Газета
  1. Газета
 27 августа 2012, 13:20  

Страна детства

Страна детства
Карелия — красива, аутентична, насыщена историей и культурным наследием. Но, кроме всего прочего, она еще учит жизни.

 Самолет Пермь—Москва, поезд до Петрозаводска, 30 километров от города до дачного домика на берегу озера. Все мои летние школьные каникулы прошли здесь. Работа, заботы, свои и чужие проблемы за тысячи километров. За окном березовая роща, серебристый блеск воды и тишина. Ноль е-мэйлов, выключен телефон, «друзья» из соцсетей не заметят исчезновения. Впереди несколько недель такой «холостяцкой» жизни. 

 
Сплавься, Отечество!
Лучше всего ехать в Карелию летом. Оно там наступает на две недели позже, чем в Перми, а уже во второй половине августа начинают поливать дожди. Тем, кто до сих пор верил, что белые ночи Санкт-Петербурга — непередаваемое зрелище, советую отправиться в Карелию в июне. Ночью можно читать, не зажигая свет. Солнце, казалось бы, только что село. Но проходит пара часов — и начинается рассвет.
Самые большие шансы погреться на северном солнце в июле. В этом году нам не повезло: часто шли дожди, а температура весь месяц держалась на уровне 20—23 градусов. 
Солнца здесь мало, и буйства красок, как на юге, не увидишь. Зато количество натуральных блондинов и блондинок на 1 квадратный метр значительно выше. 
Еще недавно власти Пермского края заявляли, что прилагают немалые усилия для развития туризма в регионе. На этой волне был придуман проект «Белые ночи в Перми». Карелии в этом плане ничего изобретать не надо. В России вообще есть что посмотреть, а здесь особенно. Но создается впечатление, что местным чиновникам лень воткнуть палку, чтобы она дала корни на плодоносной почве. Кажется, что жители республики зарабатывают деньги только тем, что продают друг другу услуги. При этом большинство гостиниц построены в советские времена, сфера общепита развита очень слабо, бутики с модными брендами — редкость. 
И тем не менее туристы сюда едут. Например, на сплавы. Купить тур можно прямо на месте. Например, шестичасовой сплав по одной из самых бурных рек Шуе стоит около 1 тыс. рублей с человека. Воды здесь, извините за каламбур, море. На территории республики 27 тысяч рек и 60 тысяч озер (для сравнения, в Пермском крае — 29 тысяч рек, но озер единицы). Петрозаводск расположен на озере Онега. Оно огромное, как море. Вода ледяная, даже очень жарким летом купаться в Онеге решаются немногие. Но от этого не страдают. 
Кстати, проблем с набережной здесь нет. Карелы очень гордятся своей жемчужиной, и в регионе, который гораздо беднее Пермского края, еще много лет назад нашли деньги и обрамили озеро в гранит. Здесь есть все: спуски к воде, сквер, прогулочные дорожки, небольшие кафе. 
В какую бы сторону ты ни поехал, названия озер мелькают на каждом шагу: Ладожское озеро, Сямозеро, Водлозеро, Кончезеро, Святозеро, Урозеро, Ондозеро, Выгозеро и еще, и еще, и еще. Многие из них образуют бусины, нанизанные на нитки рек. Карелия — это, в первую очередь, вода и камни. Почвы здесь практически нет. Лес растет прямо на камнях. 
Конечно, в таком месте не может быть мало рыбы. Обязательно нужно попробовать ряпушку. Готовится она просто: по-карельски. На сковородку выкладываются рыбки, заливаются водой, варятся с луком минут 15. Чистятся от костей они легко. Второе карельское блюдо — калитки. Это ватрушки из ржаной муки с картофельным пюре или пшенной кашей. 
 
2 миллиарда лет назад
В нашем распоряжении была машина, поэтому мы самостоятельно строили маршруты и выбирали время поездок. Но турагенств здесь немало — при необходимости можно обратиться в любое из них и выбрать понравившийся маршрут. Ограничивались наши возможности лишь двумя детьми. Поэтому от длительных поездок к Белому морю, чтобы посмотреть на петроглифы — древнюю наскальную живопись — и Соловецкие острова, отказались сразу. Выезжали утром, с расчетом вернуться к ужину домой.
 Тем, кто приехал в Петрозаводск впервые, возможно, захочется услышать рассказ о городе, основанном Петром I, и заказать экскурсию по нему. Не захотите гулять по проторенным маршрутам, просто загляните в «Дом куклы» — потрясающий музей! Под впечатлением останутся и взрослые и дети. Кукол, сшитых мастерами этого дома, продают во многих сувенирных лавках Петрозаводска. 
Мы первым делом рванули на водопад Кивач. Его высота 11 метров. И мне приятно думать, что это второй по величине водопад в Европе, хотя в отдельных источниках утверждается, что третий. Он расположен на реке Суна. Существует легенда о двух реках сестрах Суне и Шуе, которые долгое время бежали вместе. Но затем Суна уступила свое спокойное русло Шуе, а сама уснула. Когда проснулась, обнаружила, что сестра не стала ее дожидаться. Бросилась Сун-река догонять Шую, бежала не разбирая дороги. Но так и не догнала. Но на пути, где она пробегала, образовалось три водопада — Кивач, Гирвас и Пор-порог. 
Нам повезло, летом Кивач обычно высыхает и больше напоминает ручей. Но из-за дождей в этом году этого не произошло. И мы наслаждались шумом и зрелищем по полной. 
Второй водопад, Гирвас, уже не производит такого мощного зрелища. Зато он течет там, где 2 млрд лет назад был вулкан с одноименным названием. Конечно, сейчас от огнедышащего вулкана не осталось даже кратера, только скалы. Но впечатлила сама цифра — 2 млрд! Ведь всей флоре и фауне Карелии не более 15 тысяч лет. Она образовалась после схода ледника.
О том, что в Карелии есть вулкан, даже далеко не все ее жители знают. Мы примерно вычислили его расположение на карте. Приехали в поселок Гирвас. Никаких указателей и табличек нет и в помине. Хотя машины с питерскими и московскими номерами в этом месте не редкость. Но прежде чем нашли вулкан, спрашивать дорогу пришлось трижды, хотя он был у нас прямо под носом.
По дороге на Кивач можно заехать на местный курорт — Марциальные воды. Еще один яркий пример того, что отношение к государственным проектам в России не меняется веками. Это первый российский курорт. Был построен Петром I. Карелия не только снабжала Россию лесом, но и железной рудой. Здесь были открыты источники, богатые железом. Польза этой воды была доказана сразу же. Крестьянина Ивана Ребоева, совершившего сие открытие, царь жаловал вольной, освободил от податей и еще наградил лесным наделом. Бумага, подтверждающая право собственности, хранилась у потомков крестьянина долгие годы. Уже в ХХ веке один из пра-пра-правнуков Ивана Ребоева буквально с ружьем защищал свою собственность. Пока ему доходчиво не объяснили, что «все вокруг советское». 
Царь сам регулярно приезжал в Марциальные воды и приглашал бояр. Отказаться от такого приглашения было невозможно. Свита порой составляла до 60 человек. Каждый оплачивал пребывание на лечебных водах из собственного кармана, деньги шли в государственную казну. Но… курорт прекратил свое существование почти сразу после смерти Петра. И был восстановлен лишь в советское время.
 
Щепин из Щепино
Самой дорогой оказалась поездка на остров Кижи в музей деревянного зодчества Карелии. Ансамбль кижского погоста — перевезенный на остров с разных уголков республики — является объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Повторюсь, удовольствие не из дешевых. Только за билеты на «Комете» — туда и обратно — каждому взрослому придется заплатить по 2,5 тыс. рублей. Два года назад цена была 2 тыс. рублей. Но тогда мы так и не доехали до музея. На Онеге был шторм, уже на полпути в переднее стекло «Кометы» ударилось бревно, и пассажиров, сидевших на передних сиденьях, облило ледяной водой с ног до головы. К счастью, обошлось без жертв, но «Комета» вернулась в Петрозаводск. И хотя ехать второй раз было страшновато, решили, что дешевле уже не будет и надо успевать. 
В Кижах храмы — церковь Преображения Господня и церковь Покрова Богородицы, построенные без единого гвоздя, впечатляют своей невесомостью. Их маковки сделаны из осиновых пластинок. На солнце они золотятся, а в пасмурную погоду купола кажутся серебряными. Но нет смысла рассказывать об этом, нужно ехать и смотреть. 
Из поездки, кроме впечатлений об Онежском озере и знаний о том, как жили наши предки, мы вынесли урок о грамотном пиаре. На территории музея расположен дом бедного, но, судя по всему, находчивого крестьянина Щепина, проживавшего в деревне Щепино. Экскурсовод уверяла, что сохранилась история о его женитьбе. Летом крестьянин занимался хозяйством, а зимой уходил в город на заработки. Там он и встретил свою будущую жену. Пообещал практически золотые горы, заявив, что у него есть большой дом, две лавки и мельница. Когда привез ее в дом, то молодая жена пожаловалась свекрови, мол, муж обещал ей большой дом, на что свекровь ответила: изба действительно большая, они в ней с сыном вдвоем жили, места хватало. «А где же лавки?» — допытывалась молодая супруга. «Так вот — у одной стены и у другой», — услышала ответ. Нашлась в доме и мельница — ручной жернов. 
Когда уезжаешь из Петрозаводска, на вокзале звучит песня «Долго мне будет Карелия сниться». И в этих словах нет ни капли преувеличения. Уезжаешь с грустью и желанием вернуться вновь. И хотя здесь я была бессчетное количество раз, когда возвращаюсь, чувствую, что люблю это место, и именно его считаю своей родиной. Меня еще ждет Белое море, Валаам, экскурсия по мраморному карь­еру Рускеала, озера, ягода морошка, ряпушка и мой дом. И я почти наверняка знаю, где проведу свой следующий летний отпуск.
Все новости компаний