17 октября 2017, 17:57   1087

Фестивальная лихорадка

Фестивальная лихорадка
Директор Пермского дома народного творчества «Губерния» Татьяна Санникова – о том, как менялся проект «59 фестивалей 59 региона» и чем организаторы удивят жителей края в следующем году.

Фестивальная лихорадка

Татьяна Марковна, расскажите о проекте «59 фестивалей 59 региона».

Проект «59 фестивалей 59 региона», как принято говорить в искусстве, имеет несколько планов. Для зрителя – это календарь из десятков событий, которые проходят в разных городах и селах Пермского края и дают повод для познавательного путешествия, знакомства с малой родиной. Для организаторов событий – это творческое соревнование, площадка профессиональной коммуникации и повышения квалификации. Для жителей муниципальных территорий – это способ найти свою изюминку, осознать себя и найти бренд территории, сделав ее узнаваемой, привлекательной. А для организаторов проекта в целом проект «59 фестивалей» – эффективная технология, позволяющая повысить качество и уровень проводимых в Пермском крае культурных событий, способ брендирования территорий, культурного картирования. В этом году появился еще один план – активизировался интерес туристических фирм к проекту, и турфирмы на основе событий фестиваля стали формировать туристический продукт, этакое «пермское импортозамещение».

Надо сказать, что наш проект «59 фестивалей» в России аналогов не имеет. По крайней мере, пока.

Кто инициатор? Каких результатов планировалось достигнуть?

Инициатор проекта – министерство культуры Пермского края. А авторы и кураторы проекта – коллектив специалистов Пермского дома народного творчества «Губерния» Восемь лет назад министерство, оказывая финансовую поддержку наиболее значимым для территорий края муниципальным событиям, приняло решение объединить их в единую программу под общим названием. А мы, в свою очередь, разработали концепцию и технологию проекта – систему методической поддержки событий: школу организатора, экспертное сопровождение, конкурс профессионального мастерства. Эта программа, по сути, бизнес-инкубатор фестивальных проектов, который органично вписывается в систему работы культурно-досуговых учреждений и отрасли культуры в целом.

Спустя несколько лет стали заметны результаты: если в 2009 году фестивали и праздники проекта посетили около 50 тыс., то через 3 года зрителей стало больше 100 тыс, а в этом году уже на сегодня – около 200 тыс. Ну и, конечно, качество событий становится выше. За этим стоит серьезная методическая работа фестивальной дирекции, незаметная для широкой аудитории: мы консультируем, помогаем найти лучшее решение, интересные творческие коллективы, помогаем ресурсами. Иной раз даже донести до организаторов районных мероприятий необходимость ориентироваться на внешнего посетителя превращается в целый процесс – непросто выбраться за границы своих стереотипов. Кто-то учится быстро, кому-то приходится познавать секреты на своих ошибках. Ведь зритель нуждается не только в концертной программе, но и в качественной инфраструктуре, понятной логистике, возможности вкусно поесть, увидеть местные диковины. И все это зритель ждет от организатора – не давая поблажек и не разделяя на ведомства. Зритель рассуждает примерно так: «Назвался груздем – полезай в кузов!»

Вот и приходится нашим конкурсантам-участникам искать выход: оптимизировать затраты, привлекать партнеров, находить креативные решения. Не всегда и не с первого раза получается все, что задумано. Но важно, что организаторы от года к году, от события к событию развиваются, движутся вперед. В определенной степени способствует этому и соревновательный эффект: ежегодно определяются победители проекта – те организаторы мероприятий, кто сделал самое качественное событие, воплотил новую идею, реализовал интересный контент, обеспечил коллаборацию.

А результат работы фестивальной команды не может не отразиться на других мероприятиях, проводимых территорией. По сути, следом повышается качество местных мероприятий. Вот и получается, что «59 фестивалей» способствуют целям, сформулированным сфере культуры на федеральном уровне. Быть может, именно поэтому проект «59 фестивалей 59 региона» известен профессиональному сообществу в стране. Ведь каждый регион решает задачи, сформулированные в концепции культурной политики и указах президента, ищет свои рецепты повышения качества и эффективности сферы культуры. Так что наше пермское «ноу-хау» вызывает серьезный профессиональный интерес коллег в других регионах.

Фестивальная лихорадка

Какие территории задействованы в проекте?

Можно смело сказать, что на карте Пермского края нет ни одной муниципальной территории, которая не приняла бы участие в программе за годы существования проекта. В каждом из 48 районов Пермского края нашлись энергичные люди, готовые придумать и реализовать своё событие. Каждый год заявки на участие в проекте подают от 100 до 180 проектных коллективов. Для нас важно, что стать участником программы могут не только учреждения ведомственной подчиненности. Возможность участия и муниципальных учреждений разных ведомств и негосударственного сектора создает естественную конкуренцию - в первую очередь, конкуренцию идей и творческих возможностей. Предложить своё интересное событие имеет право и небольшой сельский клуб, и районный Дом культуры, и поселенческая библиотека, и школа, и общественная организация или индивидуальный предприниматель – важно содержание и идея, чтобы мероприятие было «живым», про живую историю живых людей. К примеру, в 2017 году комиссия проекта рассматривала 144 заявки.

А дальше формируется календарь событий из самых интересных предложений. Каждый год мы включаем в календарь наряду с событиями, уже зарекомендовавшими себя, события-новички. Фестивальный год всегда имеет несколько этаких «котов в мешке». Мы очень радуемся, когда старт-апы новых событий оправдывают наши ожидания и ожидания зрителей. Впрочем, как любой художник, организатор фестиваля имеет право на эксперимент - а значит, и на ошибку.

Фестивальная лихорадка

Как изменилось число участников фестивалей после их участия в проекте?

Отвечая на Ваши вопросы, я недаром упоминала слово «бизнес-инкубатор». Для нас, как организаторов проекта, важно дать возможность стартовать новым идеям, предложениям. И главное, научить организаторов азбуке ивент-менеджмента.

Участие в масштабном фестивальном движении позволяет привлечь внимание к событию, найти нового зрителя, партнера, сделать территорию более привлекательной. Мы стараемся научить проектные команды разнице «искать партнеров» и «ходить с протянутой рукой».

Стоит отметить, что некоторые события и фестивали, когда-то поддержанные и вошедшие в календарь «59 фестивалей 59 региона», сейчас выросли в самостоятельные проекты. К примеру, проект «Балет на закате» - «Тайны горы Крестовой» стал результатом такого старт апа. Идею вписать театральный фестиваль в красивый природный ландшафт Губахи подсказали театру «Доминанта» специалисты фестивальной дирекции проекта «59 фестивалей». Теперь фестиваль спектаклей на ландшафте ежегодно собирает тысячи зрителей и развивается самостоятельно.

Есть немало примеров успешных результатов проекта «59»: трудно представить село Уинское теперь без праздника меда «Медовый Спас», несколько лет день города Перми украшает фестиваль кузнечного искусства «Огни Сварога», а в селе Бершеть Пермского района событие нашего проекта стало толчком даже для строительства нового Дома культуры!

Фестивальная лихорадка

Сколько фестивалей уже прошло в 2017? Какие из них стали особенно яркими? Чем они запомнились участникам?

В 2017 году фестивальный проект открыл праздник «Чистый четверг на сользаводе» в г. Соликамск на территории Усть-Боровского солеваренного завода, а завершит удмуртский фольклорный праздник «Тол вось» (Осенне прошение»).

Основная часть фестивального календаря «59 фестивалей 59 региона» проходит, конечно, летом. Это время отпусков и летних каникул. На летние выходные часто приходятся даты проведения даже нескольких событий. У зрителя есть выбор – какая тема ему интересней. Или даже географически – куда ехать ближе. Мы ждем не только пермского посетителя. Зрителями многих проектов становится гости-соседи, жители соседних районов. Поездка на фестиваль – отличный повод провести выходной всей семьей.

Из наиболее ярких фестивалей летнего периода стоит отметить:

  • Карнавал кукол «В гости к Чуче» в Добрянке – настоящий праздник кукол и театра: праздничное шествие, куклы самых разных размеров, ярко-украшенные карнавальные машины. Зрителями и участниками стали в этом году около 5 тысяч гостей!
  • Фестиваль-реконструкция «Губаха ALIVE. История шахтерского города» - событие в стиле квеста: один день из жизни и истории шахтерской Губахи 60-70-х гг. XX века. Организаторы скрупулезно создавали картину-реконструкцию города – по старым фото, архивным материалам. А зрители с огромным удовольствием погружались в атмосферу недавней истории, многие с радостью окунались в воспоминания о романтике юности, пионерском детстве.
  • Праздник «Гаврилов день» деревни Бачманово Косинского района – настоящая непрерванная история. День Архангела Гавриила, покровителя лошадей, для жителей Бачманово дата, которая отмечается независимо от дня недели. В этот день уже более ста лет все жители села совершают важные действия – ходят на ключ, поят освященной водой лошадей, совершают совместную трапезу – и искренне верят, что благодаря этим нехитрым действиям все невзгоды непременно отступят. Так отступила засуха больше века назад. Праздник удивительно искренний, душевный, семейный – без фейерверков, спецэффектов и массовых постановок. Но для городского зрителя прикосновение к нехитрому крестьянскому быту становится зачастую большим удивлением, чем массовые сцены современного шоу-бизнеса. Главное – этот праздник наполнен запахами, звуками природы, песнями «без караоке». Бачмановцы – радушные хозяева, каждому гостю уделяют персональное внимание.
  • «Праздник черники и черничного пирога» в Красновишерск – один из самых «вкусных» фестивальных проектов: черничные пироги, варенье, компоты. Одно из самых увлекательных событий – приготовление пирогов и пирожочков в пекарнях, установленных прямо на улице.

Какие промежуточные итоги вы можете сейчас подвести?

Впечатления по итогам проекта достаточно разные: есть мероприятия, которые действительно стали украшением 2017 года. Например, "Взлетка" - масштабный фестиваль малой авиации в Лысьве, «Праздник русской печки» в Косинском районе- маленький фестиваль, рассказывающий о народных обычаях.

Есть и мероприятия, для которых надо проводить «работу над ошибками». Осень – учебная пора. Для организаторов событий мы подготовили серию семинаров и мастер-классов. Буквально на днях мы обсуждали с группой организаторов «10 способов испортить мероприятие» и «Как написать блестящий отчет». Не удивляйтесь! Качественный отчет – документ, адекватно отражающий все организационные и финансовые результаты проекта – тоже дело непростое. И этому делу тоже следует организатору учиться, ведь финансирование проекта – средства краевого бюджета. Так что и событие и его результаты должны быть блестящими!

Фестивальная лихорадка

Какие фестивали ещё будут проходить в Пермском крае? Почему их стоит посетить?

Конечно, к осени большая часть мероприятий уже прошла. Но те, кто хотел бы своими глазами увидеть настоящее удмуртское моление или татарский праздник гуся, могут успеть посетить эти осенние события.

В стадии активной подготовки фестиваль «Крылатые качели» в г. Чусовой. Особенность этого фестиваля в том, что событие носит инклюзивный характер, организаторы стремятся сделать его максимально открытым и доступным для детей с проблемами здоровья.

С удовольствием готовы пригласить на фольклорно-спортивный праздник «Катерина-санница», который пройдет на чусовском горнолыжном комплексе «Огонёк». Сплав спорта и фольклора – неожиданное сочетание для многих. Но нам кажется, нет ничего более естественного – ведь на любые международные соревнования спортсмен везет с собой частичку малой Родины: в олимпийском Сочи русским духом были пронизаны и Дом болельщика и культурная программа, и даже национальные орнаменты на олимпийской форме сборной смотрелись отлично!

Фестивальная лихорадка

Будет ли этот проект реализован вновь? Когда? В чём будут его новинки?

Обязательно! Проект будет развиваться. Общаясь с представителями туристического бизнеса в этом году, мы сделали для себя определенные выводы и планируем в следующем году уделить особое внимание формированию туристических предложений. Этот подход близок учредителю проекта – Министерству культуры Пермского края. Постараемся сделать программу 2018 года не только более разнообразной, но иначе структурировать ее: ведь есть проекты, куда можно пойти «в поход» - с рюкзаком, с палаткой, с удочкой, какие-то проекты ждут зрителя в вечернем платье, а собираясь на отдельные познавательные проекты, неплохо бы и энциклопедию с собой прихватить.

Отдельная тема проекта «59 фестивалей 59 региона» 2018 года – тема продвижения проекта за пределами Пермского края. Мы уже имеем опыт презентации на федеральных площадках профессионального сообщества. Недавно получили предложение и ведем переговоры о презентации проекта в рамках Санкт-Петербургского культурного форума. П

Надеюсь, следующий фестивальный год будет еще более насыщенным и интересным!

На правах рекламы.

Поделиться:
Все новости компаний