Общество
 23 августа 2017, 07:00   1438

Хлеба и зрелищ

В Пермском крае в мультиплексе появились программы ВГТРК. К слову, это единственный региональный канал, который получил возможность вещать в цифре. Остальным каналам приходится договариваться с кабельными операторами на более выгодные условия

С 1 августа филиал РТРС «Пермский КРТПЦ» начал тестовое включение региональных программ ГТРК «Пермь» в состав каналов «Россия 1», «Россия 24» и «Радио России» – первого мультиплекса в Пермском крае. В региональном РТРС добавили, что аналоговое эфирное вещание в крае еще сохраняется, но постепенное отключение аналоговых передатчиков начнется с конца 2018 года. Стоит отметить, что из региональных телекомпаний право вещать в цифре получила только ГТРК «Пермь». Остальных каналов в мультиплексе представлено не будет. Большинство телевезионщиков уверено, что такое положение дел никак не отразится на делах компаний, поскольку все каналы представлены на кабельном телевидении, а оно по-прежнему пользуется спросом среди пермяков. Но есть и те эксперты, кто видит в переходе на мультиплекс начало медленного затухания кабеля. И это не единственная проблема местного телевидения.

Мультикультурализм

Переход на цифровое вещание является частью федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 годы». Второй мультиплекс в Перми был запущен в начале января 2017 года. К имеющимся в составе первого мультиплекса 10 бесплатным каналам в цифровом качестве добавилось еще 10 (в первый мультиплекс входят в основном государственные, новостные каналы, а во второй – коммерческие и развлекательные). А с 1 августа в цифре появились программы ГТРК «Пермь».

Переход на цифру для зрителей бесплатный, однако для этого телевизор должен иметь встроенную функцию DVB-T2, в противном случае необходимо приобретать приставку.

По мнению самих телевизионщиков, отказа от аналогового телевидения не будет, по крайней мере не в 2018 году. Об этом говорят и факты: каналы активно перезаключают договоры на вещание в аналоговых частотах, свою роль играют и грядущие выборы, перед которыми подобных эксцессов быть не должно. «Раньше считалось, что аналоговое ТВ отключат, потому что оно будет мешать цифровому вещанию. Но последние исследования показали, что многие аналоговые частоты помех для цифры не создают», – рассказывает директор «Рифей-Пермь» Анна Климова.

Другая ситуация с противостоянием кабельного и цифрового телевидения. Вытеснит ли бесплатный мультиплекс кабельных операторов, вопрос спорный. По мнению экс-директора «Рифей-Пермь» Владимира Прохорова, переход зрителей на цифру может означать полный отказ от кабельного телевидения.

Прохоров Владимир Экс-генеральный директор телекомпании Рифей-Пермь,генеральный директор газеты "Местное время"В кабельном ТВ зрители смотрят те же 20 каналов, что и в мультиплексе, но платят за это деньги. Может случиться так, что люди откажутся от кабеля и полностью перейдут на мультиплекс. К тому же технически это просто: в мультиплексе при условии нормальной настройки безукоризненное качество картинки. Какой резон абонентам платить деньги за кабельное ТВ, если они смотрят только 20 каналов. На кабеле останутся те, кто нуждается в каких-то профильных каналах, посвященных рыбалке, садоводству и т. д..

Сами ТВ-компании утверждают, что в Прикамье переход на мультиплекс никак не отразился на аудитории. Кнопка на пульте изменилась, поскольку первые 20 каналов занял мультиплекс, но для зрителей это не ключевой момент, отмечают эксперты. «Люди ориентированы на контент, а не на номер кнопки: если контент востребован, аудитория его найдет», – считает Анна Климова.

Исключительное положение на кабельном ТВ занимает пермский канал «ВЕТТА». В феврале этого года региональный телеканал был выбран для вещания на обязательном общедоступном канале, закрепленном на 21-й кнопке телевизионного пульта кабельных сетей. По условиям квоты, ВЕТТА на кабеле размещается бесплатно, другие пермские каналы вынуждены платить операторам.

Пока кабельные операторы не повышают стоимость эфирного времени, однако она может вырасти, и виной тому переход зрительской аудитории на бесплатный мультиплекс. «Может возникнуть ситуация, когда из-за перехода зрителей на мультиплекс кабельные операторы потеряют значительную часть аудитории. Тогда кабельщики повысят цену для ТВ- компаний. Для местных каналов это означает рост затрат за аренду эфирного времени. Сейчас эти траты составляют примерно 500-600 тыс. рублей в год, – предполагает Владимир Прохоров. – Если плата за присутствие в кабеле поднимется, то и конкуренция между компаниями обострится. Придется изворачиваться: менять контент, как-то улучшать его, чтобы сохранить аудиторию – на это тоже требуются деньги».

«Все-таки говорить о том, что мультиплекс вытеснит кабельное ТВ, рано. Последнее широко распространено в регионе, поэтому мы не особо замечаем запуск эфирного цифрового вещания. Особенно этого не чувствует экономически активная группа населения. С другой стороны, ранжирование каналов на основные и нет означает лучшие позиции для некоторых из них», – считает PR-консультант Борис Майоров.

Стакан наполовину пуст

Пока телекомпании остаются привлекательными для рекламы, однако сегодня пяти каналов (ГТРК «Пермь», ВЕТТА, «Рифей-Пермь», «Урал-Информ ТВ» и «РБК-Пермь») на рынке Перми уже многовато, чтобы «жить на широкую ногу», считают эксперты. «Рекламный рынок сужается. Если не будет денег, не будет песен. Объем рынка оставляет 400-500 млн рублей в год, включая госзаказы. Этих денег может хватить только на два канала, – высказывает мнение Владимир Прохоров. – Но говорить, что какой-то канал может исчезнуть с рынка, неправильно. Все-таки владельцы имеют разные источники финансирования. Но и убыточный канал никто кормить вечно не будет».

После кризисных 2014-2015 годов, сейчас, телевидение может себя обеспечить за счет рекламы. «Бизнес все равно заинтересован в региональном ТВ. Это самый востребованный формат для размещения рекламы. Пока в регионах ни одно интернет-издание несопоставимо по рекламным объемам с телеканалами, – отмечает Анна Климова. – В 2014- 2015 годах с точки зрения рекламы на ТВ было дно. В прошлом году ситуация уже наладилась, сейчас в этом сегменте стало еще лучше».

Для рекламодателей, особенно индивидуальных предпринимателей, выгоднее разместить рекламу на телевидении, чем в Интернете. Там она точно найдет своего зрителя, говорят эксперты. А в сети такая реклама остается на задворках более интересного контента.

Майоров Борис PR-консультантРекламодатели, которые уверенно чувствуют себя на ТВ, не могут с таким же успехом перейти в Интернет. В частности, это касается маленьких проектов – магазинчиков, парикмахерских и т. д. При просмотре программы на ТВ зритель по инерции смотрит и рекламу, он в этот процесс включается безальтернативно. В Интернете так не получается – пользователь сети легко может проигнорировать рекламный баннер, если ему это не интересно. А делать качественную рекламу «малышам» не по карману.

В этом году телекомпании не надеются заработать на политической рекламе в преддверии выборов. Конкуренции нет, уверены они. «В прошлом году в преддверии выборов было много агитационного контента, поскольку депутаты избирались сразу в несколько вы- борных органов, соответственно чем больше кандидатов, тем острее конкуренция, – рассказывает Анна Климова. – В этом году нет конкуренции: реальный кандидат один, а остальные особо тратить деньги на рекламу не намерены».

Уйти и не вернуться

На сегодняшний день в Перми пять местных телеканалов. Эксперты полагают, что конкуренция чувствуется и в результате рынок может сократиться. Сами телевизионщики объясняют, что пока рекламного рынка хватает на всех, но если бы какого-то игрока не стало, жилось бы легче. «Есть ощущение, что у нас избыток каналов, – считает Борис Майоров. – Некоторые каналы существуют в искусственно поддерживаемом режиме. Если этого не будет, то количество каналов может сократиться на 2 единицы, то есть на 40%».

«ТВ-компании живут за счет коммерческой рекламы и госконтрактов. В бюджете любого крупного пермского СМИ бюджетные контракты составляют от 15% и иногда достигают 50%. Поэтому получается, что одни больше представлены на коммерческом рынке, а другие на госконтрактном. Конечно, если бы каналов было меньше, тогда бы бюджеты распределись в пользу оставшихся», – отмечает Анна Климова.

Поколение ютуба

Зрительская аудитория телевидения тоже переживает изменения – она стареет. «Если вся молодежь сидит в Интернете, то среднее поколение не отказывается от ТВ – они начинают смешивать потребление: новости и передачи смотрят по телевизору, а специализированные сюжеты по интересам – про дом, рыбалку, спорт – ищут в Интернете. Но смена поколений происходит не так быстро, поэтому для телекомпаний это скорее долгосрочная проблема», – подчеркивает Борис Майоров.

Популярность Интернета отмечает и кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ Иван Печищев. Он выделяет две причины отказа от ТВ: удобство и актуальный контент.

Иван Печищев кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУПрактически никто из студентов, которым я преподаю, не смотрит телевизор. В лучшем случае – как пассивный зритель, когда телевизор работает в квартире в фоновом режиме, или изредка ради просмотра каких-то тематических программ (музыка, спорт и т.п.). На мой взгляд, основных причин отказа от ТВ две. Во-первых, развитие технологий позволяет не быть привязанным к телевидению, не надо в определенное время занимать место перед «голубым экраном», достаточно зайти на Youtube. Это как минимум удобно. Ну и вторая причина: для молодежи современное телевидение ассоциируется с трэшем и угаром. Какие- то жуткие шоу, кричащие друг на друга эксперты, темы, не вызывающие никакого интереса у современного поколения. Одно время признаться в том, что ты смотришь телевизор, было просто стыдно. Но самое главное – того контента, который интересует молодежь, на ТВ не найдешь.

В связи с этим перед телевизионщиками встает вопрос о переходе в Интернет. Как это будет происходить, затрудняются сказать и сами каналы. «Телевидение – вещь достаточно консервативная. Мы меняем контент, но тогда, когда его надо менять. Другая история – поколение молодеет и уходит в Интернет. Но это не значит, что люди готовы отказаться от городских новостей, – говорит Анна Климова. – У ТВ сейчас задача – найти правильный формат перехода в Интернет. Конечно, можно просто создать канал на YouTube, дублирующий канал в эфире, но не факт, что его будут так же удачно смотреть».

Интернет не сможет полностью вытеснить телевидение, как зачастую происходит с печатными изданиями. «Скорее не будет реализована та модель, которую мы видели на примере печатных СМИ, когда многие печатные издания перестают существовать. С ТВ пока так не получается. Это больше напоминает модель сосуществования кино и театра: ни один не поглотил другого. Что-то похожее наблюдается с телевидением и Интернетом, – прогнозирует Борис Майоров. – Как телевизионщики будут решать проблему перехода в сеть, они еще сами не понимают: им нужно либо менять существующий продукт, но этого не поймут старые зрители, либо дополнительно запускать совершенно новый для Интернета».

Стоит отметить, что полностью в Интернете одно время работал пермский телеканал «Юла». Он был запущен в 2013 году. Быстрого захвата аудитории у телевизионщиков не получилось – в 2014 году канал закрылся.

Фото: flickr.com / rbunews

Поделиться:
Главные новости