26 февраля 2018, 14:36   2820

Жить по новым правилам

Жить по новым правилам

Дмитрий Панфилов, президент АСРО «Гильдия Пермских Строителей», председатель Координационного совета СРО изыскателей, проектировщиков и строителей Пермского края, о контроле за деятельностью подрядчиков по госконтрактам, внедрении IT-технологий, решении проблем, связанных с ценообразованием в отрасли, и других задачах саморегулирования.

Дмитрий Петрович, с 2016 года вы являетесь президентом АСРО «Гильдия Пермских Строителей», а в феврале текущего года были избраны председателем Координационного совета саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков и строителей Пермского края (КС СРО ПК). Расскажите, пожалуйста, что это за орган.

– КС СРО ПК был создан в 2010 году и в настоящее время объединяет 8 СРО в сфере проектирования и строительства. В течение последних лет совет возглавлял Заслуженный строитель РФ Виктор Алексеевич Терентьев – один из самых грамотных, опытных и авторитетных людей в строительном комплексе Прикамья. За эти годы советом под руководством Виктора Алексеевича проведена большая работа, заданы стратегические направления работы на будущее. Конечно же, я считаю необходимым обеспечить преемственность в работе совета.

Основная задача совета отражена в его названии. Это координация деятельности СРО, выработка и поддержание единого подхода к осуществлению функций саморегулирования. И эта роль значительно выросла в связи с изменениями в законодательстве, вступившими в силу с июля прошлого года. Речь идет о федеральном законе №372-ФЗ, посвященном внесению изменений в Градостроительный кодекс.

В чем состоят эти изменения?

– Законом установлен принцип регионализации СРО. Строительная компания может вступить только в СРО, которая зарегистрирована в том же субъекте, где и сама компания.

Следующая важнейшая новация направлена на повышение уровня профессионализма участников рынка. Теперь в штате каждого подрядчика должно быть не менее двух высококвалифицированных специалистов, включенных в национальный реестр. Эти сотрудники обязаны физически присутствовать на стройплощадке и подписывать все значимые документы. Именно они, а не «номинальные» руководители.

Членом СРО в обязательном порядке должен быть только генеральный подрядчик, который несет всю полноту ответственности за свою работу на объекте, в том числе за деятельность субподрядчиков, которые, в свою очередь, могут и не состоять в СРО. И в этом тоже прослеживается логика сосредоточения ответственности в одном понятном центре.

Все перечисленные мной изменения касаются рынка подрядных работ в строительстве в целом. Еще одна новация относится к тем случаям, когда договоры подряда заключаются по итогам обязательного проведения конкурентных процедур, прежде всего, для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В случае если члены СРО хотят участвовать в таких закупках, они должны создать отдельный компенсационный фонд для возмещения возможных потерь заказчиков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств по договору. С одной стороны – это дополнительная гарантия для заказчиков, с другой – реальный стимул к тому, чтобы СРО действительно осуществляли контроль за деятельностью своих членов и, скажу так, задумывались о целесообразности нахождения в своих рядах подрядчиков, существенно повышающих риск потери части компенсационного фонда.

Жить по новым правилам

То есть в новых условиях роль СРО возрастает?

– На мой взгляд, посыл государства в адрес СРО предельно понятен: «Вы ответственны за состав участников строительного рынка, за уровень качества выполняемых работ – вы регулируете этот рынок. Понятно, что свою ответственность за состояние строительного комплекса несут и государственные структуры, но это не отменяет вышесказанного.

СРО очень долго придерживались формального бумажного подхода – формировали пакеты документов, выдавали допуски, писали акты проверок и, в общем-то, все. Да, чуть не забыл! Еще собирали взносы в компенсационный фонд и членские взносы. Конечно, я обобщаю, но уровень ответственности и добросовестности СРО существенно отличался.

Каково ваше личное отношение к этим реформам и их первым результатам?

– Я, в отличие от многих моих коллег, изначально позитивно отнесся к реформе саморегулирования, и мое мнение не изменилось. СРО создавались как площадки для общения, обсуждения и решения проблем, взаимной помощи. Поскольку большая часть строителей региона в свое время ушла в многочисленные СРО Москвы и Санкт-Петербурга, такое взаимодействие было нереализуемо. Теперь все вернулось на свои места – все строители Пермского края являются членами пермских СРО. И мы можем и должны наладить взаимодействие между ними и организовать эффективный надзор. Координационный совет – это реальный инструмент решения данной задачи. Все входящие в него СРО предъявляют серьезные требования к членству и работают строго в рамках правового поля. Руководители организаций заинтересованы не в сборе членских взносов, а в первую очередь – в нормализации работы отрасли: чтобы строили хорошо и чтобы выполнять работы было выгодно с точки зрения экономики самих строительных компаний.

Расскажите о взаимосвязи саморегулирования и контрактной системы в сфере закупок.

– К сожалению, зачастую исполнением госконтрактов на выполнение строительных работ занимаются недостаточно квалифицированные подрядчики. Истоки этой проблемы заложены в действующем законодательстве о закупках, и решить ее только на этапе определения подрядчика невозможно.

Здесь крайне важную роль играет подход к этапу исполнения контракта. Должна быть создана такая система, при которой подрядчик, не будучи на 100% уверен в том, что он действительно соответствует всем требованиям и сможет выполнить все обязательства по контракту с необходимым качеством и в установленный срок, даже не задумается «заходить» в аукцион. Потому что понимает: никаких поблажек не будет! Контроль, приемка выполненных работ будут принципиальными, а мысли о необходимости в первую очередь отчитаться в освоении бюджетных средств заказчик отодвинет в сторону.

Заказчик и СРО, членом которой является подрядчик, должны использовать одинаковый подход. Если они не будут давать подрядчикам работать спустя рукава, то со временем подрядчики либо научатся работать, либо уйдут с рынка.

Контроль за надлежащим исполнением подрядчиком контракта сейчас является прямым финансовым интересом СРО, так как саморегулируемая организация несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств по госконтракту, в том числе и в гарантийный период. Поэтому СРО должна быть уверена, что работы выполнены качественно и объект «простоит» гарантийный период. Кстати говоря, в АСРО «Гильдия пермских строителей» еще в прошлом году был создан отдел технического надзора, который осуществляет полноценный строительный контроль с использованием строительной лаборатории.

Какие еще проблемы существуют в госзакупках в сфере строительства?

– Первая проблема – ценообразование в строительстве. Причем именно в Пермском крае она стоит очень остро. Все чаще добросовестные и квалифицированные подрядчики не хотят работать по госконтрактам. Именно потому, что цены занижены. Проблема ценообразования в строительстве постоянно поднимается перед руководством края. И в последнее время есть ощущение, что нас начали слышать. Кроме того, мы сами прилагаем усилия, чтобы решить проблему. Так, правительством РФ принято постановление №1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», которое вводит систему реального ежеквартального мониторинга цена на строительные материалы. На производителей строительных материалов возложена обязанность предоставления информации о ценах на свою продукцию, а ФАУ «Главгосэкспертиза России» должно на основе этих данных формировать в единой информационной системе сметные цены, соответствующие рыночным.

Однако с реализацией постановления есть серьезные проблемы. Производители стройматериалов недостаточно ответственно подходят к исполнению своей обязанности по предоставлению информации о ценах. И мы как СРО ведем с ними работу, мотивируем, объясняем, что если в сметах к госконтрактам будут заложены реальные цены на их продукцию, то подрядчики будут покупать эту продукцию по реальным ценам. Попадание информации о продукции в единую информационную систему – это еще один канал продвижения предприятия и его продукции на рынок, причем бесплатный.

Кроме того, мы провели переговоры с Екатеринбургским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России» и выходим на министерство строительства и архитектуры Пермского края с предложением проведения круглого стола по теме реализации постановления №1452.

Жить по новым правилам

Какие еще вопросы обсуждаются с краевыми властями?

– Вторая важнейшая проблема – это низкое качество проектной документации. Проекты, входящие в состав документации о закупке, зачастую являются неполными, содержат ошибочные или неэффективные проектные решения, не соответствуют требованиям нормативных документов. Причем это касается и проектной документации, прошедшей государственную экспертизу. Более того, в регионе сложилась практика, когда КГАУ «Управление государственной экспертизы Пермского края» при проверке достоверности сметной стоимости строительства считает своим долгом уменьшить ее (именно уменьшить, а не обеспечить достоверность), что усугубляет уже обозначенную проблему занижения начальных цен контрактов. В таких условиях подрядные организации при выполнении работ сталкиваются иногда с практически непреодолимыми препятствиями, несут огромные риски экономического и репутационного характера. При этом заказчики в большинстве случаев отстраняются от решения указанных проблем или фактически не способны их решать. В конечном итоге не меньше страдают также интересы самих государственных и муниципальных заказчиков.

По данному вопросу мы ведем диалог с министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края. Отрадно, что руководство ведомства проявляет реальную заинтересованность в решении данной проблемы, и мы надеемся совместными усилиями исправить ситуацию.

На круглом столе, организованном Business Class в конце 2017 года, представители подрядных организаций сетовали на резкий рост цен на материалы. Действительно есть такая проблема?

– Мы наблюдаем необоснованный, на наш взгляд, очень значительный и систематический рост цен. Например, в сфере дорожного строительства дорожают противогололедный материал галит, щебень, битум. Действия поставщиков, увеличивающих цены, ставят под угрозу исполнение крайне значимых действующих государственных и муниципальных контрактов, а также реализацию планов по дорожному ремонту и строительству в 2018 году.

О каких именно контрактах идет речь?

– Прежде всего, на содержание автомобильных дорог. Срок выполнения работ по этим контрактам – 3-5 лет, при этом стоимость работ сформирована исходя из цен на материалы, актуальных в момент проведения расчета. Никакая дополнительная индексация в период исполнения контракта невозможна. И если расчетная цена на галит составляет менее 2000 рублей за тонну, то в настоящее время он стоит около 3500 тысяч рублей. Не надо объяснять, что в этом случае происходит с экономикой подрядчика. В связи с этим мы обратились в УФАС по Пермскому краю с заявлением о нарушении поставщиками материалов антимонопольного законодательства. Надеемся, что сложившаяся ситуация будет справедливо разрешена, в противном случае обозначенные выше риски действительно очень высоки.

Вы говорили о контроле за деятельностью подрядчика со стороны СРО – прежде всего по госконтрактам. Так ли необходима еще одна контролирующая инстанция?

– Контроль за исполнением членами СРО обязательств по госконтрактам необходим, чтобы обеспечить защиту компенсационного фонда СРО от обращения на него взыскания. А поскольку фонд сформирован членами СРО «в складчину», речь идет о защите финансовых интересов каждого члена. Особо отмечу, что контрольные функции СРО направлены прежде всего на то, чтобы вовремя поправить подрядчика, подсказать, обратить внимание на ошибки, которые необходимо своевременно исправить. Например, многие некрупные строительные организации не могут содержать полноценный отдел строительного контроля. И здесь СРО, можно сказать, на аутсорсинге, в рамках оплаты членских взносов осуществляет эту функцию.

Да, мы не даем работать плохо. За это некоторые наши члены на нас «обижаются». Но все меняется, жить по-старому, мы считаем, уже нельзя. Государством задан тренд на повышение профессионализма участников строительного рынка, на его очищение. Тот, кто не понимает этого, однозначно окажется в проигрыше.

Вы помогаете строительным компаниям разобраться в новых правилах и соответствовать им?

– Мы всегда готовы помочь нашим членам, проконсультировать их по юридическим вопросам, вопросам участия в госзакупках и т.п. У нас в СРО есть для этого квалифицированные специалисты. Иногда проблемы с исполнением контракта возникают не по вине подрядчика, а по вине заказчика, который не предоставляет или не согласовывает необходимую документацию, несвоевременно принимает и оплачивает работы, предъявляет необоснованные требования и претензии. И наша задача в таких случаях – встать на защиту интересов подрядчика. А главная цель – надлежащее исполнение контракта обеими сторонами.

Кроме контроля за исполнением обязательств по договорам строительного подряда мы осуществляем постоянный мониторинг соответствия взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств совокупному размеру обязательств по договорам, которые принял на себя член СРО. Законом установлена определенная шкала таких взносов. Например, чтобы иметь обязательства на сумму до 60 млн рублей, взнос члена СРО фонд должен составлять 200 тыс. рублей. Если хочешь заключить еще контракты, должен увеличить размер взноса. Для осуществления этого мониторинга участники обязаны предоставлять в СРО отчетность. Кроме того, мы сами получаем информацию из открытых источников. Этот контроль должен быть постоянным.

Но ведь в законе такого требования нет, а есть лишь обязанность СРО отследить объем обязательств подрядчика один раз в год. Зачем нагружать строителей дополнительной отчетностью?

– Я уже говорил, что формальный подход остался в прошлом. Законом в этой части напрямую установлено минимальное требование. Но будет, мягко говоря, неправильно, если член СРО в течение года заключит контракты на 500 млн рублей, заплатив взнос 200 тыс. рублей. В этом случае часть финансовой ответственности, по сути, перекладывается на других участников саморегулируемой организации. Поэтому мы должны знать, чем живет каждый член СРО в ежедневном формате, какие контракты выполняет, какие обязательства «закрыты» им частично, с каким объектом возникают сложности и т.д. Поэтому и должен вестись ежедневный мониторинг – посредством как программных продуктов, так и анализа отчетов, предоставляемых членами СРО по мере изменения ситуации. Мы считаем, что это норма корпоративного поведения, но соответствующие обязанности закрепили во внутренних положениях СРО, как того требует законодательство.

О каких программных продуктах идет речь?

– Мы стремимся сделать жизнь членов СРО проще и для этого разработали программный продукт, который автоматизирует сбор необходимой информации о членах СРО и документооборот. В АСРО «Гильдия пермских строителей» эта программа сейчас запущена в тестовом режиме. Она состоит из двух больших блоков. Первый – внутренний документооборот, привязанный к сайту СРО, единому реестру членов, другим информационным базам. Его использование позволит полностью исключить ошибки, связанные с человеческим фактором, и избежать бумажной волокиты. Второй блок – это личные кабинеты членов СРО, самих саморегулируемых организаций, заказчиков строительных работ, государственных и муниципальных органов, а также организаций банковского сектора, страховщиков, других заинтересованных лиц. Это будет своеобразный портал, на котором можно в режиме онлайн отслеживать статус члена СРО, прохождение им проверок и выполнение обязательных требований. Если это участник госзаказа, то можно увидеть историю его участия в закупках, статус в определенной закупке на данный момент. Таким образом, участники портала могут уличить подрядчика, предоставившего недостоверные сведения, посмотреть, в графике ли идет исполнение контракта, увидеть совокупный размер обязательств на текущий момент. Кроме того, можно будет анализировать деятельность строительной компании, что позволит подрядчикам оперативно и на специальных условиях получать необходимые банковские и страховые продукты, и дать еще много других интересных возможностей.

В ближайшем будущем мы планируем презентовать этот программный продукт на координационном совете, предполагаем его внедрение во все СРО и, может быть, не только на территории Пермского края.

Полезная инновация! А что нового вы хотите внести в работу Координационного совета?

– Мне хотелось бы сделать работу совета более системной, более практической и результативной. Для этого я буду предлагать совету создать рабочие группы, которые профессионально отрабатывали бы конкретные вопросы, докладывали о своих наработках и результатах, а совет принимал соответствующие решения.

Предполагается, что рабочие группы будут двух видов. Первый – отраслевые: по дорожному хозяйству и благоустройству; по гражданскому, промышленному и сельскохозяйственному строительству; по особо опасным, технически сложным, уникальным объектам и объектам топливно-энергетического комплекса; по инженерным изысканиям и архитектурно-строительному проектированию. Второй – функциональные: по ценообразованию в строительстве; по правовым вопросам и регулируемым закупкам; по градостроительству и земельным отношениям.

Кроме того, хотелось, чтобы в работе совета принимали участие и представители соответствующих органов власти. Мы будем их приглашать. Это повысит оперативность и качество работы совета.

Готовы делиться опытом работы совета, интересными наработками, достижениями с саморегулируемыми организациями других регионов?

– Безусловно. Для этого проводятся конференции СРО по федеральным округам, а также ежегодный Всероссийский съезд СРО – очень серьезное представительное мероприятие, участие в котором принимают различные органы государственной власти и лично министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Александрович Мень.

На апрельской конференции СРО Приволжского федерального округа мы планируем выступить с докладом о нашей работе по обеспечению устойчивого функционирования системы мониторинга цен на строительные ресурсы. И если наш опыт будет признан интересным, возможно рассказать о нем и на Всероссийском съезде.

Очищение рынка.

В 2016 году в крае было 1823 строительных компании, на 14 февраля 2018 года членами строительных СРО Пермского края являются 1492 организации.

На заседании Госсовета в мае 2016 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин напомнил, что институт саморегулирования был организован по просьбе самих предпринимателей, создан для преодоления административных барьеров, для утверждения честного, неподкупного профессионального отношения к делу. «А на деле, к сожалению, мы получили практически ту же бюрократию, но уже в лице бизнес-сообщества, те же чиновничьи подходы и использование своего положения в этих структурах отдельными предпринимателями в корпоративных интересах. Только с еще худшими последствиями, потому что дискредитируется сама идея саморегулирования. Но отказываться от этого института, конечно, не нужно. Нужно учесть все ошибки, провести необходимую реформу и направить потенциал профессионального сообщества на те направления, где оно действительно может принести пользу», – отметил президент.

Все новости компаний