Просто попутчики. Нелегальные перевозчики забрали у официальных около 40% пассажиров

Просто попутчики. Нелегальные перевозчики забрали у официальных около 40% пассажиров
Проблему нелегалов подняли на уровне губернатора. Основная их часть – это «таксисты» и «попутчики», против которых методы борьбы с нелегалами на больших автобусах неприменимы
Автор:

Председатель «Ассоциации перевозчиков Пермского края» Олег Сасунов пожаловался губернатору Максиму Решетникову на то, что у бизнеса до сих пор нет возможности поучаствовать в обсуждении новой маршрутной сети и транспортной реформы в целом.

Губернатор в ходе общения с предпринимателями ответил, что удивлен, и поручил главе министерства транспорта после возвращения из отпуска провести встречу с перевозчиками. «Надо обсуждать и требования к подвижному составу, и экономику. Коллеги готовят предложение, решения пока нет, даже черновики не показывали», – рассказал Максим Решетников. «Мне тоже интересно, сколько это будет стоить, потому что город зашел в большую реформу, с пониманием цифр, с расчетами, а край в этом плане на полшага отстает», – продолжил глава региона.

Отметим, администрация Перми недавно обнародовала расчеты по тарифному меню и финансовые показатели новой транспортной модели. При повышении стоимости проезда до 24 рублей по безналу и 28 рублей за наличные доходы бюджета от перевозок вырастут на 1,4 млрд рублей. При этом потребуется выделить дополнительно еще 387 млн рублей.

Как ранее сообщал Business Class, межмуниципальные маршруты с высокой степенью вероятности также переведут в разряд работающих по регулируемым тарифам. Планируемые изменения обсудили с депутатами регионального парламента, и те выразили готовность выделять субсидии из бюджета на регулирование стоимости проезда. Объем необходимого финансирования на переход к новой транспортной модели на краевом уровне не оглашался. Перевозчиков также не ознакомили с требованиями к подвижному составу, которые предъявит край при проведении аукционов на обслуживание маршрутов. Между тем реформа отрасли запланирована на 2020 год.

– Мы понимаем, что в ближайшее время произойдут большие изменения, и хотим к ним подготовиться, чтобы участвовать в конкурсных процедурах и продолжить работать, а не уйти с рынка. На сегодняшний день отсутствует информация о критериях оценки заявок и техническом задании, – рассказал Олег Сасунов на заседании совета по предпринимательству при губернаторе.

Перевозчик обозначил одну из основных причин, по которой отрасль в крае испытывает финансовые трудности. «Нелегальные перевозчики оттянули на себя около 40% пассажиропотока. Создана межведомственная комиссия по пресечению их деятельности. Знаю, что были проверки, мы пробовали в них участвовать, выделяли людей для тайной покупки билетов. Много таких мероприятий проведено, но на сегодняшний день кардинально ничего не изменилось. Нелегалы как работали, так и работают. Они очень быстро приспосабливаются к изменениям и в законодательстве, и в деятельности контрольно-надзорных органов», – отметил г-н Сасунов. «Сейчас все эти риски несут предприниматели, но если мы перейдем на новую схему работы, они лягут на бюджет. Речь идет о серьезных потерях выручки», – подчеркнул он.

– Межведомственная комиссия по пресечению нелегальной деятельности в сфере транспорта действительно начала работу. Мне доложили, что успешно, но, видимо, не совсем… – задумался губернатор.

– Проверок проведено много, не хватает законодательной базы, чтобы работать эффективно, – ответил Олег Сасунов. Нужно собрать УГАДН, ГИБДД, минтранс, оформить покупку билета. Для каждого нелегала эту операцию необходимо провести три раза, чтобы подтвердить регулярность перевозок, после чего обращаться с иском в суд. А он вынесет постановление о наложении штрафа в 2,5 тысячи рублей. И размер наказания полностью перечеркивает всю проделанную работу. Нелегал посмеялся и работает дальше. В то же время легальным перевозчикам за нарушения выписывают штрафы до 300 тысяч и более. В Гражданском кодексе в этом плане перегиб, его нужно менять, а также выходить от лица края с законодательной инициативой об изменении самого принципа доказательства нелегального вида деятельности для дальнейшей конфискации транспорта, – предложил перевозчик.

По информации краевого министерства транспорта, межведомственная комиссия по борьбе с нелегальными перевозчиками под председательством первого зампреда правительства Михаила Сюткина создана 14 марта 2019 года. В ее состав входят представители органов исполнительной власти, ИФНС, МВД, ФССП, УГАДН. О количестве проведенных проверок и результатах в ведомстве не сообщили.

Максим Решетников попросил сформулировать предложения от профессионального сообщества. Глава региона выразил готовность посвятить теме отдельную встречу с приглашением представителей надзорных органов. Собраться предложено в конце августа.

Начальник отдела АТ, АД надзора и КМАП по Пермскому краю Алексей Сальников в разговоре с Business Class отметил, что те 40% рынка, о захвате которых нелегалами заявляют перевозчики, заняты преимущественно «таксистами». «Всех нелегальных перевозчиков управление знает наперечет. Пассажиропоток забирают на себя в основном те, кто берет попутчиков на легковых автомобилях», – говорит он. Собеседник также охарактеризовал сервис по поиску попутчиков BlaBlaCar как «платформу, на которой любой желающий может разместить информацию». «Требований к ней законом не установлено, запрещено только распространение экстремистской информации и тому подобное. У нас нет контроля за площадками-агрегаторами, и продавать через них билеты законодательство также не запрещает», – отметил г-н Сальников.

При этом он подчеркнул, что в Пермском крае прекращена деятельность сервиса «Яндекс.Автобусы». «Перевозчики, которые пользовались им, – ООО «Ман Сити» и еще один индивидуальный предприниматель, наказаны. Мы доказали через суд, что они нелегально выполняли регулярные перевозки, и наложили штрафы. После этого перевозчики «устранились», – рассказал Алексей Сальников.

По его словам, продолжают существовать регулярные перевозки под видом заказных. «Этой проблемы не удается избежать. Устав автомобильного транспорта предусматривает заказные перевозки наряду с регулярными и такси. Как можно их запретить, если законодательством они закреплены как вид? Заказные перевозки осуществляются на основе договора фрахтования, списка пассажиров и порядка посадки в автобус. Законодатель, выделяя этот вид деятельности, подразумевал, что это перевозки «по случаю»: надо – заказал. Но в то же время Гражданским кодексом не ограничен срок действия договора фрахтования, и этим перевозчики пользуются для «прикрытия» регулярных перевозок», – говорит г-н Сальников.

Руководитель краевого УГАДН считает, что необходимо законодательно определить понятие регулярности перевозки. «Сейчас не установлено, сколько раз государственный инспектор должен выйти на дорогу и зафиксировать осуществление перевозки, чтобы сказать, что она регулярная? Указывается, что регулярные перевозки осуществляются по расписанию. Если его удалось установить – одно дело. А если сегодня автобус отправился в 12 часов, а завтра в 13 часов?» – аргументировал Алексей Сальников необходимость определить на федеральном уровне, что такое «регулярная перевозка».

Заблокируйте это!

В ноябре 2018 года объединение перевозчиков подало коллективный иск с требованием запретить в России деятельность онлайн-сервиса поиска попутчиков BlaBlaCar (ООО «Комьюто Рус»). Таганский суд Москвы возвратил заявление. В апелляционной инстанции в принятии иска было отказано. В мае 2019 года аналогичное заявление подано в арбитражный суд Москвы. Они принято к производству, заседание по делу назначено на 1 августа 2019 года.

Все новости компаний