Продукт: «Он снова здесь»
Режиссер: Давид Внендт

Трудно представить себе более болезненную тему для современной Германии, чем Адольф Гитлер. Со дня смерти самого «результативного» тирана прошло более 70 лет, но немцы словно бы до сих пор пребывают в эмоциональном анабиозе – мало кто понимает, как стало возможным то, что произошло, и от невозможности осознать истинные причины отчуждение от прошлого собственной страны делается еще глубже и безнадежнее.
Странно было бы предполагать, что немцы уж очень хотят говорить о Гитлере. Тем более говорить о нем в ироничном или юмористическом ключе. Тем неожиданнее стал выход в свет ленты «Он снова здесь» – комедии о похождениях Адольфа Гитлера в современной Германии. Гитлер приходит в себя на заброшенном пустыре. На дворе – XXI век, и нацистский лидер не имеет понятия, как он здесь оказался. Ни власти, ни сторонников, ни жилья, ни денег у него теперь нет, но есть опыт восхождения со дна на вершины и твердая вера в победу национал-социализма. Неподготовленный мир принимает бывшего диктатора за гениального актера, его гневные речи взрывают интернет, и… Гитлер второй раз в жизни обретает статус суперзвезды.
Картина «Он снова здесь» (как и одноименная книга, что послужила первоисточником для фильма) чем-то напоминает один большой социальный эксперимент. Авторы ставили своей целью разобраться, насколько чужд самый главный кошмар XX века настоящему времени. Оказалось, что совсем не чужд. Обстановка в Европе изменилась: наплыв беженцев, хрупкое дипломатическое равновесие, экономический кризис, – неудовлетворенность политической реальностью вновь объединяет между собой самых разных людей. Собственно, «Гитлер» приходит на готовенькое – и его почти никто не отвергает, не гонит, а принимают и выслушивают.
Картина сделана на пересечении игрового и документального кино. Основные сюжетные вехи даны в постановочной форме, но перебивками между ними служат рандеву новоиспеченного фюрера с нашими современниками: политическими активистами, молодежными лидерами, туристами, простыми горожанами. Всех их главный герой старается вызвать на откровенность, и они легко поддаются на его уловку. Самое удивительное не то, что толерантные европейцы склоняются к крайним мерам, предлагаемым выдуманным персонажем, а то, что сами продвигают их.
Киношный Гитлер – лишь метафора исторической памяти отдельно взятого народа. Но для всех нас он – неизбывное наследие, черный фантом, что навсегда останется в учебниках истории. «Он снова здесь» берет начало как фантастический анекдот («Очутился как-то Гитлер не в загробном мире, а в 2016»), но заканчивается как мрачное пророчество и одновременно вздох облегчения: хорошо еще, что Гитлер не появился на свет во времена социальных сетей и расцвета телевидения.
Вердикт «bc»: оригинально и пугающе
Продукт: «Стена памяти»
Автор: Энтони Дорр

Энтони Дорр, автор сенсационного романа «Весь невидимый нам свет», выпустил сборник коротких рассказов «Стена памяти», который в большей степени продолжает не упомянутый роман, а другой ранний труд писателя – сборник «Собиратель ракушек». В обеих книгах Дорр ведет рассказ о людях, сблизившихся с природой, но при этом потерявших связь с человечеством. В основном это отшельники, путники, печальные одиночки, которые находят в шепоте ветра и солнечном блеске больше смысла, чем в общении с близкими или незнакомыми людьми. Их умонастроения кому-то покажутся упадочными, но все совершенно не так: главные герои, потерянные и забытые, стараются обрести самих себя прежде всего в рамках мироздания, ощутить причастность к природным красотам, почувствовать себя частью разливающейся реки, порыва буйного ветра, сырой почвы.
В этот раз Дорр насыщает свои новеллы еще одним немаловажным нюансом. Он рассуждает о человеческой памяти, а точнее – о подступающем беспамятстве. Дорр, смелый гуманист, искренне и наивно верит, что человеческие воспоминания – это могучая потусторонняя энергия. И будучи утраченными, они продолжают витать в эфире, сливаются с окружающим пространством и сознанием других людей. Здесь они обретают второе дыхание. Мы все – дышим чужой памятью, заключенной в незнакомые вещи и явления. Не исключено, что и мы сами – фантом чьей-то памяти, блик минувшей любви.
Дорр в своем гуманизме чем-то напоминает Андрея Тарковского. В его книгах очень сложно отыскать отрицательных персонажей. Автор сосредоточивается не на борьбе главного героя со своими антиподами, а на стремлении персонажей сохранить свои отличия от них. Молоденький солдат, который хоронит раненого журавля в демилитаризованной зоне; хранительница семян, что с горечью ожидает затопления родной деревни; юный житель Кейптауна, который находит под неподъемным валуном окаменелости пермского периода, – их место в уютной тени зеленеющего пейзажа, и ничего другого им не нужно.
Есть необходимость предупредить тех, кто знаком с Дорром лишь по его роману «Весь невидимый нам свет», получившему Пулитцеровскую премию. Последняя книга Дорра более делает упор на атмосферу и колорит, нежели на сюжет и стиль, как это было в знаменитом романе. Если «Весь невидимый нам свет» – это изящное динамичное кино, то «Стена памяти» – фотопроект, выставка зарисовок, не связанных между собой. Центральный элемент представленных произведений – собственно их творец. Дорр, как и его трогательные рассказы, понравится тем, кто верит в бессмертие человеческой души и памяти.
Рекомендации «bc»: читать
изображение на главной: r5.readrate.com