Культура
 22 ноября 2014, 13:49   2002

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные

Продукт: «Класс коррекции»
Режиссер: Иван Твердовский

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные«Класс коррекции» – фильм о людях с ограниченными возможностями. Именно о людях в целом, прежде всего, а уже потом о детях, которые выступают в этой истории главными действующими лицами. «Колясочницу» Лену зачисляют в класс коррекционного образования. Одноклассники Лены не могут остаться к ней равнодушными, она попадает в их разношерстную компанию, главным развлечением которой является ложиться под проносящиеся поезда. Подростки утверждают, что в моменты, когда над тобой грохочет многотонная махина, к тебе приходят видения и откровения. Страстей хватает и в отдалении от «железки» – в Лену влюбляются, а кто-то даже умудряется завидовать ей. Финал классический – друзья превращаются в заговорщиков, и девушка остается один на один со своей слабостью. Она проиграет и потеряет все, но вместе с тем парадоксально выиграет у всех.

Такой незамысловатый сюжет в духе современной «новой волны» российского кино, сосредоточенного на поэтике подворотен и напористо стремящегося отыскать надежду там, откуда ее уже давно изгнали. «Класс коррекции», безусловно, намного глубже первого впечатления о нем, потому что ведет разговор, конечно, не только о школьном образовании, но и о глубинном кризисе системы, не предназначенной «особенным» людям. Стоит тебе отклониться от общего курса (умственно или физически), как тебя тут же попытается скорректировать – та самая система, в которую, кстати, включены не только «надзорные» органы вроде школы, но и твое ближайшее окружение – друзья, родители, любовники. А уж если ты решишь стать особенным среди особенных…

Фильм порой чересчур жесток, и его создатели демонстрируют то, чем в большей степени должны страдать его герои: юношеский максимализм и желание быть громче остальных. Но к такому агрессивному тону повествования приноравливаешься достаточно быстро, к тому же под конец громкоголосие и визг сменяются усталой вдумчивой сентиментальностью.

Место «Класса коррекции», тепло встреченного критиками и жюри «Кинотавра», в современном российском кинематографе строго определено: он занимает и без того плотно насыщенную нишу, где кроме него находится, к примеру, творчество Валерии Гай-Германики. Тем не менее фильм дебютанта Ивана Твердовского обрел свой собственный, выражаясь экономическим языком, «голубой океан». Он не стремится угодить всем и сразу, не играет на политических или художественных мотивах конкретного исторического момента, вместо того он отыскал своего «клиента» – соображающего зрителя, не испорченного доскональным знанием развития мирового кинематографа, но сконцентрированного на самом себе и своих устремлениях. «Класс коррекции» – кино для пассионариев, которые используют его с конкретной целью: стать чуточку лучше. Если для вас эта задача актуальна, то не пожалейте времени.

Вердикт «bc»: значимое кино


Продукт: «О водоплавающих»
Автор: Флэнн О’Брайен

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходныеРоман «О водоплавающих» ирландского писателя и журналиста Флэнна О’Брайена написан в конце 30-х годов прошлого столетия, но в 20 веке не «заслужил» перевода на русский язык. Между тем книга даже может претендовать на статус шедевра. За удивительный авторский слог. За полный, а местами даже переполненный описаниями и иносказаниями язык. За эклектическую манеру изложения, совмещающую в себе сразу несколько литературных жанров. Именно за это можно похвалить и поблагодарить О‘Брайена, признать его писательский дар, уникальное и не похожее ни на чье авторское мышление, но все-таки нельзя назвать роман «О водоплавающих» гениальным.

Это произведение-аллегория. Иносказание в нем можно заметить буквально во всем. Быть может, для читателя XXI века оно будет неявным, но пытливые современники писателя, без сомнения, правильно трактовали все метафоры произведения.

Не стоит читать роман «О водоплавающих», чтобы насладиться интригующим сюжетом, этого в книге точно нет. По своей сути произведение О‘Брайена – рассказ о писателе, творчестве, истоках и источниках вдохновения. Герой, от лица которого ведется повествование, задался целью – написать хорошую книгу, которая была бы по достоинству оценена широкой публикой.

Персонажи, параллельно развивающиеся на страницах рукописей сюжеты замысловатым образом проникают в реальную жизнь автора, в которой он больше увлечен загулами с друзьями и чтением книг, нежели подготовке к поступлению в колледж, чего очень ждет от него дядя-чиновник.

Для читателя отрывки книжных историй, перемежающиеся диалогами и сценами из жизни героя, доставляют больше хлопот, чем наслаждения. В какой-то момент может даже показаться, что мир сходит с ума.

Однако если относиться к этой истории как к словарным статьям некоей естественнонаучной книги (о чем свидетельствует название), то происходящее сможет стать интересным. Кроме того, не стоит забывать о том, что впервые книга была опубликована в 1939 году – очень непростом периоде мировой истории, когда реальность больше походила на страшную выдумку, а сказки были куда более привлекательными, нежели сама жизнь.

К слову, в романе можно проследить отсыл к другому англоязычному произведению – сказке «Приключения Алисы в Стране чудес». Здесь тоже можно увидеть шляпников, фей, говорящих зверей и выдуманных персонажей. Правда, написанная на 70 лет раньше книга Льюиса Кэрролла снискала гораздо большую славу, чем литературный труд О‘Брайена.

Рекомендация «bc»: читать для пополнения словарного запаса

Поделиться:
Все новости компаний