Культура
  1. Культура
 08 сентября 2016, 13:50  

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея
Где «скрывают» от посторонних глаз деревянных богов и «оживляют» произведения искусства

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

История Пермской галереи началась в 1902 году, когда при Научно-промышленном музее в краевой столице открылся художественный отдел. Его коллекция к 1907 году пополнилась произведениями Василия и Петра Верещагиных, Николая Гущина и других выдающихся русских живописцев. Это собрание и стало основой нового Художественного музея.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Вначале экспозиция пермской деревянной скульптуры размещалась на первом этаже.


В Спасо-Преображенском кафедральном соборе, памятнике архитектуры федерального значения, музей располагается с 1932 года. До этого там был монастырь, перевезенный из Пыскора. О нем сегодня напоминает толькоуникальный резной иконостас.

Спасо-Преображенский кафедральный собор – крупнейший в Перми. В 1560 году Строгановыми был основан Спасо-Преображенский монастырь в Пыскоре. В 1781 году первый наместник Перми решил перевести его в краевую столицу. Монастырь разобрали и сплавили по Каме. Сначала собор хотели поставить на Егошихинской горе, но потом остановились на лесной опушке Сенькино. Перевод затянулся на 12 лет из-за нехватки средств. В 1799 году император Павел I указом учредил самостоятельную Пермскую епархию. После этого Спасо-Преображенский монастырь был обращен в Архиерейский дом. В 1922 году он был отдан областному музею. Соборный некрополь снесен в 1931 году под размещение зоосада.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяНа фото слева – Спасо-Преображенский монастырь и собор. Справа – карта бывших мест пребывания пермской деревянной скульптуры.


Сначала вся экспозиция занимала только первый этаж. А после войны здание приспособили под нужды галереи – надстроили еще два этажа и разделили собор лестничным проемом вдоль на две части.

– Галерея началась со 150 работ. За год коллекция увеличилась более чем на 2 тысячи экспонатов, – рассказывает Надежда Беляева, президент Пермской художественной галереи. Она больше 40 лет работает в музее. – Первые руководители, Александр Сыропятов и Николай Серебренников, сформировали важнейшую часть фондов. Организовывали экспедиции по краю и собирали пермскую деревянную скульптуру, предметы культа, Строгановскую икону. Путешествовавший с ними искусствовед и реставратор Игорь Грабарь писал жене: «Очень сложно, не знаю, вернусь ли». Поездки напряженные. Предметов много. Вывозить все не могли – ресурсов не хватало. А вернуться в это же место по бездорожью было невозможно.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Надежда Владимировна Беляева работает в галерее больше 40 лет. О музее она, без преувеличения, знает все.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяС большим трепетом относились люди к пермской деревянной скульптуре. Расставались со слезами на глазах. Говорили: «И с человеком прощаются... А это ведь Бог...»


В 1960-1990-е годы научные сотрудники галереи участвовали в экспедициях, в результате которых были собраны предметы народного искусства Пермского края: костюм, керамика, ткачество, роспись по дереву. В конце XX века галерея начала тесно сотрудничать с зарубежными художниками, коллекционерами и искусствоведами, вышла в лидеры рейтинга государственных музеев. Перед нами, рассказывает Надежда Беляева, распахивались все двери. Многие художники хотели, чтобы их работы хранились именно в пермском собрании. Известный немецкий коллекционер искусства XX века Юрген Вайхардт принес в дар более 150 графических листов из своего собрания, член Королевской академии искусств Великобритании, художник Кирилл Соколов подарил галерее часть своих работ, а также коллекцию старой английской гравюры.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяСегодня в фондах около 53 тысяч экспонатов. На один квадратный метр приходится почти 60 произведений живописи, декоративно-прикладного искусства, иконы, драгоценности, скульптуры, графика – многое из того, что хранится в сокровищницах галереи, посетители никогда не видели. В течение года выставляется всегда (вместе с временными выставками) 2-2,5% от общего числа.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяНачинается осмотр практически от входа – с коллекции русского искусства. Затем посетители попадают в зал с иконами, оттуда по лестнице через зал для временных выставок – в экспозицию западноевропейского искусства, а потом на третий этаж – к деревянной скульптуре.

– Было бы логичнее начинать с икон, мы ведь все-таки находимся в соборе. Но иконы боятся сквозняка, он для них губителен, – рассказывает директор галереи Юлия Тавризян. – А постепенное приближение к деревянной скульптуре – это наша концепция. Медленно подниматься к вершине, чтобы там достигнуть кульминации.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Юлия Борисовна Тавризян, директор галереи, считает, что во время переезда главное - это сохранить команду музея, одну из лучших в стране.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Каждый выставочный зал оборудован системой видеонаблюдения. Некоторые картины защищены антибликовым стеклом. Смотрители следят за сохранностью произведений и помогают людям ориентироваться в лабиринте собора.

– Видеокамер и смотрителей порой недостаточно. Однажды во время обхода хранитель обнаружила на одной из картин надпись «Оля, 17 лет». Поэтому мы закупили большую партию антибликового стекла и сейчас постепенно «одеваем» живопись, чтобы защитить ее от вандалов, – говорит Юлия Тавризян.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Постоянная экспозиция обновляется редко. По словам директора галереи, все лучшее уже выставлено для осмотра.

– Для того чтобы постоянно обновлять экспозицию, нужен идеальный музейный климат. Вообще передвижение произведений искусства с места на место очень опасно для них, а тем более в здании, которое галерее совершенно не подходит – у нас влажно, нет климат-контроля, часто образуется плесень. В 80-е годы картину итальянского художника Франческо Франчабиджо перевесили со стены на стену. Ее за ночь выгнуло. Восемь лет мы хранили ее в горизонтальном положении и только после этого начали реставрацию.

Галерее в Спасо-Преображенском соборе очень тесно. Экспонатами заставлен каждый свободный угол, даже лестницы в административной части здания. Больше всего площадей отдано под коллекцию декоративно-прикладного искусства – в ней 30 тысяч единиц хранения. Для этих предметов не выделен отдельный выставочный зал, поэтому они чаще всего скрыты от глаз посетителей и демонстрируются лишь на временных выставках.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяНа лестничной площадке, ведущей в колокольню, ожидают реставрации картинные рамы

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяВторая такая императорская ваза хранится в Эрмитаже. Больше подобных в стране нет

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяФонды декоративно-прикладного искусства занимают весь балкон собора (он расположен над входом в первый зал). Мало кто из посетителей, заходя в галерею, представляет, что над головой располагаются огромные коллекции керамики, стекла, фарфора, фаянса, тканей, мебели, металлических крестов, прялок с обвинской росписью, самоваров, монет.

– Это самая большая и разнообразная коллекция в галерее. Хранить такое количество экспонатов в стесненных условиях сложно. Но мы делаем все возможное, – рассказывает Александра Пестова, заведующая отделом.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

На каждый экспонат в галерее составляется свой паспорт.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Александра Пестова работает в галерее с 1977 года. Переехав из Свердловска в Пермь, первые три года она жила прямо в здании собора, в небольшой келье с одним окном.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Здесь экспонат в экспонате, экспонат на экспонате. Узкие проходы, большие деревянные комоды, заставленные сервизами XIX века, вазы ростом с человека, которые раньше хранились во дворце, трехметровые гобелены, намотанные на валы, шкафы с тканями, завешенные темной материей для защиты от света. В некоторых местах приходится передвигаться, втянув живот и придерживая сумку, чтобы ненароком не повредить какое-нибудь произведение искусства.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяАлександра Пестова, как и все хранители в музее, несет материальную ответственность за каждый экспонат своего отдела. Поэтому она всегда знает, где или на какой стадии реставрации находится вещь, на какую выставку собирается, откуда возвращается.

– Музейщик – человек из космоса. Для него жизнь предметов искусства – это все. Я никогда не выдам произведение без тех предписаний, которые требуются, так как понимаю, что вещь нужно сохранить на века, – рассказывает Александра Пестова. – Не все могут стать хранителями, всегда нужно поверять себя на прочность. Но я уже не представляю жизнь без музея.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

У каждого предмета есть инвентарный номер, который присваивается экспертной комиссией при его поступлении в музей, и карточка (паспорт), где указаны основные параметры. Хранитель описывает предмет и заносит данные в специальную базу – КАМИС. Там же в дальнейшем фиксируется все, что происходит с произведением искусства.

– Комплектуются коллекции галереи разными способами. Большинство экспонатов поступило к нам в советское время из фондов Наркомпроса, когда между музеями распределялось все, что было национализировано. Мы покупали и покупаем до сих пор вещи у частных владельцев, собирателей, художников. Бывает, что работы приносят обычные горожане, не имеющие отношения к искусству.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяУ каждого хранителя есть индивидуальный пломбир для опечатывания помещений

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Найти экспонат в фондах можно по таким вот спискам.


Часть фондов декоративно-прикладного искусства находится в колокольне. Там же, на втором ярусе, – «святая святых» галереи: хранение пермской деревянной скульптуры. Десятки экспонатов стоят на полках и на полу, закреплены на стенах, лежат в специальных упаковках. «Оберегает» коллекцию Евгения Шабурова.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Коллекция пермской деревянной скульптуры хранится на втором ярусе колокольни. Подняться на него нужно по старым лестницам.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Евгении Шабуровой нравится проводить время с деревянными скульптурами. В то, что экспонаты ходят по ночам, она слабо верит. Но все равно относится к ангелам и богам, как к живым.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

В колокольне прохладно. Вентиляции и кондиционеров нет, от жары летом спасают метровые соборные стены. Зимой столбик термометра не поднимается выше +16. Но Евгения говорит, что это идеальная температура для скульптур.

– Здесь два зала. Есть то, что не показывалось ни разу, – в основном экспонаты, которые пока не отреставрированы, – рассказывает хранитель.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Евгения заходит в эту часть фондов на профосмотры и приборку. А раньше в запасниках деревянной скульптуры у нее располагалось рабочее место.

– За столом я сидела спиной к ним. И складывалось ощущение, что все скульптуры – живые, что на меня смотрят десятки глаз, – вспоминает Евгения Шабурова. – У каждого деревянного бога, ангела есть свой характер. Один, например, капризный, перед отправкой на выставку начал сыпаться, хотя раньше такого не делал. Пришлось прислушаться и оставить на месте.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

У Евгении в запасниках деревянной скульптуры стоит небольшой стол. Когда-то девушка мечта заняться реставрацией, прошла несколько стажировок, и теперь может выполнять какие-то простые работы.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Коллекция живописи размещена в подвале, и хранятся в ней около трех тысяч экспонатов. Рядом – фонды графики (около 16 тысяч). Картины рассредоточены на стеллажах, установленных еще в 70-е годы. По словам главного хранителя Татьяны Сысоевой, эти стойки уже устарели, и здание на ул. Окулова, 4 будет оборудовано новыми стеллажами.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Татьяна Сысоева - главный хранитель музея. Она строго следит за всем, что происходит в фондах.


Отдел хранения действует строго по инструкции. Свободный доступ в фонды есть только у профильных хранителей – у каждого имеется пломбир для опечатывания помещений и секретный код для снятия сигнализации. Остальные могут попасть в запасники только по специальному пропуску и в присутствии сопровождающего. После этого составляют акт о вскрытии помещения.

– У нас прописано все – как учитывать вещи, какие номера ставить, в какие книги записывать. Каждую неделю назначается дежурный хранитель, который вечером после закрытия обходит выставочные залы и проверяет сохранность экспонатов. Изменения фиксирует и на следующий день сообщает профильному хранителю. Такой же обход есть по утрам – с администратором и охраной, – рассказывает Татьяна Леонидовна.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Когда хранитель замечает повреждения на экспонате, он просит реставратора посмотреть работу и, если требуется, забрать в мастерскую.

– У нас несколько специалистов – по иконе, по ткани, по графике, по живописи. Большинство предметов искусства, которые поступают в галерею, сначала отправляются к реставратору, – рассказывает Галина Хоменко. Она старший реставратор галереи, художница, выпускница Московского художественного училища. Несколько ее работ хранится в фондах ПГХГ.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Галина Хоменко работает в галерее так же долго, как и Надежда Беляева. Сегодня она - старший реставратор.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Галина Петровна начинает работу с составления реставрационного паспорта. Описывает картину до реставрации, а затем фиксирует каждый этап. Ее главные инструменты – кисти, краски, скальпели, лупа, клей. Говорит, что никогда не знает точно, сколько просидит с экспонатом. Думает, за неделю справится, а в итоге реставрирует несколько месяцев.

– Считаю, что вмешиваться в картину нужно как можно реже. За многолетнюю практику у меня уже выработалось чутье. Я знаю, когда начинать реставрацию. Но никогда не знаю, сколько она продлится – зависит от характера работы.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

На вооружении реставраторов - микроскоп

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Каждый экспонат реставраторы фотографируют до и после проведения работ

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Специалисты Пермской художественной галереи не могут реставрировать все – для этого нужны хорошие мастерские и особое разрешение. Поэтому многие произведения искусства отправляются на восстановление в Москву, а это, по словам Юлии Тавризян, очень дорого.

– Сейчас нормальных условий для работы реставраторов нет. Пять человек находятся в одной комнате, и если один из них берет большую вещь, другим места уже не остается. Надеемся, что в новом здании будет отдельная мастерская для каждого.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

В галерее не прекращается (и не прекратится во время переезда) работа в научно-исследовательском отделе. Его руководитель Нина Казаринова вместе с коллегами составляет каталоги, буклеты, научные статьи, книги, монографии к каждой новой выставке. Затем эти работы отправляются в библиотеки университетов, музеи России и мира. Иногда продаются.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Нина Казаринова написала больше 200 научных работ по искусству и культуре.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

После переезда в галерее помимо нового реставрационного центра появится большое фондохранилище с современным оборудованием, просторные выставочные помещения, кафе, сувенирная лавка, образовательный центр, лекционно-концертный зал, библиотека, читальный зал, откроются фонды – часть покажут в кабинетах редкости.

– Сегодня у нас в силу того, что это здание является памятником архитектуры, нельзя ничего приспособить для маломобильных групп населения. Нельзя сделать пандусы, подъемники или лифты. Все это будет в новом здании, – поясняет Юлия Тавризян. – Появится специальная система пожаротушения. И самое главное – климат-контроль. Наконец будет постоянная температура и соответствующая нормам влажность воздуха. Мы избавимся от большой проблемы – плесени.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галереяМузейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

Ведутся работы по реконструкции здания собора.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

В Спасо-Преображенском соборе до 2018 года запланированы несколько проектов. Например, выставка из Эрмитажа, посвященная Строгановым. При этом руководство галереи не прерывает подготовку к переезду. В кабинете Юлии Борисовны на стене висит большой план военного училища – периодически на планерках она с коллегами обсуждает варианты размещения музея на ул. Окулова, 4. Кроме того, уже есть договоренности с ведущими музеями России и мира об организации выставок в новом здании.

– Повысится статус музея как выставочного и реставрационного центра. Надеемся, что пермякам понравятся обновленные типы экспозиций, и аудитория нашего музея расширится.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

В новом здании планируется создать экспозицию, посвященную собору, истории галереи и Николаю Серебренникову.

Музейные тайны. Business Class рассказывает, как устроена Пермская художественная галерея

По словам Юлии Тавризян, Пермская художественная галерея не прекратит работу и в переходный период, на этапе переселения. Сотрудники продолжат работать с коллекцией, с проектами и вести научно-исследовательскую деятельность.

– Ясно, что собор – это дом родной, намоленное место. Однако новое здание нам необходимо. Переезжать страшно. Нельзя ничего растерять, людей в том числе. Ведь музей – это в первую очередь команда, – говорит директор галереи.

Напомним, ранее мы рассказывали о том, как устроен Государственный архив Пермского края и цирк.

Фото: Анастасия Яковлева, архив Пермской художественной галереи. Видео: Анастасия Яковлева, Александр Глушков.

Все новости компаний