Газета
  1. Газета
 15 июля 2017, 12:00  

​«Текст»: первый реалистический роман Дмитрия Глуховского или нуар-триллер

​«Текст»: первый реалистический роман Дмитрия Глуховского или нуар-триллер

Книга: «Текст»

Автор: Дмитрий Глуховский


ЗА

Автор «Метро 2033» выпустил свой первый реалистический роман и наконец-то занял достойное место в ряду современных отечественных прозаиков. Это место авансом было дано ему и ранее, однако лишь по совокупности заслуг или точнее – по совокупной популярности, по объему тиражей. Своим новым романом Глуховский прилюдно подтвердил свою значимость не только в рамках фантастического пантеона, но и в общелитературном и даже общекультурном контексте.

Глуховский написал нуар-триллер о молодом человеке Илье, которого по фальшивому обвинению заточили в тюрьму на семь лет. По возвращении домой Илья решает свести счеты со своим врагом – наркополицейским Петром Хазиным. Он выслеживает, убивает Хазина и конфискует у него смартфон, в котором вся хазинская жизнь: переписка, фото, чаты, видео, текст. По этим обрывкам Илья пытается восстановить и разоблачить личность своего соперника, понять его мотивы и – оправдать свое собственное преступление.

Несмотря на то, что Глуховский уже дописал опус про жизнь в постапокалиптическом московском метрополитене, у него остаются замашки опытного фантаста: против Ильи действуют монструозные и нечеловечески жестокие полицейские, которые лишь обличием напоминают людей, да и то не всегда. Для Ильи происходящее – его персональный апокалипсис; ведь сгинуло и погибло все, что составляло приметы нормальной жизни: девушка, мать, средства к существованию. Он один против мира и системы, которая этим миром ворочает. Он последний герой, будто вернувшийся из прекрасного прошлого в ужасающее настоящее. Все как в хрестоматийной неподкупной фантастике.

Но берет «Текст», конечно же, не этим, а, извините, текстом и его стилем. Тот, кто прочитал (или не дочитал) «Метро 2033» и на этом забросил Глуховского (думается, что таких немало), будет приятно удивлен, насколько автор возмужал и посуровел. Глуховский пишет напористо, веско, оригинально. Это, конечно, еще не Шишкин и не Саша Соколов, но и уже далеко не Дивов, Лукьяненко или Ник Перумов, которые погрязли в собственном реноме и скучнейших однотипных сиквелах. Глуховский обошел перечисленных персонажей, будто стоячих, и направился в далекий отрыв, он отважно сменил поприще, но при этом умудрился остаться самим собой. Ведь Илья сражается и желает ровно того же, что и герои заселенных нечистью подземелий – добраться до света в конце тоннеля, преодолеть чудовищную несправедливость и применить себя на благо гибнущего мира. Пусть даже ценой последних сил, а иногда и жизни.


ПРОТИВ

Когда-то давно Дмитрий Глуховский занимался интересными вещами: путешествовал по горячим точкам, вел прямые репортажи с Северного полюса, писал в «ЖЖ» и так далее. В нулевые выпустил в свет роман «Метро 2033», и, как говорится, понеслось. Он отказался от реальности в пользу инфантильного антиутопического вымысла и исчез с радаров российской журналистики. Если раньше в рядах поклонников Глуховского были зрители телеканала Euronews, то теперь он стал интересен лишь замечтавшимся подросткам и прочим скучающим обывателям.

Но неожиданно блудный сын завязал с фантастикой: громко анонсированная книга «Текст» подавалась в литературной среде как «первый реалистический роман Дмитрия Глуховского». Но верить этому пассажу нельзя, так как Глуховский был и остается писателем-фантастом, его «Текст» основан на каких-то воистину фантастических стечениях обстоятельств, а также изобилует поворотами сюжета, простительными разве что дешевому хоррору.

Главный герой, отсидевший семь лет, прибывает с зоны в родную Лобню – и буквально за день до этого умирает его мать. Хорошо, допустим. Тогда он, лишенный последней опоры, решается на убийство полицейского, который семь лет назад подбросил ему наркотики и тем самым обрек на долгую тюремную побывку. Воплотить замысел в жизнь (вернее, в смерть), оказывается, проще простого: жертва чересчур беспечна, а убийце непререкаемо везет – вплоть до того, что ему удается вызнать пароль от смартфона полицейского и далее крупица за крупицей раскапывать подробности его жизни, назначать встречи должникам и даже каким-то образом получать с них деньги.

Для «первого реалистического романа» все это выглядит уж очень нереалистично. Два момента еще более омрачают эту аляповатую картину. Первый: чернуха и натуралистичность. Глуховский смакует подробности расправы, в деталях описывает жестокость и похоть, матерится через слово. Получается какой-то шансон, и эта заевшая пластинка надоедает очень скоро. Второй момент – политические взгляды Глуховского. Чего, собственно, можно ожидать от колумниста «Сноба» и эксперта «Эха Москвы»? Глуховский не смог удержаться от того, чтобы не втиснуть в «Текст» пару зуботычин для власть предержащих. Все бы ничего, но никакой пользы тексту эта его «политическая актуальность» не приносит. Просто автор выглядит как городской сумасшедший со своими теориями заговора и вечными обидами.

Итак, Глуховский, распродаваемый в России и на Западе миллионными тиражами, может позволить себе больше не штамповать сиквелы своего изначального успеха и экспериментировать со словесностью сколько душе угодно. Однако нужно признать, что первый его эксперимент провалился.


18+

Все новости компаний