналах и пример всем молодым людям. Худо-бедно живут и другие наши идеи. Так, ваше издание Business Class вместе с 26 ключевыми пермскими СМИ каждый год принимает участие в премии «Выбор прессы». В рамках этой премии редакторы отбирают и голосуют за кандидатуры людей или организаций, который за прошедший год сделали что-то полезное для края.

Спрос на креатив. Большое интервью с членом Общественной палаты РФ Ямуром Гильмутдиновым

В 2007 году мы придумали провести выборы руководителя городского комитета по делам молодежи в режиме реалити-шоу. В результате не только улучшили имидж городской администрации, но и получили прекрасного победителя – Евгения Хузина, который сегодня в качестве директор департамента общественных проектов в администрации губернатора Пермского края курирует общественные организации и заслужил со стороны НКО самое положительное отношение. Идея рибейта, тоже отличная – съемочные группы не только оставляют в Перми гораздо больше денег, чем попадает под программу рибейта, но и делают рекламу городу и краю. Сейчас мы с Гавриилом Гордеевым предложили пару идей для юбилея города, которые встретили понимание со стороны устроителей праздника. Но главное, мы предложили критерий отбора мероприятий – деньги налогоплательщиков должны быть потрачены на то, что приживется в Перми надолго, даст новую жизнь какому-то конкретному полезному для Перми и пермяков делу или целому направлению. То есть, если идея строительства нового моста, зоопарка, галереи, других объектов инфраструктурного или культурного назначения имеет пролонгированную пользу для города, то и обычное праздничное мероприятие может и должно создавать точно такой же эффект. Но для этого, конечно, нужно правильно оценивать любую идею именно с точки зрения ее полезности для людей. А подобное пока умеют и хотят делать далеко не все. Этому тоже нужно учиться.

Все новости компаний