Экономика
  1. Экономика
 26 апреля 2019, 07:00  

Ароматный бизнес. В Перми массово продают цветочные магазины

Ароматный бизнес. В Перми массово продают цветочные магазины
Игроки говорят, что данный бизнес развивается хорошо, но окупается не быстро, поэтому многие разочаровываются и продают свои точки
Автор:

В Перми массово продаются цветочные магазины, на «Авито» опубликовано более 10 объявлений о продаже такого бизнеса. Стоимость салонов варьируется от 150 тысяч рублей до 8 миллионов. Согласно справочнику 2Gis, в Перми сегодня занимаются продажей цветов порядка 270 организаций. Часть из них работают в сетевом формате – больше 50, 68 – круглосуточно. Более 80% точек имеют услугу по доставке цветов, у 76 есть интернет-сайт.

Среди лидеров по количеству точек можно назвать ТОП-3: сети магазинов «Цветы рядом», FLORA SERVICE и «Мир цветов». Первая работает по франшизе и представлена 13 магазинами с розничными ценами и одним дискаунтером, вторая насчитывает 9 магазинов и 1 оптовый отдел, третья – 9 магазинов (см. таблицу).

Примерная смета расходов на открытие магазина в Перми:
1. Аренда помещения. «Островок» (небольшая по площади точка) в центре может обойтись примерно в 10 тыс. рублей в месяц, торговый павильон – в 20-25 тыс. рублей в месяц. Лучше закладывать сразу на три месяца.
2. Холодильник. Если у вас «островок», то для него подойдет обычный промышленный холодильник для хранения цветов стоимостью 15-16 тыс. рублей. Если павильон, то холодильная камера обойдется в сумму не менее 100 тыс. рублей.
3. Цветы. На заполнение витрин цветами и сопутствующими товарами (оформление, коробки, обертка, добавки, грунт, удобрения, цветы в горшках, семена, мягкие игрушки) придется потратить в среднем 250 тыс. рублей. Это если у вас торговый павильон или аналогичное по размерам помещение. В случае с «островком» расходы будут значительно меньше.
4. Стеллажи. В среднем обойдутся в 6-8 тыс. рублей за 1 штуку. На павильон нужно как минимум 2-3 стеллажа. Стол для флориста съест из бюджета еще 20-25 тыс. рублей.
5. Декор магазина – в среднем 10 тыс. рублей.
6. Регистрация ИП – еще 10 тыс. рублей.
7. Покупка терминала и онлайн-кассы выльется в среднем в 30-35 тыс. рублей.
8. Фонд оплаты труда на первые минимум три месяца работы. Обычно закладывают сумму по 15 тыс. рублей за месяц.
9. Затраты на таргетированную рекламу и SMM-специалиста – порядка 30 тыс. рублей.
10. Вывеска. Здесь цена зависит от размера, местоположения, материалов и ряда других параметров.
Итог: минимум 300 тыс. рублей.
Вывод: зачастую покупать готовый работающий бизнес выгоднее, потому что тут цены начинаются от 150 тыс. рублей за точку.

На сегодняшний день цветочный бизнес – один из самых рентабельных и высокомаржинальных, говорят его игроки. Но при этом они сходятся во мнении, что рынок цветочных магазинов в Перми перенасыщен, отсюда и колоссальная конкуренция – в буквальном смысле борьба за клиента, с которой справляются далеко не все. При этом конкуренция – показатель ликвидности бизнеса, говорят эксперты. В такой ситуации успех цветочного дела целиком зависит от желания и упорства предпринимателя.

«В последнее время очень много цветочных магазинов открываются. Есть также точки, которые ранее специализировались, к примеру, на декоре, но сейчас тоже начинают собирать букеты. Это повышает градус конкуренции и уводит клиентов. Поэтому чтобы оставаться на рынке, нужно соблюдать главное правило – следить за качеством цветов. А хороший цветок стоит дорого. Тот, кто это правило не соблюдает, долго не проработает», – считает владелица цветочной мастерской «Хлопок» Анастасия Белова.

С ней согласен и Александр, владелец цветочного магазина The Kiosk. «Люди обращают внимание на качество цветка. И если вы продадите некачественный товар, этот клиент к вам больше не придет. В худшем случае – попросит вернуть деньги», – отмечает бизнесмен. И добавляет при этом, что еще один немаловажный фактор работоспособности магазина – правильно выбранное местоположение. По мнению Александра, идеально для такого бизнеса выбирать спальные районы. «Если место выбрано неверно, рано или поздно бизнес будет выставлен на продажу», – считает собеседник. Сам он тоже расстается с бизнесом, но по личным обстоятельствам, The Kiosk работает на рынке уже три года.

По мнению Анастасии Беловой, на цветочниках отражается также складывающаяся экономическая ситуация в стране и ужесточающиеся требования к малому бизнесу: например, усиление налоговой нагрузки, повышение НДС, введение расчетно-кассовой системы. «На последнее нужно было выделить достаточно большой бюджет, не каждому предпринимателю это под силу без дополнительных займов. Особенно новичку. Что касается клиентского потока, то именно в нашем формате (мы работаем как «цветочная мастерская») он не уменьшился. Но тратить деньги на цветы пермяки стали реже», – говорит собеседница.

Еще одна причина, почему магазины выставляются на продажу, – появление на рынке крупных сетевых игроков. «Они работают по франшизе и имеют собственную оптовую базу. Как следствие, за счет огромных оборотов демпингуют в рознице. Один из примеров в Перми – сеть «Цветы рядом», – рассказывает Александр. При этом, по его словам, в Перми работает достаточно поставщиков, и у цветочников есть возможность выбора партнера и по месторасположению, и по качеству цветка.

По словам игроков рынка, самый прибыльный день в году для цветочников – 8 Марта. Поставщики перед женским днем повышают цены на 25-30%. Но даже несмотря на это 8 Марта одна точка может получить доход 800 тыс. рублей и более. Для сравнения – в обычные дни дневной заработок цветочного магазина составляет в среднем 20 тыс. рублей.

Также немаловажным фактором успешности такого бизнеса игроки называют наличие интернет-магазина и ведение социальных сетей. Они создают дополнительный трафик покупателей и формируют еще один пласт целевой аудитории. По словам Татьяны, владелицы магазина «Дом цветов», присутствие бизнеса во всех соцсетях сегодня – обязательный пункт. «Молодежь ориентируется на интернет, много заказов можно получать онлайн. Тенденции таковы, что без соцсетей тебя никто в городе не будет знать. Кроме того, необходимо быть в курсе всех новинок рынка, внедрять их в свой бизнес, иначе клиенты перейдут к конкурентам», – советует Татьяна. С ней согласна и Анастасия Белова, по словам которой на сегодняшний день самый эффективный инструмент продвижения цветочного бизнеса – ведение собственной страницы в Instagram и таргетированная реклама. Владелец The Kiosk Александр добавляет, что быть в курсе всех трендов помогут и курсы флористов. Неплохо было бы отправлять своих работников на обучение раз в полгода-год. Средняя стоимость такой учебы обходится работодателю от 10 до 30 тыс. рублей. На такие расходы тоже решаются не все.

По словам игроков рынка, сегодня для открытия в Перми хорошего цветочного магазина «под ключ» необходимо минимум 300 тыс. рублей. Это без учета закупа цветов. Поэтому зачастую купить готовый магазин, да еще и с товарными остатками, выгоднее. «К тому же для раскрутки магазина необходимо время. Мы работаем на рынке два года. Конечно, поначалу было тяжело. Люди не знают твой бренд, твое имя, многие предпочитают покупать букеты по отзывам друзей и близких, а чтобы такие отзывы заработать, нужно потрудиться», – говорит Татьяна. И сетует, что многие «зеленые» предприниматели, купив такой бизнес, очень быстро его сворачивают. «Они думают, что пришел – и полились деньги. Но бизнес – это труд! Поэтому жаждущие быстрого возврата денег разочаровываются и продают бизнес. А кто умеет и может работать – работают», – заключает собеседница.

Не пропустите:Год первый. Интервью с бизнес-омбудсменом Пермского края Анатолием Маховиковым20 апреля 2019, 12:00
Все новости компаний