Инициативная группа, объединившая несколько многодетных пермских семей, стоящих в очереди на получение муниципальной земли, предлагает строить «Идеальные кварталы». По этой задумке на земле для многодетных будут строиться частные дома для больших семей, школы, детские сады, поликлиники. Разработкой дизайна зон общего пользования (улиц, скверов, детских площадок) семьи планируют заниматься сами.
«Инфраструктура «Идеального квартала», — размышляет Светлана Новикова, член некоммерческого объединения «Союз Семей Прикамья», — ничем не может отличаться от социальной инфраструктуры. А после того как дети из многодетных семей вырастут, квартал станет еще одним районом города с малоэтажной застройкой, либо благодаря ему расширятся уже имеющиеся. Идея строительного кооператива в целом очень привлекательна. Главное — качественно проработать принципы его реализации, без ущемления чьих-либо прав».
Светлана Баранова, член правления РОО «Многодетные Пермского края», продолжает: «То, что могло быть организовано самими многодетными семьями, а это домашний (возможно, частный) детский садик, нормальная площадка для детей, регулярная уборка (вывоз) мусора и т. п., — это никоим образом не будет зависеть от того, сколько именно детей будет проживать в данном месте через энное количество лет. Гораздо интереснее другой вопрос. Насколько велика вероятность того, что администрация действительно построит детские сады, школы, поликлиники? И что сделано это будет ровно с расчетом количества проживающих детей?»
В России пока минимум регионов, где запущены подобные проекты. Например, в Ульяновской области участки, выделенные под застройку, находятся в 10-15 минутах езды до города. В Москве дела обстоят хуже: ближайшая территория, на которой распределяют землю, находится в 50 км от столицы.
Губернатор Виктор Басаргин заявил, что жилье для многодетных семей построят надежные застройщики. Уже этой осенью должна начаться их предквалификация. Для того чтобы ее пройти, компания должна соответствовать требованиям экологичности и энергоэффективности.
«Хотелось бы решать самим, какие дома строить, как и кто будет это делать, а не принимать навязанные кем-то условия», — говорит Екатерина Зотина, идеолог проекта «Идеальный квартал».
«У застройщиков есть интерес к идеальным кварталам, — подтверждает директор компании Research&Decisions Регина Давлетшина. — Но так как абсолютное большинство строит отдельно стоящие дома, а не кварталы, то выполнить все эти требования просто невозможно. По сути, это задача не застройщика, а администрации».
«Идеальные кварталы не всегда рентабельны, — предупреждает Станислав Цвирко, управляющий АН «Перспектива». — Ведь проще построить небоскреб и не обустраивать детскую площадку. Приходится искать баланс. Можно встать на путь Запада, США: пригород, малоэтажное строительство, школьный автобус забирает детей. Конечно, это потребует дополнительного благоустройства, третьего, четвертого, пятого моста через Каму. Идеальный квартал может быть в любом районе, если правильно все выстроить. Этот тон должна задавать администрация и выделять больше участков под строительство».
Владимир Гуриков, исполнительный директор Ассоциации «Пермские строители», называет несколько основных факторов, от которых зависит рентабельность строительства в том или ином районе: обеспеченность территории инженерной и автодорожной инфраструктурой, детскими садами, школами, поликлиниками, и также общая платежеспособность многодетных семей.
Борис Николаев, ведущий аналитик Аналитического центра «КД-консалтинг»:
— Участки для многодетных предоставляются для индивидуального жилищного строительства гражданам, и на сегодня участие в такой схеме застройщиков не предусматривается. В дальнейшем в качестве развития программы рассматриваются варианты вовлечения земельных участков из фонда Развития жилищного строительства (РЖС) и привлечения застройщиков для их освоения. Однако встречный интерес строительных компаний будет определяться «экономикой» каждого конкретного проекта, степенью участия местных органов власти, например, в части софинансирования объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.