Культура
 11 февраля 2015, 11:32   2449

Чтение пейзажа: репортаж с новой выставки PERMM

Чтение пейзажа: репортаж с новой выставки PERMM

В пермском музее современного искусства PERMM открылась новая выставка, она посвящена ландшафтной оптике в современном искусстве России. Название – «Обещание пейзажа» - отсылает зрителя к работам Хосе Ортега-и-Гассет, по мнению которого, пейзаж – это увиденное здесь и сейчас, с точки зрения автора.

По словам Наили Аллахвердиевой, куратора проекта и художественного руководителя музея, «выставка про пейзаж получилась очень актуальной для сегодняшнего зрителя».

Часть экспонатов уже известна в кругу, почитающем современное искусство. Из новых - в основном творчество пермских художников. «Получилась сборка про понимание ландшафта. Мы смотрим с трех точек зрения: сверху – получается сочетание дискретных точек – карта, со стороны – и мы говорим о расстоянии, длине, дистанции – о дороге, с конкретного места – и подразумеваем обзор, панораму, вид. Из этого собираются разные ракурсы, разное отношение, которое по общему ощущению на выставке получилось очень драматическим. Получается, мы все эти годы жили с ощущением драмы, которая сейчас разыгрывается уже в реальности», - говорит г-жа Аллахвердиева.

Чтение пейзажа: репортаж с новой выставки PERMM

В действительности все соответствует концепции: пространство грамотно разграничено, каждый этаж – отдельный ракурс «художественной оптики». «Уже второй раз участвую в выставках музея, - говорит Анна Нистратова, художник, арт-специалист и арт-директор дизайн-завода «Флакон». - Это удивительное явление. Во-первых, здесь собран большой срез современных авторов, которых редко совмещают друг с другом. Во-вторых, видна актуальность и неважно – работы сделаны сейчас или вновь стали злободневны». «Пейзаж - крайне интересный и важный элемент и в искусстве, и в повседневной жизни, важно уметь его видеть, читать. Экспозиция предназначена для того, чтобы показать людям, как можно еще видеть. Такие выставки делаются кураторами как некая симфония, здесь нет какой-то главной скрипки, важна каждая работа и каждый автор, который представлен»,- подытожила г-жа Нистратова. Здесь можно увидеть работы из фондов музея PERMM, из частной коллекции Надежды и Андрея Агишевых, а также из коллекций Московского музея современного искусства, галереи «Крокин», Арт-центра «Гридчин-холл» и др.

Чтение пейзажа: репортаж с новой выставки PERMM

Диапазон художественных средств достаточно широк: от живописи и фотографии до инсталляций и перфомансов. От огромного «Тунгусского вещества» до девушки, танцующей, что-то пишущей на стене и фотографирующей себя на полароид. Взгляды разные, но это характерно для России: здесь можно вспомнить и традиции пейзажа 19 века. «С одной стороны, он представлен Шишкиным, с другой стороны – Васильевым, - прокомментировала Наиля Аллахвердиева. - Это две диаметрально противоположные точки зрения: оптимистическая и глубоко депрессивная. Эта выставка – демонстрация противоречивой картины отношения к среде, к ситуации, к пространству, и попыток это осознать».

Чтение пейзажа: репортаж с новой выставки PERMM

«Мне очень нравится, - поделилась Юлия Тавризян, директор Пермской государственной художественной галереи. - Это размышления современных художников об окружающем мире, о том, где мы живем, о пространстве, природе, среде. Очень красиво, тонко, качественно». «На выставке показана странная природа, которая вроде чего-то и ждет, но, по-моему, ждать ей уже ничего и не надо. В чем-то увиденное перекликается с пьесой «В ожидании Годо». Вместо ожидания движения - остановившееся время, здесь это вагоны, куда-то идущие, и в то же время идущие в никуда. Если организаторы думали создать именно это настроение – у них все хорошо получилось», - говорит Олег Лейбович, доктор исторических наук, культуролог.

Чтение пейзажа: репортаж с новой выставки PERMM

Выставка «Обещание пейзажа» продлится до 31 марта.
«Трудно что-то рекомендовать, но: нужно посмотреть выставку внимательно, сделать выводы для себя: здесь используется очень много разных символов, которые вы можете встретить в повседневных ситуациях. Нас окружают поезда, железные дороги, дорожные указатели – интересно, как художники видят это. Важно просто прийти и посмотреть все, чтобы составить общее впечатление, кому-то понравится одна работа, кому-то другая, здесь есть огромный выбор и можно найти экспонат по душе. Музей PERMM умеет создавать что-то уникальное, ради чего сюда стоит приезжать. В Москве никто таких выставок не делает» - Анна Нистратова, арт-директор дизайн-завода «Флакон».

«Двоякие впечатления, но скорее больше нравится, чем нет. Для людей, для которых этот символический ряд, эта странная эстетика неприемлема, здесь будет просто скучно. Несмотря на кажущуюся простоту и доступность, можно подойти сфотографироваться, подержаться, каждый из экспонатов вроде прост, но если не готов это распознавать и не настроен на волну сопереживания, то получить удовольствие и не получится» - Олег Лейбович.
 

Чтение пейзажа: репортаж с новой выставки PERMM

Теги:
Поделиться:
Все новости компаний