Газета
  1. Газета
 29 сентября 2014, 13:20  

Линии жизни

Линии жизни
Музей советского наива говорит о репрессиях. 1937-й здесь представлен подлинными документами эпохи и современным искусством.

В пермском Музее советского наива открылась выставка «Папины письма». Новую выставку музей представляет совместно с научно-информационным и просветительским центром «Мемориал». Казалось, тема лежит совершенно в стороне от основной деятельности музея, но в его названии присутствует слово «советский» и в этот контекст экспозиция, представляющая материалы о времени сталинских репрессий, вписывается без вопросов.

На выставке представлены два проекта: «Папины письма» и «Линия жизни». Первый – «Папины письма» – это настоящие письма, которые писали заключенные ГУЛАГа, осужденные по политическим статьям, своим детям. На стендах представлены письма, рисунки, придуманные стихи и сказки, есть даже гербарий с описанием каждого растения. Все это с любовью и заботой присылали в конвертах отцы своим сыновьям и дочерям, передавая детям собственное понимание мира. Эти материалы сейчас находятся в архиве Международного общества «Мемориал» в Москве, а пермяки могут их видеть на выставке в рамках реализации президентского гранта.

Проекты, составляющие выставку, прекрасно взаимодействуют друг с другом внутри музейного пространства, но при этом совершенно по-разному работают с историческим материалом. Если «Папины письма» ближе к музейным стендам с обилием текстов, с их непременным стремлением все объяснить и рассказать, то «Линия жизни» – настоящее современное искусство, инсталляция, в которой художник работает с памятью как с материалом для арт-объекта.

В квадратном пространстве от пола до потолка протянулись ленты старых бумажных обоев, на которых методом шелкографии нанесены портреты родственников Марии Полуэктовой, автора проекта. При этом некоторые полосы пустые, это память о родных, чьи судьбы попали под каток репрессий: прадед Марии Иван Алексеевич Черкасов провел в заключении 10 лет, а его брат Василий Алексеевич был расстрелян в 1937 году.

К теме советского Мария Полулэктова обращается постоянно, считая, что многие ответы на сегодняшние вопросы можно найти в прошлом.
«Я застала Советский Союз и помню его, хотя была ребенком, – рассказывает автор проекта. – Я даже успела побывать в пионерском лагере, это уже было на излете советских времен. Конечно, это уже был light-вариант, но воспоминания о советском детстве живут в моей памяти и волнуют меня до сих пор». Получив архитектурное образование и поработав по специальности, Мария Полуэктова поступила учиться в московское отделение Британской школы дизайна и там увидела, как интересно можно работать с темой памяти, коллективной и личной. Темами первых ее работ стали пионерские лагеря Подмосковья, брошенные и разграбленные корпуса, обветшавшие территории, чьи образы стали хранилищем общей и индивидуальной памяти о детстве.

Попытка проследить истоки собственной линии жизни привели Марию к истории своей семьи. Мать художницы многие годы занимается генеалогическими исследованиями и ведет архив, его материалы – фотографии, аудиозаписи и воспоминания – легли в основу нового проекта, который сейчас представлен в пермском Музее советского наива. В проекте «Линия жизни» Мария Полуэктова, собрав и соединив фотографии разных поколений своей семьи, создала в экспозиционном зале свой пространственно-временной континуум. Полосы обоев развешаны так, что между ними можно проходить, как между слоями времени, рассматривать фотографии людей и продвигаться все дальше в прошлое.

Вертикальные бумажные полосы напоминают лес, они и развешаны так, чтобы создалось впечатление глубокого заполненного ими пространства. На первой полосе – детская фотография самой Марии Полуэктовой, все ее родные – за ней. Когда первое воспринятое умом впечатление проходит, то на смену ему приходят сигналы из коллективного бессознательного, напоминающие об ушедших предках, которые всегда приходят на помощь в трудную минуту. В эзотерическом смысле автор проекта поступила с памятью так же, как древний язычник, ставивший деревянных идолов, как символ присутствия каждого из своих ушедших сородичей.

Настоящие старые обои, с блеклым незатейливым рисунком – очень точно найденный автором образ советского времени. Экспозицию дополняют шелкографии геометрических рисунков старых обоев, выполненные автором. Интересно, что первая версия проекта была совершенно без нарративной части, но посетители постоянно расспрашивали автора о жизни и делах изображенных на фотографиях людей. Теперь проект дополнился альбомом – «путеводителем по судьбам» всех родственников, включенных Марией в свой проект.

Проект «Линия жизни» уже стал участником нескольких выставок, в том числе был представлен на только закончившейся IV Московской биеннале молодого искусства. «Мы сознательно добавили в пространство музея произведение современного художника, – рассказала Надежда Агишева, учредитель пермского Музея советского наива. – Тема репрессий табуировалась, и для нас важно показать, что современное искусство может отвечать на самые сложные вопросы». Выставка «Папины письма» будет работать в Музее советского наива до 8 ноября.

Все новости компаний