Газета
  1. Газета
 20 августа 2012, 13:20   1400

Конкретный план

Конкретный план
Эффект от грамотной поддержки малого бизнеса может дать дополнительно миллиарды рублей и в бюджет, и для самих предпринимателей.

 Сегодня принято немало гос­программ, в которых указано, что органы власти должны создавать условия для развития малого бизнеса. Но вопрос, что такое УСЛОВИЯ? В ЧЕМ КОНКРЕТНО ОНИ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ?

 
Три первых шага
1. Необходимо четко осознавать, что малый бизнес работает в конкретных отраслях, и поэтому программа поддержки должна быть а) федеральной, б) комплексной. До сих пор этого сочетания практически не было. На федеральном уровне долгосрочной комплексной программы нет. Есть неплохие региональные примеры (например, туризм и придорожный сервис в Краснодарском крае, сельское хозяйство в Татарстане и Башкирии, активное развитие аутсорсинга в Пермском крае. Но у регионов не хватает полномочий что-то серьезно менять в отраслях. Несколько особняком здесь стоит отрасль сельского хозяйства, так как и исторически работа на селе велась посредством небольших предприятий, и даже в советское время дальше колхозов дело не пошло. Наиболее многочисленные по количеству предпринимателей отрасли торговли и бытовых услуг, общественного питания после болезненной «операции» вывода в рынок начала 90-х развиваются самостоятельно, регулируемые лишь законами рынка. Государство в данных отраслях проявляться начало осторожно и сравнительно недавно (135-ФЗ, 381-ФЗ , 94-ФЗ).
2. Бюджетные инвестиции на развитие малого бизнеса — это эффективный инструмент борьбы с безработицей, и, как следствие, бюджет на развитие малого бизнеса необходимо в разы увеличивать, возможно, перераспределяя деньги с Мин­здравсоцразвития РФ в пользу Минэкономразвития РФ. (Для примера: федеральный бюджет на программу по безработице на 2012 год составляет 76 млрд рублей, а на поддержку малого бизнеса — 19 млрд рублей.) В Пермском крае соответственно: 1,6 млрд и 700 млн рублей (это с учетом пятикратного роста в 2012 году суммы федеральных средств, направляемых на развитие предпринимательства в Пермском крае, но так далеко не везде в регионах происходит).
3. Программные мероприятия должны охватывать период минимум 5 лет, для того чтобы предприниматели смогли спланировать свою деятельность с учетом возможной государственной поддержки, что даст хороший стимул для инвестиций.
 
Пять основных направлений 
Развитие отраслей посредством малого бизнеса — вот, на мой взгляд, рецепт эффективной государственной политики. Каким образом это можно делать? Здесь я бы разделил деятельность на несколько частей.
1) Доступ к госзаказу.
Государство — самый большой заказчик товаров и услуг. В отдельных отраслях доступ к госзаказу необходимо ограничивать только предприятиями малого и среднего бизнеса. Здесь может быть несколько вариантов.
 Вариант 1 — преференции по отраслям: транспортные услуги, клининг, питание, пошив одежды, ремонтные работы, МIСЕ.
 Вариант 2 — преференции по объему закупок — при стоимости контракта до 100 млн в месяц — госзаказ должен размещаться только у субъектов малого и среднего предпринимательства. 
Примерный эффект для края — увеличение оборота у субъектов малого предпринимательства только по закупкам государственных органов — свыше 2 млрд рублей, или 11 % от объема услуг, предоставленных малыми предприятиями в 2011 году.
2) Развитие отраслей.
Очевидно, что для развития малого бизнеса важно облегчить предпринимателям вход в рынок, создать возможности. На мой взгляд, эффективно это можно сделать путем целевой защиты рынков от крупных предприятий и ухода из определенных отраслей государственных предприятий. 
Пример: эффективно законодательно определить, что торговлю хлебобулочными изделиями могут осуществлять только малые предприятия. Таким образом, государство создаст предпосылки для возникновения малого бизнеса в данной отрасли и ограничит возможности монополизации рынков сбыта.
Тот же пример можно распространить на розничную торговлю и другими потребительскими товарами, в том числе и подакцизными. Да-да, например, если перевести продажи табачных изделий в плоскость только малого бизнеса, — это РЕАЛЬНО будет содействовать развитию предпринимательства. Загоняя же сейчас торговлю подакцизными товарами в крупные магазины (так как мелкие не могут соответствовать требованиям законодательства), законодатель создает иллюзию борьбы как с курением, так и с алкоголизмом. Это, к сожалению, на сегодняшний момент только стимулирует нелегальную торговлю данными товарами на наших необъятных просторах.
Услуги в сегментах b2b, b2c,b2g, IT-индустрия, дерево­обработка, сельское хозяйство, легкая промышленность, образование, здравоохранение — это секторы для эффективной работы малого бизнеса, и при наличии комплекса законодательных, налоговых и финансовых мер поддержки возможно добиться очень неплохих результатов в развитии как отраслей, так и малого бизнеса в целом. 
Эффект от данной деятельности в Пермском крае — по моим оценкам — увеличение количества занятых в малом бизнесе минимум на 100 000 человек. Увеличение оборота малого бизнеса края ориентировочно на 50—70 %. Соответственно, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на сумму от 1,5 до 2 млрд рублей. (Это только по налогам, собираемых по спецрежимам, — УСН,ЕНВД.)
3) Формирование благоприятной среды. 
— Целенаправленная поддержка общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей. Поддержка заключается в передаче некоторых функций по регулированию рынков, а также праве законодательной инициативы, при этом крайне важно продолжение развития института ОРВ. 
Рынки, регулирование которых эффективно могут осуществлять общественные организации:
— Бытовые услуги
— Транспортные услуги
— Логистические услуги
— Торговля
— Оценка работы чиновников всех уровней власти — через оценку предпринимательского климата на территории, для мотивации в создании новых рабочих мест и деятельности чиновников по содействию инвестициям на территорию. Наличие возможностей для работы, зарабатывания денег населением — вот необходимое условие для снижения уровня оттока населения с территорий края.
— Преемственность власти. Гарантии инвесторам.
Создание инфраструктуры для доступа предпринимателей к информации о рынках, законодательстве.
Массовые программы повышения квалификации предпринимателей как за счет бюджета, так и на коммерческой основе.(70 % бизнесов закрывается из-за неграмотности предпринимателей относительно вопросов менеджмента, особенностей рынков, законодательства и т. д.) 
4) Налоги. 
Считаю, что сейчас необходимо пересмотреть нормативы по УСН на краевом уровне и ЕНВД на местных уровнях. В преддверии возможного кризиса данный вопрос весьма актуален. 
УСН — необходимо ввести льготную ставку для производственных предприятий, предприятий, работающих в сфере сельского хозяйства, а также в сфере оказания социальных услуг населению. У нас в крае одни из самых жестких условий по УСН в стране.
ЕНВД — разница в ставках этого налога в различных муниципалитетах (коэффициент К2) в крае составляет 10 раз! Уровень же средней заработной платы в различных районах различается в 5 раз, что показывает явную диспропорцию в установлении налога на территориях. Считаю, что адекватно ставку коэффициента К2 коррелировать с суммой средней заработной платы района, что позволит изменять налоговую нагрузку на бизнес в соответствии с покупательной способностью населения конкретного района.
5) Финансовая поддержка. 
— Программ много, и мероприятий также проводится много, как на федеральном, так и на региональных уровнях. На мой взгляд, важно, чтобы финансовая поддержка была не сама по себе — а как составляющая комплексной работы, которую надо начинать с отраслей.
— Очень важно, чтобы финансовая поддержка мотивировала к развитию и рыночные институты поддержки бизнеса — банки, лизинговые и факторинговые компании, образовательные учреждения и инфраструктуру (бизнес-инкубаторы и технопарки). Таким образом, можно добиться существенного мультипликативного эффекта использования государственных инвестиций в развитие малого бизнеса. 
Например, в программе развития малого предпринимательства в Пермском крае на 2012 — 2014 гг. нами был заложен мультипликативный эффект от мероприятий, который составил от 6 до 16 единиц. То есть косвенный эффект от мероприятий программы, по нашим расчетам, должен быть выше прямого от 6 до 16 раз, по различным направлениям поддержки, за счет, например, стимулирования мероприятиями программы деятельности рыночных институтов поддержки бизнеса — банков и лизинговых компаний.
В Пермском крае правительству удалось в прошедшие годы успешно осуществлять мероприятия по п. 2, 3 и 5, что, считаю, очень неплохим заделом на будущее. Сейчас, на мой взгляд, очень важно более активное вовлечение общественных организаций в процесс, а также необходимо сделать более адекватными налоговые условия для предпринимателей края. Результат не заставит себя ждать!
Поделиться:
Все новости компаний