Город
  1. Город
 03 декабря 2016, 13:00  

«Прибытие» Дени Вильнева: фильм о «странных пришельцах» или философский труд

«Прибытие» Дени Вильнева: фильм о «странных пришельцах» или философский труд
Business Class выбирает самые резонансные фильмы и книги, выпущенные на минувшей неделе, и представляет два противоположных взгляда на них. Читателям остается определиться, на чьей они стороне

ЗА

Больше всего «Прибытие», конечно, рифмуется в «Интерстелларом», но одно существенное отличие разводит эти произведения искусства практически по разные стороны баррикад. Если в фильме Кристофера Нолана упор сделан на раскрытие судьбы человечества в пределах вселенской бесконечности, то Вильнев сконцентрировался на отдельно взятой жизни. Нолан глобален и размашист (это понятно и по доверяемым ему бюджетам), Вильнев скромен и вкрадчив. Никаких «кротовых нор», теории струн и т.д. Вообще – никакой науки или научной фантастики. И даже инопланетяне, что неловко вклиниваются в сюжет, – лишь дополнительный стимул вернуться к тому, с чего все началось. К Луизе.

Луиза Бэнкс – лингвист и полиглот, живет в уютном доме на отшибе и преподает историю романских языков беспечным студентам. Ровное течение ее жизни прерывает неожиданное появление неопознанных летающих объектов в разных точках планеты. СМИ, власти, обыватели – в шоке. Намерения пришельцев не ясны — вооруженные силы всего мира приведены в полную боевую готовность, а лучшие умы человечества пытаются понять, как разговаривать с непрошеными гостями. Правительство США обращается к Луизе помочь «разговорить» пришельцев и предотвратить глобальный кризис и катастрофу. Отныне судьба человечества зависит от того, сможем ли мы найти общий язык с «новоприбывшими».

Трейлер картины и ее первые тридцать минут, возможно, настроят зрителей, что перед ними – в больше степени философский, нежели художественный, труд на тему непонимания и несходства. Мол, как мы можем понять пришельцев, если не можем понять своих соседей? Но опять же: очень скоро глобальное уступает место локальному, человеческому, и это превращает «научную фантастику» в поэзию.

Выясняется, что ключевое место в сюжете занимает гибель дочери Луизы, которой героиня непрестанно бредит. Это событие концентрирует женщину на самой себе, отодвигая пришельцев и грядущую войну с ними на задний план. Вместе с тем воспоминания о минувшем горе становятся ключом к языку пришельцев. Луиза не станет спасать миллионы ни в чем не повинных жизней. Ей будет достаточно спастись самой, чтобы обеспечить человечеству счастливое будущее. Но и это, разумеется, задача не из легких.

Говорить конкретнее о сюжетных перипетиях в данном случае противозаконно. Финал, который в точности повторяет завязку картины, станет откровением только для тех, кто пришел на просмотр, ничего не подозревая и не зная ни о Вильневе, ни о повести, на основе которой сняли ленту. В данном редком случае – незнание освобождает.

ПРОТИВ

Дени Вильнев снял фильм на основе повести Теда Чана «История твоей жизни». Научной фантастики в этом тексте еще меньше, чем в представленной картине, однако формулировка «книга лучше фильма» вполне адекватно отражает положение дел. В книге Чана, кроме душераздирающей истории о потере любимой дочери, по крайней мере, имеются любопытные рассуждения о лингвистах, лингвистике и науке вообще в качестве фактора развития человеческой цивилизации. В фильме «Прибытие» эти рассуждения опущены, дабы снизить философскую нагрузку на почтенную публику.

На выходе из кинозала иногда можно было услышать следующие реплики: «Фильм закончился тем, с чего начался» или «Какие-то пришельцы странные». Действительно, Вильнев, который постарался заложить в сюжет поэтическую цикличность, просчитался в одном важном элементе – занимательности. От картины, в которой задействованы инопланетяне, ожидаешь чего угодно, кроме рассказа о том, как нелегко живется главной героине.

Свои внутренние проблемы, а также задачу по спасению Земли Луизе помогает разрешить банальный deus ex machina в обличии все тех же инопланетян. Под конец они вступают с женщиной в ментальную связь и консультируют на тему того, как предотвратить неизбежный Армагеддон.

Правильно говорят, что главным доказательством существования внеземного разума является то, что с нами никто не хочет вступать в контакт. Пришельцы Вильнева выступают исключением из этого правила. Они прибывают на Землю, чтобы сплотить нас перед лицом общей угрозы, но стороннему наблюдателю это покажется странным, ведь до них все было более или менее хорошо. Тут же выясняется, что незваные гости весьма меркантильны. За свою услугу они намереваются получить подарок спустя долгие столетия: видимо, настанет момент, когда и у землян появится шанс выступить в роли спасителей – уж не намек ли это на перспективный сиквел?

«Мы все умрем, это неизбежно, стоит ли из-за этого отказываться жить?» – так кратко можно описать пафосную мораль, которую продвигает режиссер. Эта мораль, если честно, ничуть не вдохновляет – стоит ли ради нее высиживать два часа в кинозале? Книга Теда Чана лучше фильма Дени Вильнева еще и в том, что Чан пожалел своих читателей и не стал размазывать эту мораль тонким слоем на трехтомник, а уложил ее в компактный формат стостраничной повести. Текст Чана, которому далеко до Шекли или до Брэдбери, по крайней мере, не предъявляет бескомпромиссных претензий человечеству и заканчивается быстрее, чем успевает надоесть. От Дени Вильнева вы такой роскоши не дождетесь.


16+


Фото на главной: кадр из фильма «Прибытие» Дени Вильнева

Все новости компаний