Культура
 06 февраля 2016, 12:00   1861

Weekend: «Шпионский мост» Спилберга и новый роман автора «Мальчика в полосатой пижаме»

Weekend: «Шпионский мост» Спилберга и новый роман автора «Мальчика в полосатой пижаме»
Автор: Кирилл Перов

Продукт: «Шпионский мост»

Режиссер: Стивен Спилберг

«Шпионский мост» – один из фаворитов грядущей премии «Оскар-2016», ему светит аж целых шесть наград, в том числе за лучший фильм и лучший сценарий. Фильм, однако, по большей части примечателен своей антимилитаристской программой и попыткой смягчить общественное мнение в отношении Советского Союза. И это в разгар «изоляционистского» кризиса в отношениях Запада и России.

Действие фильма происходит на фоне серии реальных исторических событий и рассказывает о бруклинском адвокате Джеймсе Доноване, который оказывается в эпицентре «холодной войны», когда ЦРУ отправляет его на практически невозможное задание – договориться об освобождении захваченного в СССР американского пилота самолета-разведчика U2 и обменять его на плененного в Бруклине советского нелегала полковника Рудольфа Абеля.

Политическая подоплека фильма обозначена намного четче и яснее, нежели художественные нюансы. Есть заносчивые «русские», которые хоть и не признают, что Абеля шпионом, тем не менее, желают его вернуть до того, как он раскололся. Есть сдержанные американцы, которые вынуждены отреагировать на вызов и заслать на территорию врага бравых пилотов для картографирования территории на случай ядерной войны. Есть адвокат-семьянин, скромный, прилежный и целеустремленный. Но самое главное – он настоящий патриот и знаток своего дела, а значит, сделает все возможное, чтобы измученный пилот Пауэрс вернулся наконец домой.

Все, что находится за пределами этой доктрины, у Спилберга вышло довольно плоским, за исключением персонажа Абеля, разумеется. Марк Райлэнс, исполнивший роль непробиваемого флегматика, который, конечно же, желает спастись, но вместе с тем понимает, что ждет его на Родине, однозначно достоин получения «Оскара» за лучшую роль второго плана. Абель вызывает больше сочувствия, чем нервозный адвокат Донован, и это распределение зрительских симпатий приводит к тому, что под конец фильма начинаешь негодовать на нерасторопного юриста.

Историческая фактура, представленная в ленте, пожалуй, заслуживает более взвешенного изучения, потому что Спилберг, как ни старался быть объективным, все-таки сделал упор на гуманизм, но ни о каком гуманизме в той истории речи не шло. Каждый хотел получить свое и для этого готов был уничтожить соперника. История с поимкой Абеля – лишь удачное исключение из правил, но, конечно же, им одним история холодной войны не заканчивается. К большому сожалению.

Weekend: «Шпионский мост» Спилберга и новый роман автора «Мальчика в полосатой пижаме»

Рекомендации «bc»: ознакомиться с реальной историей

Продукт: «Мальчик на горе»

Автор: Джон Бойн

Ребенок и война – тема неисчерпаемая для романистов всех мастей, в том числе спекулянтов, зарабатывающих на мелодраматизме неизбежного сопоставления ранимого детства и милитаристской машины. Собственно, Джон Бойн сделал себе имя на этой теме: один из самых удачных его романов, «Мальчик в полосатой пижаме», повествует о дружбе еврейского мальчика с сыном одного из высших чинов СС. «Мальчик на горе» – логическое продолжение той книги, но с еще большим размахом и глубиной. Глубина и размах связаны прежде всего с исторической фактурой, которую Бойн взял за основу. Если в предыдущем романе он рассказывал о концлагере, то здесь речь пойдет о Бергхофе – альпийской резиденции Адольфа Гитлера, где тот любил укрываться от окружающего мира.

Сюда и прибывает маленький Пьеро – племянник одной из служанок, круглый сирота и бедолага. Он поселяется в Бергхофе на правах помощника, но вскоре оказывается в фаворе у хозяина. Медленно, но верно Пьеро (по общему решению его переименовали в Петера) становится преданным цепным псом Гитлера, облачается в форму гитлерюгенда и ведет себя соответствующе: вынюхивает измену в стане прислуги Бергхофа, изучает нацистскую литературу, делает все, чтобы оправдать возложенные на него надежды. Чем ближе к развязке войны, тем сильнее разочарование Петера в привитых ему идеалах. Однако никакое разочарование не сможет смыть следы жестокости, которую мальчик проявлял к обитателям горного убежища. И когда его кумир в конце войны уходит на покой, он становится перед тяжелейшим выбором, куда податься и как быть – груз беспощадной печали тянет едва оперившегося подростка на глубокое дно.

«Мальчик на горе» – книга для еще юных читателей, которых больше впечатляет сюжет, нежели стиль или, например, достоверность. В новом труде Бойна много такого, что справедливо вызвало бы вопросы у более умудренных любителей исторических романов. Бойн настолько увлекся фигурой Петера, что все прочие персонажи выдались у него немного затененными и стереотипными: родители мальчика, заговорщики в Бергхофе, Адольф Гитлер и его окружение – от них не ожидаешь ровным счетом ничего выдающегося, вся динамика сюжета заключена в Петере, остальное дано «в нагрузку».

Тем не менее Бойн сделал все возможное, чтобы читатели прониклись сочувствием к невинной жертве обстоятельств. Тем, кто ждет от «Мальчика на горе» более интенсивных и интеллектуальных переживаний, придется запастись терпением вплоть до финала – там Бойн успешно замаскировал внезапный поворот: с текста на краткий миг слетает вся коммерческая мишура и перед нами предстает оголенный нерв, ранимая плоть. В этот момент читатель остается один на один с размашистым и всепоглощающим катарсисом.

Weekend: «Шпионский мост» Спилберга и новый роман автора «Мальчика в полосатой пижаме»

Вердикт «bc»: для юных читателей

фото: kinopoisk.ru, litres.ru

Теги:
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний