Политика
  1. Политика
 28 ноября 2019, 11:19  

​Поддержка на 100 лет. Интервью с Арменом Гарсляном

​Поддержка на 100 лет. Интервью с Арменом Гарсляном
Армен Гарслян, депутат Законодательного собрания Пермского края, председатель совета директоров «Метафракс Кемикалс», – об ответственности за Губаху, ситуации в отрасли, проекте АКМ и свободном времени

Армен Гайосович, как депутат Законодательного собрания вы максимально включены в текущую ситуацию в районах КУБа. Насколько социально-экономическое положение сегодня можно назвать стабильным?

– Я бы добавил – не только как депутат, но и как председатель совета директоров ПАО «Метафракс». Можно много говорить и критиковать принятые раньше решения, которые касаются Кизеловского угольного бассейна, сетовать, сколько государственных средств было выделено и потрачено в былые годы, но это слабая позиция. Надо оценивать наше время и наш вклад.

Могу однозначно сказать: начиная с 2006 года, команда «Метафракса» делает максимально возможное для КУБа. Разные были времена, разные этапы, но в определенный момент мы поняли, что если не наладить рабочие отношения с муниципальной властью, не участвовать в ее формировании, то половина усилий улетучится. Ключевое понятие здесь – ответственность. Мы говорим: да, мы участвуем в формировании муниципальной власти, но таким образом берем на себя ответственность за происходящее.

Первый опыт был в Губахе, столице группы компаний «Метафракс». Мы вышли с инициативой реформ, первыми в России через всеобщий референдум приняли решение о создании единого городского округа. Один глава, одна власть – это очень помогло в работе по преобразованию города. Губаха первой из городов КУБа пошла дорогой перемен. И конечно, есть база – заводы, «Метафракс», «Губахинский КОКС». А я всегда говорю: есть заводы – есть жизнь. Эта формула работает везде, во всем мире так. Сегодня мы видим, что Губаха динамично развивается.

Вообще в КУБе за десятилетие (особенно за последние 3-4 года) сделано столько же, сколько за предыдущие лет 20. Посмотрите, в Кизеле – сложнейшая ситуация, город с огромной инфраструктурой, рассчитанной на население в 140 тысяч человек, в котором сегодня живет 19 тысяч. Но мы ищем наибольшую эффективность, и город меняется. За последние 2-3 года построен стадион, отремонтирован Дворец культуры, появились новые дороги, скверы, детские площадки во дворах. Тяжелейшая проблема была с обманутыми дольщиками. Негодяи (по-другому и не могу их назвать) обманули людей, и мы искали возможности выправить эту ситуацию, шесть лет прорабатывали различные варианты. Сложная проблема, но выход нашли, сейчас по «дорожной карте» движемся.

В Гремячинске немного полегче, город компактный, постепенно решим вопрос с переселением жителей из ветхого и аварийного жилья, и станет еще немного проще. Проблемы с тепло- и водоснабжением курирует лично губернатор Максим Решетников, министр ЖКХ ими занимается ежедневно.

В городе капитально отремонтировали Дворец культуры, очень качественно в интерьере и экстерьере, сохранив даже оригинальную лепнину. По поручению Максима Решетникова на базе Дворца создали современный интерактивный шахтерский музей, который станет частью единой концепции с экспозициями в Губахе и Кизеле. Это центр притяжения, куда мы привлечем еще множество проектов, но главное – горожане сюда идут и на серьезные классические концерты, и заниматься народным творчеством.

Идет ремонт улиц и дворов, построили физкультурно-оздоровительный комплекс, завершается проект реставрации Тропы здоровья. Работа идет.

Гремячинск и Кизел со сравнению с Губахой сегодня в роли догоняющих?

– В Губахе мы стартовали раньше, ставим здесь себе амбициозные задачи, и это все напрямую связано с развитием «Метафракса». Сейчас мы строим новый завод – комплекс АКМ, и это обеспечит поддержку городу на ближайшие 100 лет.

Сто лет – это не для красного словца?

– Нет, совершенно серьезно. Точно на сто лет. Представьте, уже в 2022 году выручка компании превысит 35 млрд рублей. «Метафракс» это огромный комплекс, где будут работать более 2,5 тыс. человек. Добавим членов семьи, получаем 10 тысяч. «Губахинский кокс» с семьями – около

4 тысяч. То есть из населения Губахи в 35 тысяч человек 14 тысяч связаны с крупным промышленным производством. А вокруг – малый бизнес, сфера обслуживания, плюс результат вложений в туризм, инфраструктуру, культурную жизнь…

Мы создаем базу для жизни – появляется новый завод, совершенствуется действующий, а вокруг развивается инфраструктура. Компания уже четыре многоквартирных дома построила по 82 квартиры в каждом, а всего будет восемь девятиэтажек.

Я уже не разделяю – где завод, а где город, мы обсуждаем совместные решения, принимаем их и дальше движемся вместе в ежедневном режиме. Без такой работы никаких чудес не бывает, все взаимосвязано.

Приведу еще один пример. В свое время приняли решение о поддержке Химико-технологического колледжа в Губахе. Сегодня из 2400 работников «Метафракса» почти 1000 – выпускники колледжа. Почти половина! Если бы мы не поддержали создание колледжа, кто бы сейчас работал на предприятии? Завод получает квалифицированный персонал, а город – учебное заведение высокого уровня. Сейчас продолжаем развивать его при поддержке регионального министерства образования и лично губернатора региона Максима Решетникова. Приняли решение, что каждый год в бюджете «Метафракса» будут предусмотрены инвестиции в колледж.

Нельзя просто приходить и просить деньги из краевой казны, дорога должна быть двусторонней. Конечно, можно сказать: мы платим налоги – и этого достаточно. Возможно, так и надо, но я придерживаюсь другого подхода и считаю его правильным. Мы создаем город вместе!

Если брать проекты, которые в последнее время упоминаются в контексте Губахи, то это реформа здравоохранения, дорога Губаха – Кунья и строительство модульных городских котельных. Расскажите об этом, пожалуйста, более подробно.

– Ситуация в здравоохранении КУБа была, мягко сказать, провальная.

С разной степенью сложности в каждом из городов, но наиболее остро она стояла в Кизеле. Три года назад, когда мы взялись за эту проблему, она там была именно провальная. Львиная доля бюджета кизеловской больницы уходила на оплату убыточной котельной. Полностью в долгах, нет денег на лекарства, еще бы чуть-чуть – и все просто рухнуло бы. Я говорю об этом открыто и ничего не скрывая. Нам просто повезло, что идею о сотрудничестве поддержали руководители Пермской городской больницы №4. Это была подушка, на которую упали: если бы не они – рухнули бы и разбились. А мы встали и начали подниматься. Поставили газовый котел, провели ремонт, наладили логистику, купили томограф и т. д.

Что пока не решили? Кадровый вопрос – врачей по-прежнему не хватает. Я думал: «Предложим молодым специалистам квартиры – и они сразу поедут». Но не поехали. Мы долго анализировали ситуацию, искали варианты, как привлечь врачей в КУБ. Сейчас могу сказать, что нашли.

Какой это вариант?

– Давайте немного подождем, буквально 2-3 месяца. Скоро вся информация появится.

Что касается котельных, это уникальный для России пример. Город отапливается десятью модульными котельными. Плюсы от такого решения очевидны – тариф для жителей не изменился, в квартирах тепло и по-настоящему горячая вода, муниципалитет не генерирует никаких долгов, потому что бизнес все построил и сам эксплуатирует, на территории города демонтируют теп-лотрассы, закрыта неэффективная Кизеловская ГРЭС. Сейчас мы делаем следующий шаг: объявили конкурс, построим котельные в поселке Северо-Углеуральский.

Эта идея возникла еще в 2011году, но без региональной власти ее было не реализовать. Благодаря Максиму Геннадьевичу Решетникову, который в ситуацию вник, проект получился.

С точки зрения эффективности он федерального уровня, идею смело можно тиражировать на всю Россию.

Вообще нельзя не сказать: никогда еще КУБ не имел такой поддержки со стороны первого лица региона. Может быть, есть симпатия по отношению к тому, что мы делаем? Или личные качества губернатора, который вникает в проблему, не прячет голову в песок? На этот вопрос только сам Максим Геннадьевич может ответить. Конечно, всегда взаимодействовали с главой региона, но сейчас другой уровень.

По поводу дороги Губаха – Кунья, она важна для всех предприятий северного куста Пермского края. Дороги пришли в такое состояние, что многие компании вообще отказываются возить сюда грузы. Трассой Екатеринбург – Горнозаводск сделали полдела, сейчас надо продолжать. Благодаря дороге Губаха – Кунья сократится время в пути до Перми, а регион «поймает» сквозной грузопоток, следующий через Пермский край транзитом. Так что это очень правильная региональная история.

В сентябре прошли довыборы в думу Губахи, победили представители «Единой России». Как вы оцениваете политическую ситуацию в КУБе?

– Выборы в сентябре показали, что «Единая Россия» имеет как никогда высокий рейтинг в территории. Люди слышат и поддерживают. Скрывать не буду, приятно, что такая поддержка есть. Прежде всего, это результат слаженной работы нашей команды. Конечно, хочется еще большего. Я всегда говорю на встречах, что формула здесь очень простая: «Наша сила в вашей поддержке». Чем больше избирателей окажут доверие партии, нашей команде, тем более серьезные проекты и планы можно реализовать. Зависимость простая и прямая.

В прошлом интервью вы говорили о планах освоения рынка Азии, в частности, о возможности строительства нового производства под азиатское направление. Как реализуются эти планы?

– Пока хуже наших ожиданий. Недавно встречались с партнерами по совместному предприятию SamyangMeta Ltd, наметили направления перезагрузки, у проекта появится новое руководство. Надеемся на существенный прогресс в ближайшие 1-2 года, цель – двукратное увеличение объема продаж.

Сложности связаны с тем, что в принципе азиатский рынок – новый для «Метафракса»?

– Рынок новый, вроде бы он очень емкий, но найти свое место непросто. Большие расстояния от места производства до точек реализации, сложное ценообразование… Но так или иначе мы в Азию пошли, продаем мелкотоннажные продукты – уротропин, пентаэритрит, будем выводить новые – меламин, параформ. Потребности в них на рынке есть.

Основным внешним рынком сбыта остается Европа? В какой степени острая конкуренция сейчас? Насколько благоприятна конъюнктура?

– 15 лет назад мы взяли курс на глубокую переработку метанола и сегодня видим, насколько правильным было это решение. Сейчас цена на метанол на очень низком уровне. Но мы не «падаем» глубоко именно из-за широкой продуктовой линейки. Аналитические исследования показывают, что 2020 год будет очень неспокойным, и это касается не только нашей отрасли.

Аналитики предрекают новую волну экономического кризиса.

– Совершенно верно. Я только что в Берлине принимал участие в конференции «Химия и нефтехимия», все говорят об одних и тех же процессах – в Европе, Китае, Америке склады затоварены готовой продукцией, загрузка мощностей падает. Я думаю, мы находимся на пороге очередного мирового экономического кризиса. Наши конечные потребители – это, в том числе, предприятия автомобильной и строительной отраслей. Их проб-лемы по цепочке передаются всем участникам экономических отношений. И повторюсь, это не российская, а мировая тенденция.

В данной ситуации ваш флагманский проект – комплекс АКМ – выступит в роли локомотива для холдинга?

– АКМ – глобальный проект, он очень важен для предприятия, поскольку мы получаем почти замкнутый цикл по сырью. Это защита себестоимости нашей продукции, стабильности работы.

Как вы оцениваете ход строительства комплекса?

– Проект непростой, очень финансово емкий. Сегодня все основное оборудование уже находится на площадке, многие бетонные работы завершены, полным ходом идет монтаж металлоконструкций. Конечно, сроки мы себе поставили очень сжатые, делаем все для того, чтобы двигаться по плану.

17 октября компания объявила о внедрении нового бренда. Я процитирую слова, с которыми вы обратились к первым лицам предприятий группы. Вы довольно жестко сказали: «Все мы разные, но открытость, прозрачность и честность должны стать корпоративной нормой в группе. Если люди не станут поддерживать нашу общую философию, мы будем без сожаления расставаться с ними». Насколько сегодня коллектив группы компаний положительно воспринимает изменения?

– Процесс обсуждения и разработки нового бренда длился полтора года. Все было очень демократично – множество обсуждений, дискуссий, максимальное вовлечение. Вопрос выносился на заседание совета директоров, пять проголосовало за сегодняшнюю концепцию, двое против. После чего решение о внедрении бренда стало обязательным для всех.

Самое важное – это ведь не логотип и цвет, главное – общие ценности, и бренд нас действительно объединяет. Сегодня группа компаний «Мета-фракс» стала холдингом, предприятия находятся в нескольких городах и странах. В этой ситуации особенно важно оставаться единым организмом, придерживаться единых ценностей. Неправильно, когда сотрудники говорят «у нас в Орехово», «у вас в Губахе» и т. д. Должно быть «у нас в Орехово, у нас в Губахе…». Компания стала такой большой, что в ручном режиме это уже не настроить, необходима формализация процессов, чтобы было предельно четко и ясно. Все предприятия и сотрудники – составляющие одного целого, мы усиливаем друг друга.

Расскажите о социальных проектах в сфере образования. Почему вы считаете это важным? На какие группы направлены эти проекты?

– «Метафракс» на протяжении многих лет системно работает на этом направлении. То есть, с одной стороны – тема «старая», с другой – мы постоянно добавляем новые направления, проекты и идеи. Мы создали в Губахе многоступенчатую систему. Есть детский сад, проекты в начальной и средней школе, Новый образовательный центр. Про сотрудничество с Химико-технологическим колледжем говорили чуть выше, намерены тему с дуальным образованием усиливать, обновить оборудование на площадке УХТК, расширить практику для студентов, чтобы они приходили на предприятие уже готовыми специалистами.

Более 10 лет мы в сотрудничестве с вузами региона и России готовим инженерно-технических работников для действующих и новых производств, в том числе для комплекса «Аммиак – карбамид – меламин». Мы делаем это целенаправленно и системно. Например, в Пермском политехническом университете созданы специальные группы подготовки кадров для АКМ.

Из новых идей – сотрудничество со «Сколково», недавно ездили в Череповец, посмотрели, как работает колледж ФОСАГРО, в ближайших планах – такая же поездка в Екатеринбург на УГМК. Отличные идеи увидели на Пермской приборостроительной компании, снимаю шляпу перед Алексеем Гурьевичем (Алексей Андреев, генеральный директор ПАО «ПНППК» – «bc»). Будем использовать интересный опыт коллег.

Эти инвестиции априори очень длинные, вы уже видите их эффект?

– Конечно, эффект есть. Но здесь важно всей системе меняться. Понятно, что задача – привлечь хорошие кадры на «Метафракс», а если взять шире – оставить молодежь в Губахе. Да, удержать непросто, после вуза люди пытаются «зацепиться» в Перми или вообще уехать из Пермского края. Но я говорил учителям на недавнем собрании перед 1 сентября: давайте изменим фокус. В чем сегодня гордость педагога? «Мои ученики поступили в Москве, в Питере». Но пусть будет: вернулись в Губаху, за 3-5 лет стали настоящими специалистами и уже в таком качестве отправились покорять столицу. Тогда и ребята добьются большего, и город сможет использовать потенциал молодежи.

Уже сильными ребята смогут сделать что-то стоящее для Губахи, даже из других городов и стран. Как в случае с хоккеистом Евгением Кетовым, который выступил инициатором строительства в Губахе Ледовой арены.

Может быть, меня сочтут мечтателем, но представьте: если с запуском новой дороги время в пути от Губахи до Перми будет всего полтора часа. Здесь природа, Усьва, хорошая работа, город становится все более благоустроенным, арт-объекты, культурная жизнь, прекрасный театр. Все что надо для жизни есть, тогда зачем уезжать?

Если позволите – последний вопрос, более личный. В одном из интервью вы сказали, что хотелось бы уделять внимание не только работе. Получается?

– Очень сложная тема. У меня два внука и две внучки, от четырех месяцев до четырех лет, бывает, я не вижу их месяцами. Конечно, это неправильно. Все мое время посвящено заводу. Иногда думаешь, вот сейчас закончу этот проект – и появится немного больше времени. Однако на смену одному проекту приходит следующий и так далее. Пытаюсь найти ресурсы, посмотреть, где я недостаточно эффективно использую время. Но «Метафракс» стал таким большим, а кроме завода есть еще КУБ, Законодательное собрание, партия…

Хотя, знаете, я все-таки меняюсь (улыбается). Раньше прилетал из Москвы рейсом в 5.20, приезжал домой – душ, завтрак и сразу на работу. И ведь гордился этим, думал, какой молодец! Сейчас так не делаю.

Я ведь не робот и тоже с удовольствием гулял бы по лесу или читал книгу после работы. Надеюсь, постепенно так и будет.

Но книгу все равно после работы?

– Конечно, куда без нее (смеется).

Все новости компаний