Общество
 28 июня 2017, 07:00   856

Снизили аппетиты

Снизили аппетиты
Пермяки продолжают брать микрозаймы на покупку товаров, но не так активно, как раньше. Причина – в скепсисе людей по отношению к МФО и активизации банков по выдаче потребительских кредитов

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) с начала года объем микрозаймов на покупку потребительских товаров в Пермском крае вырос на 24% и составил 643 млн рублей. Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года портфель растет не такими высокими темпами.

Ситуацию эксперты объясняют несколькими факторами. Во-первых, некоторые кредитные организации упростили выдачу небольших займов. «Банки активизировались в сегменте POS-кредитования, то есть снова стали более активно предоставлять потребительские кредиты в торговых точках, что естественным образом перераспределило клиентский поток. Средний размер такого потребительского кредита в банке – 40-50 тыс. рублей, а срок, на который выдается заем, – около двух лет. В качестве привлекательных условий для клиентов банки часто используют «акционные» продукты, в том числе всевозможные рассрочки», – говорит директор филиала БКС Премьер Наталья Кондрашова.

Эксперты считают, что потребители снова возвращаются в банки, восстановив положительный баланс своей кредитной истории. «Темпы роста портфеля микрофинансовых займов продолжают снижаться – прежде всего, за счет сегмента займов на покупку потребительских товаров, – говорит генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Вкупе с ростом банковского необеспеченного кредитования это свидетельствует о том, что многие заемщики микрофинансовых организаций (МФО) после перерыва в несколько лет «возвращаются» в банки. В последние годы эти граждане не могли рассчитывать на получение кредитов, прибегая, в том числе, к услугам микрофинансовых организаций. Однако теперь банки постепенно восстанавливают «докризисный» аппетит к риску и находят возможности для наращивания выдачи потребительских кредитов и привлечения клиентов».

Снизили аппетиты

Источник данных: НБКИ.


Во-вторых, в банках отметили, что потребители по-прежнему скептически относятся к микрофинансовым организациям, поэтому активнее берут кредиты на более длительный срок в банках. По мнению участников рынка, так потребители спасают себя от переплаты по завышенным годовым процентам.

«Тенденция отказа от микрозаймов связана, в том числе, с тем, что клиенты осознают невыгодность условий такого кредитования: процентная ставка при таких займах может достигать 1,5-2 % в день, что в пересчете составляет до 720% годовых. К тому же условия кредитования в микрофинансовых организациях предполагают достаточно жесткие штрафные санкции при задержке платежей, – отмечает заместитель директора Пермского РФ АО «Россельхозбанк» Алексей Братухин. – Когда клиент решает воспользоваться услугами МФО, то должен быть готов к тому, что ставка по кредиту будет на порядок выше. Ведь есть общее правило: чем меньше у кредитора информации о заемщике, тем выше процент по кредиту».

Также г-н Братухин подчеркнул, что главная причина обращения клиентов в МФО – отрицательная кредитная история заемщика. «Такому клиенту, к сожалению, банковский кредит получить не удастся. Поэтому при исправлении истории и появлении выплаченных в срок займов клиент уже сам обращается в банк», – добавил спикер.


ТОП-5 регионов РФ с наибольшей динамикой роста портфеля займов на покупку потребительских товаров.

Снизили аппетиты

Источник данных: НБКИ.


Представители МФО не отмечают снижения «аппетита» потребителей к микрозаймам на потребительские покупки. «Мы не наблюдаем тенденции к снижению роста объемов микрозаймов. Наоборот, с начала года зафиксирован большой спрос и интерес к продуктам сервисов онлайн-кредитования. За это время услугами компании в Пермском крае воспользовалось в 2,3 раза больше клиентов, а объем выданных займов увеличился в 3,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такая же картина наблюдается и по стране в целом, – рассказал Алексей Бычков, управляющий директор MoneyMan в России. – В первую очередь это связано с активным развитием современных технологий, проникновением интернета в самые отдаленные регионы страны».

Несмотря на снижение темпов роста займов на потребительские покупки, в 2017 году наиболее быстрыми темпами растет портфель продуктов «до зарплаты». По данным НБКИ, с начала года динамика роста этого сегмента в Пермском крае достигла 17,9%. Таким образом, к июню объем действующих микрозаймов составил 1,4 млрд рублей.

В онлайн.

Эксперты полагают, что в ближайшее время рынок микрофинансирования перераспределится в пользу онлайн-кредитования. «С развитием рынка МФО продолжится переток клиентов из традиционных компаний в сервисы онлайн-кредитования, что повлечет за собой и увеличение доли онлайн-компаний на рынке. Думаю, что уже к концу 2017 года она приблизится к 30% всего рынка микрофинансирования, а в 2018 году будет не менее 50%», – прогнозирует Алексей Бычков.

Оппортунисты и мужчины средних лет.

По данным компании MoneyMan в России, средняя сумма займа по итогам 2016 года в Перми и Пермском крае составляла 10,5 тыс. рублей. Средний срок займа также увеличился на 2 дня и сегодня составляет 20 дней. Согласно общероссийской статистике, средняя сумма займа составляет 12 тыс. рублей на срок 22 дня. Как правило, в Перми среднестатистический заемщик в МФО – это мужчина в возрасте около 30 лет, который имеет среднее или высшее образование. Чаще всего он холост, не имеет детей и работает в бюджетной сфере. Причем средняя заработная плата кредитора составляет около 37 тыс. рублей в месяц.

«Многие идут за деньгами в организации онлайн-кредитования, когда им требуется небольшая сумма и на короткий срок – эту причину назвали 15,7% клиентов. Если клиенту нужен большой потребительский кредит или он принял решение купить новый автомобиль, то за такими продуктами чаще обращаются в банки», – анализирует г-н Бычков.

Есть и те, кто полностью отказывается от кредитования. Как правило, это люди, кто может приобрести товары за наличные, или оппортунисты. «Отказываются от кредитования клиенты, способные совершить покупку за счет собственных средств либо категорические противники заемных средств. Количество таких клиентов и тенденцию к их изменению оценить сложно», – добавляет Наталья Кондрашова.

Поделиться:
Все новости компаний