Экономика
 09 декабря 2015, 12:30   1887

Тариф «Прошлогодний»

Тариф «Прошлогодний»
Перевозчики Перми считают, что стоимость проезда в размере 20 рублей, которую только предстоит рассмотреть гордуме, уже устарела

Комиссия по тарифам одобрила к рассмотрению на пленарном заседании Пермской гордумы в декабре вопрос о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте с 16 до 20 рублей. Как рассказал Business Class член тарифной комиссии депутат гордумы Вячеслав Григорьев, к администрации возникла масса вопросов, они будут заданы на заседании комитета по экономическому развитию и «пленарке». «В частности, нужно узнать мнение прокуратуры по некоторым параметрам, которые влияют на окончательную цифру», – отметил он.

По словам депутата, одно из первых замечаний касается проблемы учета пассажиропотока. «Я, как и в прошлом году, задал вопрос о внедрении системы учета пассажиропотока, поскольку по существующей методике плановый объем работы перевозчиков определяется с большой погрешностью. Но пока другого способа нет», – заключил г-н Григорьев.

Напомним, в декабре 2014 года администрация намеревалась повысить стоимость проезда с 13 до 18 рублей. Тогда оказалось, что большинство депутатов не готово поддерживать 5-рублевую индексацию, и консенсус был найден на тарифе в 16 рублей. Что касается автоматической системы учета пассажиропотока, расходы на ее внедрение предложено включить в расчет тарифа в виде общехозяйственных расходов перевозчиков, которые в результате увеличатся на 3%. Электронные льготные проездные документы, по планам, должны появиться в Перми в июле следующего года.

Можно и больше

Участники рынка рассказывают, что и в нынешнем году на обсуждение думы будет вынесен «заниженный» тариф, отличающийся от первоначальных расчетов администрации. «20 рублей – не экономически обоснованная стоимость, это тариф прошлого года. Кроме того, изначально заложили цену 22 рубля. Первый вариант проекта постановления был подготовлен еще в начале лета на основе прошлогодних данных по пассажиропотоку», – сообщил Эдуард Мирзамухаметов, директор ООО «Дизель». Вячеслав Григорьев также заметил, что слышал о 22-рублевом тарифе. «Цифра витала, но документов не видел», – отметил он.

Вместе с тем Эдуард Мирзамухаметов подчеркивает, что и повышение стоимости проезда до 20 рублей станет большим подспорьем для перевозчиков. «Если в итоге его примут, то это в существенной мере спасет отрасль», – рассказал он. Положительно относится к предложенному тарифу и директор ООО «Закамский автобус» Владимир Еремин. При этом он также отметил, что экономически обоснованный тариф сейчас больше. По его мнению, он составляет даже не 22, а 24 рубля. «Для центра города тариф 20 рублей очень хороший, а вот для маршрутов Кировского и Орджоникидзевского районов, где низкая сменяемость пассажиров, маловата, чтобы содержать и ремонтировать автобусы, покупать новые. На отдаленных направлениях набивается полный салон пассажиров на начальной остановке, и все едут, к примеру, 25 км до центра, а обратно транспорт идет полупустым. Почему-то дорожающие продукты не вызывают такой бурной реакции у людей, как повышение стоимости проезда», – рассуждает он.

Повысить нельзя понизить

Депутаты гордумы понимают, что повышение стоимости тарифа – мера непопулярная, но даже несмотря на приближение выборного 2016 года, подчеркивают, что надо принимать во внимание и состояние отрасли пассажирских перевозок. Из-за задержки с выплатами субсидий предприятия, обслуживающие убыточные маршруты, оказались в крайне тяжелом положении. «Кроме политической есть и другая составляющая: если тариф не принимать, вообще вся отрасль встанет. Перевозчики не смогут обеспечивать безопасность пассажиров, потому что у них не будет хватать средств», – говорит депутат Арсен Болквадзе. В том, что окончательно не принята методика расчета, он не видит критической проблемы. «Конструкция следующая: комитет, а после и дума рассмотрят сначала методику, потом тариф. В случае одобрения методики на думу будет вынесен вопрос о повышении стоимости проезда до 20 рублей, а если ее не примут, то вопрос о тарифе просто не будет рассмотрен в декабре и перенесется на следующий год», – полагает он.

Вячеслав Григорьев также обращает внимание на проблему качества транспортного обслуживания.

Тариф «Прошлогодний»Григорьев Вячеслав Вениаминовичдепутат Пермской городской ДумыДаже если мы повысим стоимость проезда до 20 рублей, она все равно останется самой низкой среди многих других российских городов. Нужно найти такой баланс, чтобы общественный транспорт оставался безопасным и продолжал обслуживать пассажиров при минимальной возможной цене. На сегодняшний день администрация Перми утверждает, что этот минимум и есть 20 рублей.

Передвигаться на общественном транспорте в Перми действительно дешевле, чем в других крупных городах. В Екатеринбурге проезд стоит 23 рубля (обсуждается увеличение тарифа до 26 рублей в этом году). В Челябинске утвердили 20-рублевый тариф в ноябре этого года. В Нижнем Новгороде, Казани, Самаре стоимость проезда в 20 рублей была установлена еще в 2013 году. В Уфе поездка на автобусе стоит 18 рублей, но электротранспортом дешевле – 15 рублей. СМИ растиражирован пример Петрозаводска, где мэру удалось снизить тариф на проезд. Тариф в городском троллейбусе там был уменьшен с 17 до 10 рублей. Наполненность троллейбусов увеличилась, соответственно выросли и доходы муниципального перевозчика. В результате частные перевозчики также были вынуждены изменить стоимость проезда в маршрутных автобусах с 20 до 15 рублей.

Но в том, что подобная схема могла бы сработать в Перми, сомневаются и депутаты, и перевозчики. «В первую очередь, нужно знать, в каком состоянии находится парк автобусов в Петрозаводске. Если техника в отличном состоянии – это одно дело, но если автобусы предстоит обновлять, то при снижении тарифа, надо полагать, это не скоро станет возможным», – считает перевозчик Александр Стерлягов. «Как один из возможных вариантов такой ход можно рассматривать. Но «первой скрипкой» здесь должна быть администрация», – прокомментировал директор МУП «Пермгорэлектротранс» депутат ПГД Александр Филиппов.

«Такой метод снижения стоимости тарифа имеет право на жизнь, но все нужно просчитать. У всех решений есть отложенный эффект. Сколько субсидий потом нужно будет заплатить перевозчикам? – рассуждает о примере Петрозаводска Арсен Болквадзе. – Сейчас в Перми не так много дублирующих автобусных маршрутов, поэтому возникает вопрос, будет ли у пассажиров выбор между видами транспорта. Очевидно, что жители отдаленных районов, где нет трамвайных путей, по-прежнему будут вынуждены ездить на автобусах. Здесь речь идет уже не о размере тарифа, а о принципах его формирования. При их определении исходили из того, что город имеет большую протяженность, рабочие места «разбросаны», и, например, жители Кировского и Орджоникидзевского районов ездят на работу в центр. Мы приняли решение, что транспортная доступность для всех должна быть одинаковой. В этой же логике принят единый тариф и для «Пермгорэлектротранса», и для автобусов. Решение мэра Петрозаводска красивое, но одного рецепта для всех нет, и у нас оно может не сработать», – заключил он

Поделиться:
Все новости компаний