«Ангелова кукла» — книга уникальная в силу многих причин. То ли документальная проза, то ли автобиография, то ли сборник городских легенд, смешных и жутких баек из детства. Замечателен и автор — главный художник Большого драматического театра имени Товстоногова, сын репрессированных, проведший несколько лет в колонии для несовершеннолетних, а потом чудом попавший в легендарную ленинградскую художественную школу.
Мир «Ангеловой куклы» — это питерские острова, погрязшие в послевоенной разрухе. В некоторых рассказах появляется сам Кочергин — вот он, шестнадцатилетний, приезжает в Ленинград вместе с матерью, вернувшейся из ссылки, — учится рисовать, зарабатывает на жизнь, работая «сортировщиком» при знаменитом питерском карманнике, вот он уже в декорационном цехе театра — разыскивает для постановок старинную мебель, перекочевавшую из аристократических домов через десятые руки на свалки и чердаки.
Вокруг всего этого кипит по своим никому не подвластным законам разухабистая жизнь — артели проституток общими силами растят нажитых детей, инвалиды, в которых война превратила львиную долю мужского населения, пьют и хвалятся былой боевой славой, беспризорные мальчишки дерутся стенка на стенку с обитателями соседних островов, все вместе празднуют Новый год и вопреки всему верят в чудеса.
«Ангелова кукла» воспринимается как блестящее художественное произведение с залихватскими сюжетами и невообразимыми фактурными персонажами. И тут приходится одергивать себя, напоминая, что книга Кочергина — это кропотливая реставрация эпохи. По словечкам, присказкам, жаргону, мельчайшим деталям писатель воссоздает ту реальную, не признанную официально, дикую нищую юродивую Россию, какой она вышла из войны.