На протяжении своего губернаторства Виктор Басаргин уже неоднократно высказывается по поводу изменений муниципальной политики в крае. Серьезность таких намерений подтверждается продолжительным периодом знакомства с жизнью на местах. В конце мая Виктор Басаргин обещал посетить все районы Пермского края. Он уже успел побывать в Коми-Пермяцком округе, Чердыни и Красновишерске, Чайковском, Добрянке, в ЗАТО Звездный и других территориях.
26 июля в с. Култаево губернатор принял участие в съезде Совета муниципальных образований Пермского края, где было сделано сразу несколько программных заявлений. Они касались как концептуальных подходов («взамен того, что мы будем выделять муниципалитетам финансовый ресурс, мы потребуем развивать предпринимательство»), так и просто актуальных тем («за год минимум 20 % нуждающихся многодетных семей будут обеспечены земельными участками»). Руководителям на местах риторика нового главы региона явно ближе, чем заявления его предшественника.
Прямые выборы глав и сити-менеджеры. Главный политический вопрос — полномочия и способ избрания первых лиц муниципалитетов. Виктор Басаргин во время самого первого появления перед пермской прессой заявил о поддержке института сити-менеджера. Однако это было разовое заявление. Впоследствии губернатор неоднократно высказывался и за возвращение к прямым выборам глав, и за отказ от наличия сити-менеджера в структуре власти. Неудивительно, что на местах сейчас также придерживаются именно такой позиции.
Так, Константин Лызов, глава Добрянского района, считает «правильным, чтобы глава отвечал непосредственно перед населением за тот круг вопросов и задач, с которыми он выходит на выборы. По-другому на эту работу не принимают. Что касается системы сити-менеджеров, то от нее в Добрянском поселении мы ушли еще 5 лет назад, а в районе сделали это в позапрошлом году. На сегодняшний день везде, кроме Полазны, отказались от этой должности».
В Осинском районе несколько иная ситуация, там глава муниципального района избирается напрямую населением, а главы более мелких поселений — через депутатский корпус — такое положение соответствует взглядам главы района Сергея Романова. Систему с сити-менеджерами г-н Романов назвал «неправильной практикой», «ведь в таком случае система управления начинает функционировать по принципу коммерческой структуры, а управленец не несет непосредственной ответственности перед людьми». «В случае же прямых выборов глава отвечает непосредственно перед населением», — поясняет Сергей Романов.
Председатель Совета муниципальных образований, глава Пермского района Александр Кузнецов отметил, что «наверно, пришло время возвращаться к всенародным выборам, они предполагают большую ответственность. Здесь, конечно, есть нюансы, но по крайней мере у руководителя больше обязательств перед людьми, которые его избирают. Если соответствующие поправки будут внесены, начнем приводить уставы муниципалитетов в соответствие. Хотя формально есть три пути избрания и назначения первых лиц, и что выбирать — решать муниципалитетам, никаких ограничений нет».
Налоги. «Налогооблагаемая база в дотационных муниципальных образованиях практически полностью истощена, из-за отсутствия предприятий в сельских поселениях», — сетует глава Верещагинского района Юрий Старцев. Он, как и все главы, надеется на дальнейшую передачу части региональных налогов на уровень муниципалитетов. Об этом Виктор Басаргин говорил на заседании Госсовета страны 18 июля. Это, прежде всего, 15 % НДФЛ. «Мы отдали на уровень поселений 50 % транспортного налога и смотрим часть других направлений для того, чтобы повысить инвестиционную привлекательность территорий», — сказал губернатор. Ситуации с налоговыми отчислениями муниципалитетам в своем блоге пояснил председатель Законодательного Собрания Пермского края Валерий Сухих. По налогу на доходы физических лиц «предлагается увеличить единые нормативы отчислений из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов, установив единые нормативы: для муниципальных районов — 35 % (увеличение на 15%); для городских округов — 25 % (увеличение на 5%)».
По транспортному налогу «предлагается перераспределить норматив между муниципальными районами и городскими и сельскими поселениями края, уменьшив норматив для муниципальных районов со 100 % до 50 % и, соответственно, предусмотрев норматив 50 % для поселений Пермского края. Это позволит поселениям направлять средства на приведение в нормативное состояние дорог общего пользования в границах населенных пунктов».
Как отмечает Сергей Романов, «по налогам от краевого правительства никаких предложений пока не поступало». «Очень важно определиться с критериями предоставления средств, так как дополнительная помощь дотационным территориям может закончиться ничем», — отметил г-н Романов.
Пока же налоговая политика на уровне муниципалитетов, по мнению Константина Лызова, оставляет желать лучшего. «Круг полномочий муниципалитетов постоянно расширяется, а средств на обеспечение этих полномочий явно недостаточно, поэтому просто необходимо увеличивать налоговый потенциал муниципальных образований. В дополнение к той части налогов, которую губернатор планирует передать, идеальным была бы еще передача части налога на прибыль. Тогда мы были бы непосредственно заинтересованы в привлечении инвесторов на территорию, здесь нам вполне хватило 2—3 %», — признается г-н Лызов.
Социальные программы. Строительная отрасль рассматривается как один из локомотивов развития территорий. Особое внимание губернатор предлагает уделить строительству муниципального жилья для отдельных категорий граждан (молодые семьи, учителя, врачи и т. д.), что призвано значительно способствовать привлечению квалифицированных кадров. Представители муниципальной власти отчитываются, что уже взялись за решение данной проблемы. Так, в Осинском районе в 4-х поселениях строится специализированное жилье за счет средств, выделяемых на социальные расходы из муниципального и регионального бюджета. «Но закрыть эту проблему только за счет муниципального бюджета не получится, нужна региональная программа по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», — говорит глава района Сергей Романов. Также, добавляет глава, в Осинском городском поселении ведутся проектные работы по строительству детского сада.
Одним из вариантов решения проблемы является участие муниципальной власти в долевом строительстве. «Мы разрабатываем программу по покупке жилья на этапе его строительства, а не по его окончательной цене, что существенно сэкономит бюджетные средства», — разъясняет г-н Лызов.
Главы муниципалитетов также предложили свои варианты возможных направлений муниципальной политики.
«Помимо обозначенных губернатором направлений я бы еще предложил уделить внимание проблеме ветхого и аварийного жилья. Здесь, на мой взгляд, заказчиком должен выступать не муниципалитет, а краевое министерство. Тем самым проблема бы решалась централизованно. Кроме этого хотелось бы усиления развития механизмов государственно-частного партнерства, предлагаю обязать находящиеся на территории муниципалитетов крупные предприятия участвовать в социальных программах», — высказался глава Добрянского района Константин Лызов.
Виктор Басаргин неоднократно давал понять, что его кредо — социальная ориентированность. Все заявления и обязательства четко соответствуют этим принципам. Главный вопрос такого подхода: где взять средства на реализацию. В 2012 году дополнительные резервы в казне нашлись. Как заявила на минувшей неделе министр финансов края Ольга Антипина, благодаря перевыполнению по налоговым сборам и федеральным трансфертам, доходная часть бюджета увеличится на 3,5 млрд рублей. «Из этой суммы 2,1 млрд рублей — это собственные налоговые и неналоговые доходы. Мы получили перевыполнение бюджета по налогу на прибыль на 1,1 млрд рублей и по налогу на доходы физических лиц на 750 млн рублей. Еще 1,4 млрд — средства, поступившие из федерального бюджета и имеющие целевой характер, прежде всего, финансирование приобретения жилья для ветеранов Великой Отечественной войны», — отметила Ольга Антипина.
При этом на последующие годы Пермский край ждет ощутимое сокращение доходной части бюджета. Уже сегодня Минфин уверенно прогнозирует потерю 12,5 млрд рублей в 2013—2014 годах по сравнению с запланированным ранее.
«Налог на прибыль рассчитывается в зависимости от сценарных условий, которые формирует экономика. Условия на 2013—2014 годы, сформированные весной 2011 года, оказались излишне оптимистичными. По итогам новых прогнозов, сделанных в апреле 2012 года, в Пермском крае произойдет существенное снижение налогооблагаемой прибыли. В результате в 2013 году ожидается сокращение налога на прибыль на 3,5 млрд рублей (с 42 до 38,5 млрд), в 2014-м — на 9 млрд рублей», — сообщила Ольга Антипина.
Глава Перми Игорь Сапко неоднократно подчеркивал, что и для краевого центра 2013 г. будет очень сложным с точки зрения исполнения бюджета. Мэр прогнозирует сокращение доходной части до 15 млрд рублей. Текущий бюджет также пересмотрен в сторону сокращения с 19,9 млрд до 16,5 млрд.
Сегодня в территориях ждут от власти четкого обозначения приоритетов муниципальной политики, наиболее полный ответ на этот запрос даст бюджет края на 2013 год, работа над проектом которого уже началась.
Справка «bc»
• выборность глав и институт сити-менеджеров;
• необходимость увеличения доходности муниципальных бюджетов, в том числе за счет передачи части региональных налогов;
• строительство муниципального жилья, детских дошкольных учреждений;
• предоставление земли многодетным семьям.
Валерий Сухих, председатель Законодательного Собрания Пермского края, о выделении средств на муниципальные дороги:
— В марте депутатами Законодательного Собрания были внесены изменения в краевой закон «О дорожном фонде Пермского края». Суть корректировок в том, что муниципалитеты были наделены дополнительными возможностями по решению дорожных проблем у себя в территориях.
Муниципальные районы получили право расходовать денежные средства дорожного фонда на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов Пермского края. Всего на указанные цели из краевого бюджета выделено около 700 млн рублей.
Кроме того, муниципалитетам (за исключением краевого центра) дополнительно выделены средства в объеме 345 млн рублей. Назначение расходов — проектирование и строительство (или реконструкция) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования.
На проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения городу Перми выделены денежные средства в объеме 200 млн рублей.
В соответствии с решением краевого парламента правительством Пермского края были внесены соответствующие изменения в Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда, которые вступили в силу с 01.06.2012. Указанный порядок носит заявительный характер. В связи с этим обстоятельством хотелось бы обратить внимание руководителей муниципалитетов максимально активно использовать предоставленные возможности.
Олег Подвинцев, политолог:
— Что касается текущей ситуации в крае по соотношению «региональная власть — муниципальная власть», то ее можно охарактеризовать как переходную и неясную. Старая система взаимоотношений, отнюдь не идеальная и, с моей точки зрения, малоэффективная, разрушилась, а новая еще не сложилась.
Можно предположить, что со стороны новой региональной власти есть намерение повысить степень ответственности глав муниципалитетов именно перед населением, а не перед краевой властью. Это может стимулировать глав на проявление инициативы, они больше бы заботились о конкретных делах и думали о том, как будут выглядеть в глазах населения, а не руководства края. Последнее выходило на первое место для предшествующей краевой администрации, в результате чего ставленники краевой власти очень часто проигрывали на выборах на местах.