Недвижимость
  1. Недвижимость
 04 февраля 2021, 07:00  

Экстремизм дольщику не товарищ. Эксперты рассказали о конфликтах при приемке жилья

Экстремизм дольщику не товарищ. Эксперты рассказали о конфликтах при приемке жилья
В Перми вырос спрос на услуги специалистов по приемке квартир в новостройках. Если для одних потребителей это источник квалифицированной помощи, то для других – способ поэксплуатировать застройщиков.
Автор:
Представители отрасли советуют дольщикам внимательно подходить к изучению заключенного с застройщиком договора и законов, регулирующих передачу квартиры. К примеру, никто не вправе ставить ограничение по длительности приемки (если только это не закреплено в договоре) или запрещать проверку квартиры при участии экспертов. Но, как отмечают специалисты, сегодня это встречается все реже и реже.

Покупатели квартир на первичном рынке чаще стали интересоваться строительной экспертизой. Кто-то штудирует тематические сайты, другие скачивают всевозможные чек-листы, некоторые и вовсе планируют брать числом – зовут с собой как можно больше членов семьи, дабы ни одна царапина на обоях или скол на радиаторе не остались необнаруженными. Или же дольщики обращаются к специалистам, которые за них осмотрят всю квартиру, составят акт осмотра и помогут заполнить бумаги по образцу застройщика.

Эксперты НСК «Стандарт» Сергей Кержаков и Антон Панкратенко подтвердили: рост есть – и не только спроса, но и предложения. «Если вспомнить отрасль пять лет назад, то случаи обращения за такими услугами были едва ли не единичными. Проходило две-три приемки на новостройку. Сейчас ситуация поменялась. Люди начали задумываться относительно оправданности своих затрат и хотят сразу жить в качественном жилье. На самом деле пять лет назад не только в Перми, но и по всей России набралось бы едва ли с десяток организаций, оказывающих услуги по приемке», – рассказали руководители «Стандарта».

Аналогичной позиции придерживается и директор компании «Правильная новостройка» Михаил Харасов. «Услуги по приемке квартир востребованы среди жителей Прикамья. Все больше людей, независимо от типа приобретаемой недвижимости, обращаются за независимой оценкой и сопровождением в таких вопросах к профильным организациям. Желание получить качественное жилье за свои деньги формирует спрос на подобные услуги. Приходя на повторную приемку квартиры и получая обратную связь от клиентов о том, что застройщик устранил выявленные отклонения в срок, понимаем, что наша работа приносит результат. Так, запись на приемку квартир формируется заблаговременно, и в пик специалисты могут проводить на объекте от пяти до десяти часов в день», – поведал Михаил Харасов.

Обратная сторона приемки.

Директор АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА-Пермь» Лилия Ширяева, однако, уверена, что не для всех подобных компаний (и их клиентов) на первом плане стоит исключительно вовремя и качественно принятая квартира. Для кого-то это становится удобным институтом реализации потребительского экстремизма.

«Если сравнивать с недавним прошлым, то сегодня жители Перми действительно чаще обращаются к приемщикам. Но не всегда это связано с благими намерениями. Реализуется типичный сценарий – дольщик находит в своем почтовом ящике листовку, суть которой такова: уважаемый новосел, если ты хочешь просто так, не вставая с дивана, заработать приличную сумму, то звони. А дальше начинается злонамеренная эксплуатация законодательства, в процессе которой с застройщика через суды взыскивают деньги, и немалые. Часть из них с лихвой покрывает стоимость работы самих приемщиков и юристов», – поделилась г-жа Ширяева.

По ее словам, получая компенсацию от девелопера, владелец квартиры, как правило, не просто не тратит деньги на устранение тех самых обнаруженных в квартире недостатков, но и в принципе не проявляет такого намерения. А компания-приемщик при любой ситуации оказывается в постоянном плюсе. Даже если они не помогут своему клиенту выиграть суд, то за свои услуги средства они уже получат, чего нельзя сказать о новоселе. Он вполне может столкнуться с непредвиденными расходами вместо моментального заработка.

«Сегодня приемка со специалистами – нормальная практика для застройщиков, новоселов и экспертов. Квартира, как и любой товар, должна иметь определенное качество, а покупатель должен иметь возможность его проверить, – считает Виктор Суетин, генеральный директор АО «СтройПанельКомплект». – Другой вопрос – упорядочивание этой отрасли, ее законодательное регулирование. Это ожидаемый и крайне необходимый шаг для всех участников рынка, потому что сегодня нет нормативов, как именно должно оформляться экспертное заключение. Специалисты в отрасли также никем не аттестуются. Между тем, к их квалификации, бывает, возникают вопросы. И поэтому мы имеем то, что имеем: в судебной практике немало случаев, когда суд не принимает заключение в качестве достаточного доказательства, а также отказывает в компенсации понесенных дольщиком расходов. При этом собственник квартиры тратит свое время и деньги. Законодательные нормативы проведения экспертизы и квалификации экспертов обеспечат баланс интересов всех участников процесса», – добавил он.

Не пропустите:Что построишь, то и введешь. ТОП-10 застройщиков Пермского края по введенному в 2020 году жилью19 января 2021, 07:00

По мнению Лилии Ширяевой, ситуации, в которых дольщик, застройщик и приемщик все же приходят к компромиссу, бывают. Честное и взаимовыгодное сотрудничество между тремя акторами вполне возможно, но случается редко.

«Самое корректное взаимодействие сторон – когда покупатель приходит на приемку квартиры со специалистами, что разрешено и защищено законом. Все выполняют свои обязательства, приемщик определяет недостатки в квартире, дольщик заполняет акт приемки, передает его застройщику, который эти недостатки устраняет. Такая партнерская конструкция идеальна. Сейчас таких случаев процентов пять из общей массы. Но зачастую происходит другое. Например, за два дня до окончания гарантийного срока вызываются такие специалисты и составляется акт с сомнительными замечаниями, который передается застройщику сразу за взысканием. Со штрафами, пенями и санкциями», – объяснила она.

Качества ради, не ссоры для.

Но приемщикам есть что ответить. По словам Антона Панкратенко и Сергея Кержакова, их первоочередная задача – приложить все усилия к тому, чтобы дольщик получил достойное жилье.

«Для нас было открытием, что многие застройщики к нам абсолютно адекватно стали относиться. Не только не сопротивляются нашему участию в приемках, но и, бывает, приглашают сами. Конечно, на начальном этапе много нелицеприятного было услышано – что мы вымогатели, паразиты на теле строителей. И это еще самое мягкое, что приходит на ум. Постепенно у участников рынка стало формироваться понимание, что задача специалистов стройэкспертизы не в том, чтобы вытрясти деньги из строительных компаний, а в том, чтобы повысить качество жилья в новостройках. Своим клиентам тоже объясняем, что главное – выстроить диалог с застройщиком, предоставить обоснованные замечания и в соответствии с законом потребовать их устранения», – пояснили они.

Схожую историю рассказал их коллега по цеху. «Сейчас девелоперы относятся к нам с пониманием, так как мы не занимаемся строительным экстремизмом и вымогательством денег, а выявляем только реальные отклонения от строительных нормативов, не превышая своих полномочий. Но отмечу, нашим клиентам сразу говорим: «Обращайтесь за устранением дефектов к застройщику, а не бегите в суд, тратя на это нервы, деньги и время. Потому что порядочный девелопер дорожит репутацией и обязательно решит этот вопрос». И еще важно знать не только свои права, но и обязанности. Почему? Мы часто сталкиваемся с тем, что дольщики борются за свои права, а про обязанности забывают. И этот момент порой играет злую шутку с самими дольщиками», – отметил он.

Девелоперское сообщество Перми считает, что партнерство в вопросе проверки качества жилья крайне важно. И на первый взгляд противоположные цели участников рынка на самом деле могут быть совершенно одинаковыми.

«Общая цель строителей и экспертов – это объективный, квалифицированный и профессиональный подход к определению качества работ. Застройщики сами проверяют качество на каждом этапе строительства объекта. Процесс передачи квартиры также проходит в сопровождении инженера застройщика: то есть специалист все расскажет, предоставит информацию по объекту, подскажет, что необходимо осмотреть. Более того, на каждый объект застройщик несет гарантию – пять лет. Если возникают какие-либо замечания, достаточно обратиться к застройщику, который выполнит все работы по их устранению. Неизменно подчеркиваем, что самая эффективная схема взаимодействия – это застройщик-собственник. Для нас важно, чтобы новоселам было комфортно в новой квартире, и вопросы качества – всегда в приоритете», – подытожил г-н Суетин.

Не пропустите:Колоссы на железобетонных ногах. Самые большие новостройки Перми в 2020 году24 января 2021, 09:00
Все новости компаний