Газета
 13 апреля 2015, 13:20   707

Уроки истории

Уроки истории
Обсуждение страшной даты в истории армянского народа прошло в Пермском классическом университете.
Автор: Кирилл Перов

На минувшей неделе философский дискуссионный клуб «Мусаелян: pro et contra» провел «круглый стол», посвященный 100-летию геноцида армян.

Начал обсуждение профессор кафедры философии ПГНИУ Лев Мусаелян, высказавший идею о том, что шовинизм и межэтническая нетерпимость никуда не делись: «Геноцид – это политика, проводимая правительством, но корень ее в бытовом шовинизме. Когда человек оскорбляет представителя иной идентичности в абстрактной, этнической плоскости, это показатель отсутствия культуры первого. Трагедия, которая произошла сто лет назад, – это результат нетерпимости и этноцида, превратившихся в геноцид. Между прочим, геноцид – это не только физическое уничтожение, но также политика размывания национальной идентичности и насильственной ассимиляции. События столетней давности – это трагедия не только армян, но и всей мировой культуры. Ведь армянская нация имела уникальную духовную культуру – например, философов, комментировавших античных коллег, и историков, описавших средневековый период. Памятники культуры и многочисленные историографические труды продолжают разрушать и уничтожать. Значит, мы можем говорить о вялотекущем, но происходящем продолжении геноцида».

С большим докладом об истории этой драматической странице в истории армянского народа выступил депутат Законодательного собрания Пермского края Армен Гарслян. По его словам, отправной точкой геноцида армянского народа принято считать 24 апреля 1915 года. Именно в этот день в Турции начались аресты научной, экономической и политической элиты армян правительством младотурок. Всего за несколько часов арестовали более 205 человек, которые позднее были убиты. Стоит отметить, что стихийные погромы происходили и ранее, а сам геноцид планировался и проводился поэтапно еще в конце 1870-х годов. За все время первого этапа геноцида, который носил религиозный характер и осуществлялся мусульманскими радикалами, во время погромов были уничтожены 600 тысяч христиан.

Перед Первой мировой войной младотурки начали политику пантюркизма, армяне же рассматривались как главное препятствие на пути осуществления данной идеи. В 1915 году началось насильственное переселение армянского этноса в пустыни. Армян как этническую группу уничтожали не только в крупных городах, но и в деревнях компактного проживания. После войны новое турецкое правительство приговорило к смерти основных организаторов геноцида, но многие виновники трагедии уже находились вне досягаемости правосудия и не понесли наказания.

По данным различных исследователей, в Османской империи в период с 1877 до 1918 год результатом геноцида армян стало уничтожение более 1,5 миллиона представителей этого этноса.

Хотя Турция традиционно отвергает обвинения в свой адрес, утверждая, что жертвами трагедии 1915 года были как армяне, так и турки, однако мировая общественность, в том числе и Россия, поднимают вопрос о юридическом, международном признании геноцида. Именно Государственная дума РФ первой признала акт геноцида в 1994 году.

На «круглом столе» уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина напомнила, что в отличие от Турции Россия признала свои ошибки: «Данные о геноциде получены из архивов, и не только российских и европейских, но в том числе из турецких. Вся совокупность этих свидетельств представляет ужасающую картину планового уничтожения целого народа. Однако современная Турция не признает очевидных, задокументированных фактов, в числе которых – описания очевидцев и исполнителей, это леденящие душу свидетельства. Соотнося моральную ответственность и то, как наша страна критично отнеслась к своему прошлому, признав акты депортации в документе 1991 года, могу сказать, что Турция беспокойства за свои поступки не испытывает».

В заключение обсуждения ректор ПГНИУ Игорь Макарихин попытался найти корни геноцида: «Мы много раз обсуждали, к чему может привести патриотизм по примеру младотурков или нацисткой Германии. В какой момент люди, которые сплачиваются с благими идеалами и под государственными флагами, устраивают погромы? Почему события геноцида повторились в Германии? По какой причине адекватные люди становятся кровожадной толпой? Необходимо обсуждать это, но не на улице, с оружием в руках, а как сейчас, в университете, где можно прийти к компромиссному решению. Я считаю, что нам еще предстоит найти эффективные механизмы предупреждения шовинизма и нетерпимости, приводящих к трагедии».

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний