Книги Чайны Мьевиля – кажется порой – написаны разными людьми. Или одним, но страдающим размножением личности. Личности фантастической, нетривиальной и глубокой. Мьевиль пишет то о людях-крысах, знающих все городские подворотни и мусорные баки, то о гигантских осьминогах, служащих причиной надвигающегося апокалипсиса, то о пространстве, где мирно сосуществуют люди и жукоголовые существа. Эти истории на сюжетном уровне связывает единственное: их действие происходит в пределах фантастического мегаполиса, который автор, кажется, исследует и познает вместе со своими героями и сам поражается всем темным углам, что в нем обнаруживаются.
Мьевиль не раз признавался, что урбанистические мотивы властвуют над ним со времен его первых романов – «Крысиный король» и «Вокзал потерянных снов», однако его творчество, конечно, не ограничивается одним лишь «городским» дискурсом. Лондон, Армада, Нью-Корбюзон и другие города Мьевиля – это лишь ширма, приманка, которая увлекает читателя возможностью насладиться пониманием того, что привычная для них среда может служить местом действия сюрреалистического повествования, отправной точкой фантасмагории.
Собственно, в этом замечен и новый роман – «Город и город». Есть Бещель и Уль-Кома – два города, как бы «наложенные» и «встроенные» друг в друга и существующие в едином, но одновременно разделенном пространстве. Они делят одинаковое время и местоположение, но при этом парадоксально не сходятся на географическом и физическом уровне. Больше того, жители одного города обязаны не-видеть и не-слышать жителей другого, которые ходят рядом с ними по улицам. За тем, чтобы города оставались порознь друг от друга, следит всевидящая Брешь – межпространственная полиция, готовая вмешаться в любой момент и покарать тех, кто пренебрегает вековыми законами.
Завязка романа – можно сказать, классическая, хрестоматийная – вводит нас в детективный сюжет. Здесь действует инспектор Тяьдор Борлу, для которого очередное дело об убийстве молодой женщины превращается… ну и так далее. Решенная в тонах нуара драма все больше погружает нас в Бещель и Уль-Кому, города-близнецы, сплетенные в утробе Бреши. Тут обитают беспринципные наци, желающие полного отделения одного города от другого, и хитроумные унификационисты, настаивающие на необходимости объединения разрозненных географий. Да и помимо них здесь полно тех, кого Борлу с большей или меньшей степенью вероятности может назвать подозреваемыми.
Роман чудесен своим вторым дном, городом в городе, метафорой в метафоре. Литературное мастерство автора и его способность посредством фантастики рассуждать о глубинной символике текущего века, кажется, гарантируют еще множество интригующих встреч на страницах воображения Чайны Мьевиля.
Рекомендации «bc»: читать и перечитывать