Накануне Нового года глава администрации Перми Анатолий Маховиков утвердил ведомственную целевую программу «Сохранение, изучение, использование и популяризация объектов культурного наследия (ОКН, памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования город Пермь». Главная цель программы — обеспечить сохранность ОКН и создать условия их полноценного и рационального использования. Программа рассчитана на 2013-2018 годы, на ее реализацию из бюджета города планируется направить 9,351 млн рублей, нефинансируемая часть составит 182,861 млн рублей. В рамках программы планируется выявить ОКН муниципального значения, провести мониторинг их состояния, работы по содержанию, страхованию и реставрации. Исполнителем выступит департамент культуры и молодежной политики Перми.
По словам руководителя общественной организации «Зеленая Эйкумена» Романа Юшкова, последние публичные слушания по проекту прошли летом 2012 года. Тогда замечания были высказаны не только общественниками, но и минкультом. «Насколько я знаю, позже документ был направлен в КЦОП на доработку», — отмечает г-н Юшков.
Зампредседателя Законодательного собрания края Лилия Ширяева рассказала «bc», что история вопроса о создании нового регионального документа ведется еще с 2010 года. Именно тогда предполагалось принять проект, однако сроки его утверждения переносились несколько раз.
О том, что документ на краевом уровне необходим, сегодня говорят строители, архитекторы и общественники, поскольку существующий нормативно-правовой акт, принятый в 2007 году, накопил множество нареканий. «Он был составлен из выдержек Генплана и наработок прошлых лет по данной теме. С одной стороны, он жестко регулирует некоторые моменты, с другой — не содержит в себе никакой идеологической основы, а также нужного объема исследований и историко-культурных обоснований. Большой объем зданий города не имеет необходимой документации, которая позволила бы включить их в число ОКН. Мы можем увеличить их число. Например, путем перевода ценных средовых объектов в памятники», — считает депутат.
По словам директора МАУ «Бюро городских проектов» Андрея Головина, главный минус проекта 2007 года в том, что он не имеет регламентов и параметров. «По сути, он ограничен тем, что запрещает производить без согласования с органами надзора какие-либо действия с ОКН. А параметры (что должно быть согласовано и каким образом) в документе не отражены. Кроме того, нечетко определен предмет охраны: известно, что нужно охранять, но непонятно — как», — отмечает г-н Головин.
С ним солидарен главный архитектор ООО «Сатурн-Р» Игорь Луговой. По его словам, строители на собственном опыте убедились в недоработанности существующего проекта, и еще при его принятии было ясно, что многие положения документа потребуют изменений. «В итоге нареканий накопилось столько, что выходом из ситуации стала разработка нового проекта. Он и городу, и краю, безусловно, необходим. У Перми нет формального статуса исторического города, но мы должны сохранять наше культурное наследие. И делать это на основании четкого законодательно-правового акта», — считает архитектор.
По мнению Романа Юшкова, именно по причине отсутствия параметров охраны ОКН в Перми и крае не сохраняются ценные средовые объекты — купеческая, мещанская двухэтажная Пермь. «На это обращал внимание еще в начале 2000-х научный Институт ЭНКО, а также специалист международного уровня Роберт Тавернон. Тем не менее их замечания остались проигнорированными», — рассказывает Юшков.
Отметим, что именно Тавернон занимался в 2010 году разработкой нового «Проекта охраны зон ОКН» для города и предложил свое видение Перми. Предполагалось, что его труды лягут в основу регионального документа. Они были по сути одобрены в ходе разработки Генплана, и никаких протестных настроений не встретили.
Англичанин, который до работы с пермским культурным наследием разрабатывал подобный проект для Лондона, предлагал проводить экспертизу объектов еще до выдачи застройщикам разрешения на строительство, чтобы избежать сноса важных для Перми объектов. Также зарубежный эксперт говорил о важности создания системы внесения зданий в реестр памятников. При этом попадание объекта в данную категорию, по словам Тавернона, не должно означать сохранение, не допускающее изменений. «Внесение в реестр не замораживает здание во времени, но требует получения согласования при необходимости изменений, которые могут повлиять на особые качества здания. Здания-памятники могут изменяться, расширяться и даже иногда сноситься по решению правительства. Для того чтобы обеспечить их полную юридическую защиту, процесс выбора и внесения в реестр должен быть строгим, стандартизированным и понятным как властям, так и владельцам зданий и людям, в них проживающим», — считает эксперт.
Будут ли учтены труды Тавернона в новом документе, в минкульте ответить не смогли. Однако, по словам Романа Юшкова, министерство пообещало принять во внимание все замечания при дальнейшей работе. «Думаю до ноября 2013 года вполне реально сделать качественный проект. Хотя есть риск, что за это время некоторые строители успеют снести несколько значимых для города зданий», — считает собеседник.
Отметим, что готовый документ должен будет пройти историко-культурную экспертизу. Это серьезная процедура, которую проводят не менее трех аттестованных экспертов. После проект будет передан на утверждение в правительство. И только после этого можно будет издавать правовой акт.