Газета
  1. Газета
 12 ноября 2012, 13:20   3006

Оптимальный платеж

Оптимальный  платеж
Олег Балашов, директор компании «Единый Расчетный Центр» — о системе начисления коммунальных платежей и о возможностях оптимизации процесса.

 С сентября 2012 года в прессе активно обсуждается инициатива губернатора по созданию краевого расчетно-кассового центра. Со стороны представителей администрации Пермского края уже выдвинут ряд утверждений, однако подробностей о том, какие задачи будет решать данный центр, и о принципах его работы до сих пор не представлены на суд общественности.

Человеку, далекому от темы расчетов, сложно разобраться во всех нюансах. Специально для газеты Business Class комментарии дал директор компании «Единый Расчетный Центр» Олег Балашов.
Олег Валерьевич, как вы оцениваете идею создания краевого расчетного центра на территории Пермского края?
— Оценивать идею создания краевого расчетного центра, на мой взгляд, преждевременно, так как в настоящее время нет полной информации об этом центре. Однако хотел бы осветить сами принципы организации расчетов и сборов в сфере ЖКУ, так как создание краевого расчетного центра преследует цель — сделать расчеты в ЖКХ более прозрачными. 
Первая часть работы заключается в расчете квитанции. Для этого необходимо формировать и вести базы данных потребителей: ФИО, площадь квартиры. Далее ежемесячно собирать информацию показаний счетчиков, если, конечно, они установлены. После этого из всего объема информации производится расчет коммунальных платежей для каждого потребителя. Результат этой работы — напечатанная квитанция. 
Вторая часть работы — это сбор платежей от населения. Этим занимаются коммерческие банки, отделения почты, кассы, терминалы нашей компании, другие организации. Все мы являемся платежными агентами. 
Каждая из работ крайне обширна, поэтому на рынке существует специализация. Одни компании занимаются расчетами, другие — сборами. Наша компания «Единый Расчетный Центр» занимается организацией сборов платежей.
Олег Валерьевич, насколько мне известно, в Перми уже работают несколько компаний, в названии который фигурирует словосочетание «расчетный центр». Все ли компании занимаются расчетом квитанций?
— Все верно, на территории Перми функционируют несколько расчетных центров. Основная доля компаний занимается расчетами квитанций. 
Наша компания создана в 2007 году, и мы были среди первых негосударственных структур, кто начал заниматься организацией сборов платежей и расчетами между плательщиками и получателями. В нашем названии есть словосочетание «расчетный центр», что, вероятно, приводит к тому, что нас ассоциируют с компаниями, которые занимаются расчетами квитанций. 
Если одни компании занимаются расчетом, другие сбором, каким образом построено взаимодействие между данными компаниями? Или оно отсутствует?
— Безусловно, взаимодействие есть. Прием платежей за ЖКУ — один из самых сложных. Квитанция содержит более 20 информационных полей, причем больше половины ежемесячно изменяются. Эти данные необходимо распознавать и передавать вместе с платежом. 
Договор между расчетным центром и сборщиком платежей позволяет осуществлять слияние баз данных плательщиков. То есть когда мы отправляем собранные средства, мы также отправляем реестр плательщиков. При наличии договора реестр интегрируется с базами данных получателей, другими словами, платежи автоматически разносятся. Если договора нет, то передается не реестр платежей, а каждый платеж отдельно, что в масштабах Перми, где более 700 тыс. плательщиков только по ЖКУ, категорически недопустимо.
Сейчас в прессе фигурирует понятие «расщепление платежей», что это такое и для чего необходимо?
— Квитанция за ЖКУ содержит перечень поставщиков, в пользу которых потребитель должен оплатить услуги. Расщепление платежа позволяет полученные от плательщика средства перечислять непосредственно поставщику, минуя счета управляющих компаний или ТСЖ. Если плательщик заплатил за подогрев (теплоэнергию), то данный платеж будет перечислен напрямую в ресурсоснабжающую организацию.
Другими словами, если на кассе компании «Единый Расчетный Центр» будет принят платеж в пользу ресурсоснабжающей организации, то платеж уйдет напрямую к ней?
— Если есть прямой договор, то да. Если договор есть с расчетным центром, например, вновь создаваемым при администрации, то средства будут перечислены на счета данного центра. А они, в свою очередь, будут производить расщепление.
Тогда давайте рассмотрим вопрос по поводу сбора. Если есть коммерческие банки и почтовые отделения для приема платежей, почему создаются кассы ресурсоснабжающих организаций и других?
— Вопрос в стоимости сбора — комиссии. Каждый платежный агент определяет свою стоимость за сбор. Так как услуги за сбор оплачивает заказчик — управляющая компания, ресурсоснабжающие организации и т.п., то для минимизации затрат на сбор заказчики решают организовать собственные пункты приема. Но это не всегда рентабельно.
Организация сбора — очень сложный процесс, который требует наличия договоров с теми платежными агентами, которые обеспечат необходимое покрытие территории и высокую доступность для населения, а также наличие интеграции систем агентов и получателей (биллинг).
Как показывает практика, одна касса никогда не обеспечит необходимый сбор. Конечные плательщики, как правило, платят там, где привыкли, где им удобно и выгодно; во-вторых, объем платежей крайне высок: одна касса не справится с клиентским потоком — будут очереди и недовольство. Поэтому и была создана на рынке сбора платежей система агентов, к которой может подключиться компания, в чью пользу требуется осуществлять сбор. 
Причем наличие договора между получателями платежей и платежными агентами — это жесткое определение правил движения денежных потоков между контрагентами. Платежный агент самостоятельно не может решать, какому получателю направлять средства. Он отправляет только согласно условиям существующего договора.
Вы затронули тему размера комиссии. Насколько она разнится между платежными агентами?
— В настоящий момент комиссия за сбор может доходить до 3%. Комиссия может быть внешней, когда ее оплачивает сам плательщик. Может быть внутренняя: когда есть договор и комиссию оплачивает компания — заказчик услуг по сбору средств. Размер внутренней комиссии всегда меньше, т. к., повторюсь, наличие договора значительно оптимизирует процесс сбора средств.
Комиссия крупных федеральных сетей устанавливается централизованно по всей России, и снизить комиссию для заказчика крайне сложно.
Компания «Единый Расчетный Центр» имеет возможность предоставить индивидуальный подход к формированию комиссии за счет автоматизации процессов, современных технологий и различных организационных моментов.
Олег Валерьевич, мы начинали с вами разговор с обсуждения идеи краевого расчетного центра. Какое взаимодействие вы видите с данной организацией?
— Со своей стороны мы готовы заключить прямой договор на сбор платежей, предоставить свой биллинг и сеть операционных и автоматизированных касс, которых только по Перми более 700. Кроме того, мы предоставляем расчетный модуль. Благодаря данному модулю реестры платежей интегрируются с системами компаний, занимающихся расчетом квитанций.
Поделиться:
Все новости компаний