Город
  1. Город
 01 декабря 2017, 07:00  

Контрольно-оптимально

Контрольно-оптимально
Краевое министерство транспорта оптимизирует маршрутную сеть. Кроме того, ведомство хочет взять на себя полномочия по контролю за перевозками. Сейчас эти функции выполняет УГАДН. Мнения перевозчиков о реформах разошлись

Министерство транспорта Пермского края готовит комплексную реформу сферы автоперевозок. Схему транспортного обслуживания оптимизируют, а борьбу с нелегалами усилят. «Последние полтора-два года в сфере межмуниципальных автобусных перевозок не было стабильности в связи с попыткой провести конкурсы на обслуживание маршрутов, укрупнением игроков. В мае мы положили этому конец, узаконив деятельность действующих перевозчиков. Им были выданы свидетельства и карты маршрутов, – рассказал Business Class министр транспорта Пермского края Николай Уханов. – Я считаю этот шаг принципиально важным: он позволил стабилизировать ситуацию. Мы дали бизнесу спокойно работать на законных основаниях. А Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН) получило возможность применять штрафные санкции к нелегальным перевозчикам, которые ездят без свидетельств, подтверждающих право работать на маршруте. До этого вне рамок правого поля находились все – в том числе, и добросовестные предприниматели. Следующий этап – улучшение существующего положения в сфере перевозок», – пояснил он.

Новая схема маршрутов.

Минтранс планирует разработать комплексную схему транспортного обслуживания населения Пермского края. «На первом этапе охватим пермскую агломерацию. В этой части документация будет готова к весне. А затем в течение 2018 года подготовим схему в масштабе всего региона. Это очень важный документ, который поможет точно понять объем пассажирских перевозок и то, какие направления востребованы, где сколько автобусов нужно. Уже сейчас очевидно, что существующая маршрутная сеть, мягко говоря, не оптимальна. Маршруты дублируют друг друга, и из-за этого страдает экономика перевозок, возникают «гонки» за пассажиров», – сообщил г-н Уханов. Мы должны понять четко понять пассажиропоток, и исходя из него выстраивать новую схему. Он добавил, что там, где есть потребность открытия новых маршрутов, это должно проходить через конкурсные процедуры.

По мнению перевозчика Юрия Никитина, после оптимизации маршрутной сети конкурсы, так или иначе, придется проводить по всем направлениям, так как перевозчиков окажется больше, чем маршрутов. Открытия новых рейсов, по его словам, не потребуется. Упор нужно сделать на ликвидации дублирующих и «притворных» маршрутов, – считает собеседник. Это позволит снизить цены на билеты. «В сторону Кудымкара автобусы идут каждые 15 минут, поэтому они почти пустые. Из-за этого цена на билеты завышена. Если бы рейсы выполнялись раз в полтора-два часа, то стоимость проезда можно было бы снизить на 30%», – привел он пример.

Аналогичной позиции придерживается председатель Пермского автотранспортного союза Константин Владимиров. По его оценкам, закрытию при таком походе подлежат 30-40% действующих маршрутов. Необходимость добавлять в сеть новые направления вряд ли появится, поскольку перевозчики уже использовали все возможные варианты, – полагает он.

Директор ООО «Междугородние автобусные перевозки» Олег Сасунов считает, что новые маршруты могут понадобиться, но для этого необходимо начать реформу отрасли с борьбы с нелегалами. «Сейчас бесполезно считать пассажиропоток. Нужно сначала вернуть пассажиров легальным перевозчикам», – заявил он. «Сейчас во все районные центры Пермского края и города за пределами региона ездят кучи нелегалов. Созданы группы в социальных сетях, где они ищут пассажиров, специальные сайты, где даже можно купить билеты онлайн», – описал он ситуацию. Для ее исправления, по мнению перевозчика, требуется принять нормативный акт, который бы четко определил критерии легальности и нелегальности перевозок. Сейчас они скрываются под видом заказных перевозок. «УГАДН проверяет нелегала, а у него так хорошо оформлены документы, что и предъявить нечего – рейс как будто бы заказной. Хотя автобусы ходят каждый день по одному и тому же расписанию от автовокзала. Только плату за билеты, в отличие от легальных перевозчиков, собирают не при посадке, а в конце поездки. УГАДН не хочет доказывать, что такие маршруты нелегальны», – пояснил Олег Сасунов.

Он добавил, что и междугородние «такси», работающие на автовокзале, на самом деле таковыми не являются. «Такси – это когда клиент сел, заплатил, и водитель сразу поехал. В большинстве случаев ситуация иная. Стоит Lada Largus, в которую входит семь человек, водитель предлагает поездку по цене автобуса. При этом он не поедет, пока полностью не заполнит салон», – рассказал он. Когда к легальным перевозчикам вернется те 30% пассажиров, которых сейчас возят нелегалы, оптимизация сети может и не понадобится. Возможно, наоборот, новые маршруты придется открывать, – заключает Олег Сасунов.

Борьба с нелегалами и «слежка» за автобусами.

В краевом минтрансе видят недостаточную эффективность работы УГАДН. В связи с этим министерство хочет взять на себя функции по борьбе с нелегальными перевозчиками. «Очевидно, что федеральная структура УГАДН не справляется в полном объеме с функциями контроля в сфере перевозок – не хватает сил и средств. Сейчас мы прорабатываем вопрос передачи этих полномочий на краевой уровень. На мой взгляд, логично, если контролировать работу перевозчиков и ловить нелегалов будет ведомство, которое выдает документы, подтверждающие право осуществлять эту деятельность. Передача полномочий на региональный уровень – сложная процедура, но сделать это реально, законом такая возможность предусмотрена», – рассказал Николай Уханов.

Участники рынка затрудняются оценить, как с надзорной функцией справится министерство, но единодушны в том, что сейчас борьба с нелегалами ведется неэффективно. «Их деятельность УГАДН практически не контролируется. Это обосновывается тем, что в Пермском управлении не хватает кадров. Они, конечно, взимают штрафы, и случаи привлечения нелегалов к ответственности были, но речь идет об очень малом проценте от общего числа нарушений», – рассказал Константин Владимиров. Юрий Никитин отметил, что «УГАДН загубили по всей России», а Олег Сасунов оценил эффективность работы ведомства как нулевую.

Константин Владимиров сообщил «bc» об еще одном изменении в сфере перевозок, планируемом краевым минтрансом. По его словам, ведомство намерено активизировать работу Единого центра управления комплексом пассажирских перевозок, который создан на базе ПКГУП «Автовокзал» в 2015 году. Предприятие должно взять на себя функцию сбора и обработки информации, поступающей с устройств GPS/ГЛОНАСС, установленных на межмуниципальных автобусов. В режиме онлайн диспетчера будут видеть, как перевозчики соблюдают маршруты и графики выполнения рейсов.

Снова дороже.

С 1 декабря ПКГУП «Автовокзал» намерено изменить стоимость своих услуг. Соответствующий приказ размещен на сайте предприятия. По словам Олега Сасунова, перевозчиков ждет ощутимое увеличение расходов, и это может напрямую сказаться на стоимости билетов. Он пояснил, что изменения связаны с ранее выданным «Автовокзалу» предписанием УФАС, в котором управление потребовало изменить порядок расчета стоимости услуг. Сейчас перевозчики платят автовокзалу процент от выручки от продажи билетов. По мнению антимонопольного органа, для каждой услуги должна быть установлена цена в рублях, независящая от билетной выручки.

Пересчет привел к возникновению абсурдных ситуаций. «Есть маршрут «Нытва – поселок Уральский». Он проходит через дачный кооператив, билет до которого стоит 15 рублей. По новым правилам перевозчик за продажу этого билета должен будет заплатить «Автовокзалу» 22 рубля», – привел пример г-н Сасунов.

Летом 2017 года УГАДН в Пермском крае было реорганизовано и вошло в состав Западно-Уральского межрегионального УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Структура объединила также региональные управления по Республике Башкортостан и Оренбургской области. Центральный офис расположился в Уфе.
Все новости компаний