Культура
  1. Культура
 06 февраля 2020, 18:24  

​В Театре-Театре состоятся гастроли Башкирского академического театра драмы имени М. Гафури

​В Театре-Театре состоятся гастроли Башкирского академического театра драмы имени М. Гафури

7 и 8 февраля в Театре-Театре состоятся гастроли Башкирского академического театра драмы имени М. Гафури. Два дня на большой сцене – спектакль «Зулейха открывает глаза» (16+) по роману Гузель Яхиной. У жителей Перми и края есть редкая возможность увидеть знаменитую постановку театра из Уфы, шесть раз номинированную на премию «Золотая маска» 2019. Спектакль исполняется на башкирском языке с синхронным переводом на русский (зрителям выдаются наушники).

...Зима 1930 года. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь. Крестьяне и ленинградские интеллигенты, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, башкиры, татары, грузины, немцы, чуваши – все они встретятся на берегах Ангары, ежедневно отстаивая своё право на жизнь...

Спектакль «Зулейха открывает глаза» – участник XIX Международного Волковского фестиваля (г. Ярославль, 2018 год), номинант Всероссийской национальной театральной премии-фестиваля «Золотая маска» в номинациях: «Лучший спектакль большой формы», «Лучший режиссер» (Айрат Абушахманов), «Лучшая женская роль» (Римма Кагарманова), «Лучшая работа художника» и «Лучшая работа художника по костюмам» (Альберт Нестеров), «Лучшая работа художника по свету» (Ильшат Саяхов). Обладатель Первой спецпремии Жюри драматического театра и театра кукол «Золотой маски» – «За сценическое прочтение романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» (2019 г.)

Айрат Абушахманов, режиссер спектакля, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан:
– Первое, что зацепило – это суфийская легенда о царе птиц-Шах птице. Её рассказывает Зулейха своему сыну Юсуфу. Смысл легенды в том, что птицы искали царь птицу «Сямрук», который наделен безграничной властью над другими («возможность убивать и миловать»). Достигнув царствования великой птицы они слепнут от яркого света, а когда начинают видеть, то понимают, что нет великой сверхптицы, это – обман, иллюзия. Миф. И великая птица, наказывающая и прощающая, она в каждом в отдельности и во всех в них. Любая вертикаль авторитарна, она репрессивная. И она – миф! Героиня преодолевает это.
Гузель Яхина, автор романа «Зулейха открывает глаза»:
– Айрат сразу предложил делать не национальную, а общечеловеческую историю. Именно так и был задуман роман: как национальная история, которая перерастает в просто человеческую – без привязки к конкретной религии, идеологии, национальности. В общении с Айратом для меня было важно не помешать ему. По-моему, лучшее, что может сделать автор в подобном случае – просто отойти, не нависать над режиссером, не пытаться диктовать свое видение. Только так роман может родиться второй раз – уже как спектакль.
Кристина Матвиенко, театральный критик:
– Этот спектакль был одним из самых сильных моих впечатлений на “Золотой маске”. Мощное и при этом поэтичное повествование захватывает с первой же минуты. Ты оказываешься в плену очень сильной истории с острой темой, которая звучит так пронзительно, что переживаешь ее как личную драму.

В планах Пермского академического Театра-Театра продолжать сотрудничества с Башкирским академическим театром драмы имени М. Гафури, который в сентябре 2019 года начал свой юбилейный – сотый – театральный сезон, а также приглашать в Пермь другие национальные театры России.


Фото: Роман Шумнов, предоставлено Театром-Театром.

16+

Все новости компаний