Недвижимость
 15 августа 2018, 17:00   1703

​Пермь заняла последнее место среди городов-миллионников по обеспеченности торговыми площадями

​Пермь заняла последнее место среди городов-миллионников по обеспеченности торговыми площадями
Некоторые эксперты полагают, что это сигнал инвесторам о перспективном региональном рынке в плане строительства крупного ТРК
Автор: Дария Сафина

По информации компании «Магазин магазинов», Пермь занимает 15-е место среди городов-миллионников по обеспеченности качественными торговыми площадями. На тысячу жителей приходится 143 кв. метра такой недвижимости. Примерно такой же показатель зафиксирован в Омске – 145 кв. метров на тысячу горожан.

Согласно рейтингу городов-миллионников, составленному компанией «Магазин магазинов», первое место по обеспеченности качественными торговыми площадями занимает Самара. Здесь на тысячу жителей приходится 697 кв. метров такой недвижимости. По информации аналитиков, в этом году Самара продолжит увеличивать отрыв благодаря планируемому вводу ТЦ «Эль Рио» (общая арендная площадь – 88,36 тыс. кв. метров) в IV квартале 2018 года. Второе место в рейтинге занимает Екатеринбург: обеспеченность торговыми площадями в городе составляет 511 кв. метров на тысячу жителей. Замыкает тройку лидеров Москва (489 кв. метров). Четвертое место – у Санкт-Петербурга (462 кв. метра), пятое – у Нижнего Новгорода (437 кв. метров).

Никому не нужны.

Ситуация на пермском рынке торговой недвижимости остается неизменной на протяжении последних нескольких лет. Городу не хватает качественных ТРК с продуманной концепцией. По словам Евгения Железнова, директора департамента оценки ООО «Инвест-аудит», на пермский рынок не выходят новые качественные торговые площади. «Крупные проекты, анонсированные несколько лет назад, так и остались проектами. После построенного в 2015 году ТРЦ «СпешиLove» и открытых в конце 2017 году «Леруа Мерлен» и «Новая Столица», строительство новых крупных ТЦ не ведется. ТРК «Семья» периодически озвучивает планы по строительству третьей очереди, однако проект до сих пор не стартовал. Все это может свидетельствовать либо об отсутствии финансовой возможности застройщиков, либо об отсутствии заинтересованности брендов в расширении присутствия в нашем городе», – считает Евгений Железнов.

Похожей точки зрения придерживается Анастасия Гринева, руководитель пресс-службы сайта N1.RU. По ее мнению, низкое место Перми в подобных рейтингах обусловлено невысокой инвестиционной привлекательностью региона для крупных федеральных и международных торговых компаний, а также низкими доходами населения. «Специализированные консалтинговые компании регулярно подсчитывают обеспеченность города торговыми площадями, правда, такие исследования предназначены главным образом для участников рынка – строительных и девелоперских компаний. Даже невысокая позиция города в рейтинге не означает, что его жители испытывают проблемы с покупкой каких-либо товаров. Думаю, большинство пермяков устраивает ассортимент и качество магазинов, но, конечно же, от усиления конкуренции в ритейле потребитель всегда только выигрывает», – отмечает Анастасия Гринева.

Анастасия Гринева, руководитель пресс-службы сайта N1.RU:
– В целом в России вообще очень высокая обеспеченность людей магазинами. Например, известная международная компания Knight Frank поставила Пермь на следующее место в рейтинге после Лондона, а в общероссийском зачете у столицы Прикамья 24-е место.

Тимур Нигматуллин, аналитик «Открытие Брокер», считает, что цифры в рейтинге радикально занижены и не соответствуют действительности. «По данным Cushman & Wakefield, еще в 2016 году в Перми на тысячу жителей приходилось 133 кв. м. площадей ТЦ. Очевидно, что в целом качественной торговой недвижимости на 1 тыс. населения больше как минимум в 1,5-2 раза. Впрочем, Пермь из-за низкого платежеспособного спроса и плохой доступности площадок для развития торговой недвижимости является аутсайдером среди крупных городов РФ», – отмечает Тимур Нигматуллин. По его мнению, наблюдающийся дефицит позволяет арендодателям завышать цены, что ухудшает маржинальность ритейла. Это ведет к ухудшению доступности товаров длительного пользования и первой необходимости, а также разгоняет безработицу, считает аналитик.

По оценкам генерального директора «Рент-Инвест» Дмитрия Караваева, показатель до 150 кв. м качественных площадей в Перми можно оценивать как низкий, если сравнить с европейскими нормами: 700-800 кв. м на 1000 человек. «Вместе с тем это сигнал инвесторам о перспективном региональном рынке в плане строительства крупного ТРК», – полагает г-н Караваев. Он также добавляет, что текущее состояние рынка коммерческой недвижимости в регионах в целом нельзя назвать позитивным. «Ввод торговых площадей в 2018 году в стране составит не более 400 тыс. кв. м, что существенно ниже показателей прошлых лет, даже в активную фазу кризиса. Более того – большинство объектов были начаты еще до 2014 года и сейчас выходят в финальную фазу, а новые пока не проектируются», – считает Дмитрий Караваев.

​Пермь заняла последнее место среди городов-миллионников по обеспеченности торговыми площадями

Акцент на стрит.

По прогнозам Анастасии Гриневой, выход в город новых игроков и появление новых качественных торговых площадей будет зависеть от дальнейшего развития ситуации в российской экономике, а также работы пермских властей над инвестиционной привлекательностью региона. «Для этого должны появиться какие-то новые стимулы с целью развития территории и увеличения доходов населения», – считает г-жа Гринева.

Соглашается с ней Тимур Нигматуллин. «Появление пригодных для развития площадок – во многом политический процесс. Существенных изменений в этом направлении в ближайшие годы не ожидается», – полагает эксперт.

Евгений Железнов напоминает, что сейчас максимальную загрузку площадей можно наблюдать только в крупнейших пермских ТРК. «Остальные торговые центры испытывают проблемы с загрузкой. Скорее всего, это связано с качеством этих объектов: их местоположением, отсутствием концепции, сравнительно небольшими площадями, которые не отвечают требованиям крупных брендов. Не исключено, что при реализации хотя бы одного из крупных проектов, которые озвучивались ранее (ТРЦ «Планета», ТРК в «Красных казармах» и др.), в регион зайдут новые международные и российские бренды», – полагает Евгений Железнов.

По мнению Дмитрия Караваева, сегодня основной вопрос открытия торгово-развлекательного комплекса на 50-100 тыс. кв. метров связан не столько с финансами, сколько с покупательской способностью населения. «При открытии торговый центр неминуемо столкнется с высокой вакантностью, что потребует детального просчета бизнес-модели и высокой доли кредитования под проект. Маржинальность девелоперского бизнеса при этом окажется невысокой и будет сильно зависеть от развития экономики в стране», – делает вывод Дмитрий Караваев.

Именно по этой причине сейчас сложно прогнозировать появление качественных проектов в городе, считает он. «Инвесторы в большей степени делают акцент на стрит-ритейл, срок окупаемости которого в несколько раз короче (3 года против 10-12 лет для ТРК). Но при этом в перспективе 5-7 лет мы ожидаем возобновления активного строительства именно в регионах как потенциально перспективных рынках для ввода новых торговых площадей», – прогнозирует Дмитрий Караваев.

Не пропустите:​«Лента» находится в стадии принятия решения о строительстве развязки в Мотовилихе25 июля 2018, 08:15
Поделиться:
Все новости компаний